Андрей Миронов родился 7 марта, но родители решили: "Запишем 8-го. Будет подарок для женщин".
Он действительно стал им - редко какая из представительниц слабого пола могла устоять перед исключительным обаянием актера.
Андрей Миронов родился в семье Марии Владимировны Мироновой и Александра Менакера. Пути его родителей пересеклись, когда они оба уже успели обзавестись семьей. Менакер оставил ради Марии жену - балерину Ирину Ласкари и сына Кирилла - будущего хореографа.
В 1941 году на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у тридцатилетней Марии Владимировны прямо за кулисами начались схватки. Так вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий артист родился на сцене.
Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его родители решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин».
При рождении он получил фамилию отца и носил ее до 1950 года, когда добрые люди посоветовали родителям сменить мальчику фамилию, чтобы «пятая графа» не осложняла ему жизнь. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.
По воспоминаниям самого артиста, в детстве и юности он большую часть времени проводил с родителями. Благодаря им ему посчастливилось общаться с талантливыми людьми: Михаилом Зощенко, Валентином Катаевым, Борисом Ефимовым, Верой Марецкой, Фаиной Раневской, Леонидом Утесовым, который дарил маленькому Андрюше музыкальные инструменты и очень огорчался, когда мальчик их ломал - ему было интересно посмотреть, что внутри.
В одиннадцать лет он чуть не дебютировал в кино. Но раннему началу кинокарьеры помешала... природная чистоплотность - чистота и порядок в доме Мироновых были возведены в культ. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съемочная группа фильма "Садко". Андрею вместе с сыном знаменитого мхатовца Хмелева поручили "роли" в массовке. Но Хмелеву дали роскошный костюм боярчонка, а Миронову - дерюгу попрошайки, которую он, побрезговав надеть на голое тело, нацепил поверх модной тенниски с блестящей молнией. Когда в кадре рядом с боярином оказался колоритный нищий в носках под лаптями и рубище, через которое отчетливо просвечивала молния, режиссер с криком изгнал хулигана со съемочной площадки.
Поступление Андрея Миронова в театральное училище им. Щукина стало для его родителей сюрпризом: ему хорошо давались языки, думали, что он будет поступать в МГИМО или на иняз. Родители благосклонно восприняли решение сына стать артистом. Иначе без их одобрения, а в особенности без согласия матери, Марии Владимировны, Андрей без разговоров забрал бы документы из театрального и стал дипломатом. И, возможно, не ушёл бы так рано из жизни. Как станет известно после его смерти, Миронов страдал врождённой аневризмой сосудов головного мозга - заболеванием, категорически несовместимым с такой эмоциональной профессией, как актёрство.
Первые спектакли Андрея Миронова - "Клоп", "Баня", "Над пропастью во ржи", "Доходное место" - вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на театре.
Роль Холдена в спектакле "Над пропастью во ржи" (по повести Сэлинджера) - во время работы над ней он познакомился с актрисой Татьяной Егоровой, в которую долго был влюблен, - сделала его знаменитым на всю Москву. В 60 - 70-е годы в театр было не попасть - ходили "на Миронова".
Причиной их развода, по слухам, были сложные отношения Градовой со свекровью. Второй женой Миронова стала актриса театра Советской армии Лариса Голубкина. Она была его старше на год, и тоже имела дочь Машу, которая была ровесницей его собственной дочери. Миронов удочерил ребенка Голубкиной.
Кроме музыкальности, Миронов поражал всех и своим бесстрашием: все трюки в кинофильмах он выполнял только сам. В картине «Невероятные приключения итальянцев в России», снятой Эльдаром Рязановым, он висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, перебирался с пожарной машины на крышу «Жигуленка», сползал из окна гостиницы «Астория» на ковровой дорожке. Итальянские актеры крутили пальцем у виска и называли его «сумасшедшим русским».
Он дал ему попробоваться в каверзной сцене. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил: "Я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился... Потом она вышла за Павла". Но роль Лукашина досталась Мягкову - поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно.
Поклонницы часами просиживали на лужайке у калитки мироновской дачи: вдруг выйдет Андрей. На площадь Маяковского стекались толпы посмотреть, как он выходит из театра - обаятельный, жизнерадостный, с глазами цвета синьки. Поклонницы ради автографа своего кумира готовы были броситься под колеса его автомобиля, а иногда действовали и вовсе экстравагантно - прокалывали шины.
Зато в театре Андрей Миронов сыграл много серьезных ролей мирового драматического репертуара: Фигаро, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Лопахин, купец Васильков, Дон Жуан, Жорж Дюруа, Грушницкий, молодой Вишневский, - не говоря уже о ролях современной тематики.
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов.
Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Второе кровоизлияние оказалось смертельным. Оно застало Миронова на сцене рижского театра, где он играл Фигаро. Почему-то именно в этот день, 14 августа 1987 года, в Прибалтику съехались почти все родственники Андрея - его мать, обе жены, дочери - и многие его друзья.
Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Он так и не пришел в сознание и 16 августа скончался. Хоронили Андрея Миронова в костюме Фигаро.
Творческая атмосфера во многом предопределила выбор Андрея Миронова стать артистом, хотя сами родители не видели в сыне артистического таланта и прочили ему будущее дипломата. Втайне от них Миронов поступил в Театральное училище имени Щукина, а после — посвятил всю жизнь зрителю.
Никогда он не прикрывался родительской славой и даже склонен был скрывать своё родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. Лишь товарищи Андрея это знали.
Однажды в Баку на съёмках «Бриллиантовой руки» всю киногруппу пригласили в гости артисты местного драматического театра и устроили им вечер. Все сидели за столом, и вдруг поднимается Юрий Никулин и торжественно произносит:
— Товарищи! Вы все знаете, что есть такие замечательные артисты — Миронова и Менакер. Так вот здесь присутствует… (Миронов весь позеленел, замер) артист Анатолий Папанов, за которого я и поднимаю этот бокал!
Миронов показал Никулину кулак, а бакинские актёры долго не могли понять, отчего москвичи так хохочут…
Лишь несколько раз он появился в кадре вместе со своими знаменитыми родителями.
Мария Миронова, Александр Менакер и Андрей Миронов. «Сказки дремучего леса» в «Голубом огоньке» 1966 года
Отсутствие слуха и музыкальных способностей
Миронов с детства считал, что у него нет слуха и способностей к вокалу. Впервые он запел в кинофильме «Бриллиантовая рука» и был сильно удивлён, что получилось. Уже потом появилась особенная манера пения, которую полюбили зрители. Актёр подшучивал, что отсутствие музыкальных данных компенсирует иронией и пародийностью, просил не воспринимать его пение всерьёз.
«Городской мотив (Каблучки)»
Истинный перфекционист
Друзья Андрея Миронова часто вспоминали, что во всём он любил идеальный порядок и был настоящим перфекционистом (англ. — «стремящийся к совершенству» — прим. автора). Эта черта характера проявлялась во всём. Часами Миронов мог повторять слог песни, оттачивал сотни раз жесты.
В театре или в концертном зале появлялся раньше всех, за 3 часа до начала представления: любил проверять микрофоны, осветительные приборы, техническую оснащённость, репетировал. Феноменальное трудолюбие и ответственность стали залогом кажущейся лёгкости и пластичности его выступлений.
Андрей Миронов считал зрительскую любовь авансом артисту, который надо не только оплатить, но и превзойти, расплатившись стараниями и своим временем.
Перфекционизм проявлялся и в патологической чистоплотности. Однажды отцовская компания подарила ему на день рождения живого поросёнка. Миронов тут же отнёс животное в ванную: мыл его, мыл. Двое суток свинья жила в ванной комнате, пока артист её куда-то не пристроил. А сам он мылся несколько раз в день.
«Недостаток времени» (1971)
О съёмках
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублёров и каскадёров, все трюки старался выполнять сам. Во время съёмок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведённого моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину. О сложностях съёмок рассказывал на эстраде.
Не многие знают, что после «Стариков-разбойников» и «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанова готовил для Андрея Миронова роль Ипполита в «Иронии судьбы». Актёр же настаивал на том, что хочет сыграть Лукашина. Рязанов согласился, но с условием — Миронов должен был убедительно сыграть один каверзный эпизод. Рязанов выбрал эпизод, где надо было сыграть отвергнутого, непопулярного у женщин мужчину. «Он очень старался выглядеть застенчивым, этаким мягким и милым, и сыграл он это неплохо. Но те, кто смотрел кинопробу, ни на секунду не поверили в то, что этот герой — такой. Потому что, грубо говоря, из каждой перфорации выглядывал террорист-любовник», — вспоминал маэстро. В итоге роль досталась Мягкову.
Комедийный актёр
Как это часто бывает, за актёром закрепляется определённое амплуа, и Миронов не стал исключением. Амплуа прекрасного комедийного актёра не дало в полной мере реализоваться его таланту в других жанрах. Драматических ролей в кино у него было немного, а те, которые были, не стали такими известными и любимыми. Мы также не помним Миронова в качестве журналиста.
Миронов берёт интервью у Аллы Пугачёвой
Андрею Миронову было суждено прожить короткую жизнь.
Из интервью Андрея Миронова за два года до смерти: «Жизнь — великое благо. И она у человека очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. Надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеётся, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше…»
Свежие комментарии