советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель.
Говорухин тяжело болел уже давно, но до последнего скрывал свою слабость от публики. Перед новым годом ему удалили легкое — диагноз не назывался, но публика уже догадывалась, что это рак.
Станислав Говорухин родился в 1936 году в городе Березники Свердловской области (ныне — территория Пермского края).
Отец — донской казак был репрессирован. Мать в одиночку вырастила и дала высшее образование ему и его старшей сестре Инессе
В 1958 году Станислав окончил геологический факультет Казанского государственного университета, но, поработав немного, понял, что ошибся в выборе профессии. Тогда он пошел на телевидение, где работал журналистом, а спустя два года поступил на режиссерский факультет во ВГИК.
За его плечами - более полусотни картин, в которых он работал как режиссер, сценарист, актер... Вертикаль (1967), Место встречи изменить нельзя (1979), Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981), В поисках капитана Гранта (1985), Десять негритят (1987), Ворошиловский стрелок (1999), Анкор, ещё анкор! (1992), Благословите женщину (2006)
- эти фильмы знает каждый, кто говорит на русском языке. Фильм по его сценарию «Пираты XX века» стал абсолютным чемпионом советского проката (за год его посмотрели 100 миллионов зрителей) |
С 1993 года он являлся депутатом Государственной думы и главой комитета по культуре. В 2012 году именно он возглавил предвыборный штаб Владимира Путина в качестве члена "Единой России", а в 2013 году стал еще и сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Режиссер не скрывал того, что ни в чем себя не ограничивал, не был приверженцем здорового образа жизни и проповедовал гедонизм:
«Что касается меня, то я никогда не ем, не пью и не делаю ничего, что, по общему мнению, считается полезным. Мне это обезьянье сообщество отвратительно. Предпочитаю есть только то, что вкусно, а делать то, что приятно. И терпеть не могу нынешних не пьющих, не курящих и постоянно считающих калории. Может, эта публика делает все правильно, но почему-то годам к сорока большинство из них умирает – или от инсульта, или от инфаркта, или от пули в башке».
В книге «Черная кошка» Говорухин целую главу посвятил чревоугодию, доказывая, что его не стоит путать с обжорством – культура еды и культура употребления спиртных напитков, по его мнению, не имеют ничего общего с перееданием и пьянством.
Он курил с 17 лет, неизменная трубка стала частью его имиджа, и она значит для него намного больше, чем просто курительная принадлежность – это своеобразный способ встраивания в мировую культуру:
«Трубка у меня связана с литературой – Шерлок Холмс, комиссар Мегрэ, а может, Илья Эренбург, или Константин Симонов, или Жан-Поль Сартр… И напитки мои любимые – все эти кальвадосы, арманьяки, ромы, шнапсы, граппы и прочее – от Хемингуэя и Ремарка. А стиль в одежде пришел от киногероев Ива Монтана, Жана Габена… Все мы обязательно берем с кого-то пример».
Наверное, так наслаждаться жизнью способен только тот, кому довелось пройти через военное время и полуголодное существование. Его детство прошло в бараках, и он был благодарен этому периоду за то, что тогда его научили драться и стоять на своем. Бабушка говорила ему, что отец их бросил, а потом спился. Только после смерти матери он узнал, что на самом деле его репрессировали.
Режиссер скептически относился к тем процессам, которые происходят в современном кинематографе. Он сокрушался по поводу того, что выросло два поколения нечитающих зрителей, и они уже не способны воспринимать ничего, кроме блокбастеров:
«Массовый зритель год от года становится глупее и менее образованным. И кино под него подстраивается, поэтому с каждым годом становится все хуже. В кино пришли люди, у которых с душой не в порядке, малообразованные, не читающие книг. Сегодняшнее кино я ненавижу. И свои фильмы делаю в пику… Что бы там ни говорили, я по-прежнему считаю, что кино – это страшное идеологическое оружие. Поэтому режиссер должен руководствоваться принципом врача – не навреди, не испорти вкус зрителю, не отними последние жизненные силы».
Хотя многие его фильмы сегодня называют классикой советского кинематографа, сам он всегда был далек от идеализации своих работ и признавался, что многое бы переснял.
Ему было неловко в очередной раз слушать комплименты в адрес «Вертикали» – свой первый полнометражный фильм он не любил и даже стеснялся его: «Нет серьезного наполнения, драматургии вообще никакой…».
Тем не менее именно этот проект стал актерским прорывом Владимира Высоцкого, с которым Говорухин позже работал еще и в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Станислав Говорухин снял больше 20 художественных и документальных фильмов, написал больше 20 сценариев (в том числе – сценарий к самому кассовому советскому фильму «Пираты ХХ века», который посмотрели около 100 млн зрителей), во многих фильмах принял участие в качестве актера, но все равно считал, что многое в жизни не успел:
«Нет, жизнь не удалась… Понимаешь, она у меня была долгая и счастливая, но ее можно было бы сделать куда насыщеннее. Я постоянно корю себя за то, что много времени попусту проболтался, проскучал, пробездельничал, и ладно бы занимался чем-то интересным, а так... Если бы я потратил это время на карты, шахматы или на роман какой-нибудь – потерянным бы его не считал, так ушло оно, словно вода в песок. Обидно! Тебе дали такую большую интересную жизнь, такую интересную профессию... Нет, утверждать, что отпущенное Богом на полную катушку использовал, увы, не могу».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150618/39341/
Свежие комментарии