На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Петрова
    Называется "смотрю в книгу - вижу фигу"... Попробуйте хоть раз статью прочитать.... "Конституция уже 31 год содержит ...Вопрос жизни и см...
  • Алекс Сэм
    Ксю лошадь вызывает отторжение у нормальных людей на уровне безусловных рефлексов.Помощь от Ксюши С...
  • Геннадий Иевский
    Беспокоятся за чиновников-казнокрадов и комерсантов от государстваВопрос жизни и см...

Скромное обаяние толерантности


До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению"(Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV.).

К истокам толерантности

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

     Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

     Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский (Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.) предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
 "К сожалению, толерантность у нас становится неким прикрытием равнодушия к смешению добра и зла, требованием терпеть откровенные проявления зла в этом мире, нарушение заповедей Божиих. И в этом смысле христианское сознание не может признать толерантность, которая призывает к терпению к нарушению заповедей Божиих. Такая толерантность – это своего рода тоталитаризм, который обязывает человека быть равнодушным к проявлению в этом мире зла", – заявил в интервью "Русской линии" настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя празднование Международного дня толерантности (терпимости), который отмечается сегодня в России и во всем мире.
 Так к толерантности относится современная православная церковь. А как вы относитесь к толерантности? Что для вас толерантность в свете праздника Прощенное воскресенье? Способны ли терпимо относиться к иному мнению, к иным взглядам и вероисповеданию? Способны ли понять и принять, что понятие добра и зла может быть иным, отличным от вашего?

Попросить прощения, для меня, не сводится к формальному акту покаяния. Для меня попросить прощение, значит принять точку зрения другого как возможную реальность и покаяться в своей категоричности, которая нанесла обиду другому. Поэтому прошу прощения, если кому-то я наношу обиду, высказывая свою точку зрения. Я не претендую на истину в последней инстанции. Я только высказываю свое мнение. Сколько людей столько и мнений. И я только маленькая часть этого большого и прекрасного мира.

Картина дня

наверх