Чего не рассказывают о римских гладиаторах: Прекрасные гладиатрикс, забастовки профсоюзов и бои верхом

 

 
Интерес XIX века к античности, включая Древний Рим, вышел общей эрудиции боком. Многое из того, что стало восприниматься как факты, придумали литераторы и художники того времени, потому что археология была не развита, а фантазия — наоборот. Голливуд закрепил эти вымыслы, превратив их в расхожие стереотипы. Очень сильно досталось культуре гладиаторских боёв.

Гладиаторы сражались не только на мечах и пешком

Несмотря на то, что название профессии происходит от слова, обозначающего короткий меч, гладиаторы сражались на разных видах оружия и даже верхом или на боевых колесницах — это было немного похоже на то, как в наше время «спортсмены вообще» делятся на художественных и спортивных гимнастов, спринтеров и прыгунов.
Радикально разных по характеристикам гладиаторов обычно не выпускали на арену, потому что это попросту неинтересно: бой между равными продлится дольше и повороты будут не предсказуемы.

То же самое с большим количеством гладиаторов на одной арене. Схватка двоих выйдет интереснее, чем бессмысленная беготня троих-четверых друг за другом (или друг от друга). Гладиаторские бои были очень упорядочены.

 
Картина Джованни Лафранко изображает гладиаторов, развлекающих боем римлян на пиру.

Картина Джованни Лафранко изображает гладиаторов, развлекающих боем римлян на пиру.


Гладиаторы были суперзвёздами

Гладиаторами были вовсе не воины, которых вытолкали на арену за преступления, и не пленные, которых притащили для одноразового развлечения. Они были чем-то вроде наших бойцов без правил — только с правилами. С довольно кровавыми. Тем не менее, смерть гладиатора на арене была делом нечастым.

Во-первых, это было бы невыгодно владельцам рабов-гладиаторов или владельцам гладиаторских школ, которые представляли свободные бойцы. В экипировку, питание, обучение гладиатора уходило слишком много денег, чтобы без сожаления отдавать бойца потом на верную смерть — пусть даже не с первого боя, а с десятого.

 
Картина Жана Леона Жерома.

Картина Жана Леона Жерома.


Во-вторых, похоже, что существовала практика договорных боёв. У гладиаторов были свои приёмы, как сделать бой на арене острее, зрелищнее и… безопаснее друг для друга, и не было никаких причин этими приёмами не пользоваться.

Большинство гладиаторов работали на арене несколько лет, самые успешные становились настоящими суперзвёздами — женщины зазывали их на свидания, мужчины осыпали дарами, а дети играли с их кукольными изображениями из глины. Неудивительно, что в гладиаторских боях не было необходимости задействовать много рабов или пленных. На арену рвалось за славой и деньгами немало крепких молодых мужчин. За тем, чтобы жизнь гладиаторов текла сладко и гладко, следили аналоги современных профсоюзов! Гладиаторы могли даже бастовать!

 
Кадр из фильма «Спартак: Кровь и песок».

Кадр из фильма «Спартак: Кровь и песок».


Кстати, о мужчинах

Исследователям Античности из Нового времени было очень трудно принять, что гладиаторами были и женщины. Каждый раз, находя скульптурное или живописное изображения гладиатрикс, они пытались найти ему объяснение, исходя из своих представлений о незыблемой роли женщин в обществе. В конце концов, изобразительных и письменных источников накопилось столько, что не признать, что на арену выходили и женщины, невозможно. Запретили бои женщин по нравственным соображениям (из страха, что они решат представлять Рим на Олимпийских играх) только в начале третьего века нашей эра!

Относились к явлению гладиатрикс в патриархальном римском обществе по-разному, примерно, как сейчас реагируют на женщин в боксе или разных видах рукопашного боя. Кто-то негодовал или высмеивал, но хватало и фанатов. Подарки и признания в любви гладиатрикс получал в большом количестве, а во время их боёв свободных мест на трибунах не было. Правда, выйти замуж ей было невозможно. Женщина, ведущая любую публичную жизнь, считалась публичной женщиной.

 
Кадр из фильма «Гладиатрикс».

Кадр из фильма «Гладиатрикс».


Звери на арене умирали реже людей

Бои на арене редко заканчивались смертью гладиатора. Чаще после долгого, зрелищного боя с прыжками, обманными манёврами и красивыми взмахами мечей один из гладиаторов признавал своё поражение. Зрители могли потребовать его смерти знаками, но каковы были эти знаки точно, неизвестно. Палец вверх или палец вниз — тот самый вымысел девятнадцатого века.

В истории Древнего Рима был период, когда зрители были так кровожадны, что требовали казни каждого второго проигравшего, но всё же более обычной статистикой было восемь или семь помилований на десять боёв. Притом одних и тех же гладиаторов выпускали на арену не так часто, то есть это было не опаснее, чем сражаться в рядах римской армии.
 
С животными сражались не так уж часто.

С животными сражались не так уж часто.

Но, как ни редко умирали на арене гладиаторы, ещё реже там умирали звери — хотя в бое с животным почти всегда побеждал человек. Дело в том, что со львом, тигром или носорогом невозможно разработать зрелищный сценарий боя, так что драка со зверями выглядела довольно скучно. Так что до сражений с ними допускались немногие специально обученные гладиатора — а обучали их не только тому, как убить животное, но и тому, как максимально выжать из подобного боя нечто похожее на шоу. Зверей в настоящих гладиаторских боях использовали разве что на разогреве. Другое дело, что гладиаторские арены порой использовались не для сражений, а для казней, и популярной была такая казнь, как растерзание зверями.

Именно из-за того, что гладиаторские бои были очень уж упорядочены, самые одиозные римские императоры придумывали сражения, которые потом входили в легенды, как образцовые. Например, сражались сами с плохо подготовленными зрителями, или заставляли сражаться на арене инвалидов под угрозой смертной казни, выпускали рабынь из Африки против тигров с маленькими кинжалами или заставляли маленькими ножами рабынь долго друг друга убивать. Из-за того, что гладиаторские бои были недостаточно кровавы, придумывали и жестокие казни на арене.
 
Кадр из фильма «Гладиатор».

Кадр из фильма «Гладиатор».

Запретили не только за жестокость

Гладиаторские бои при христианах запретили не только из-за возможного смертельного исхода (ведь поединки чести и турниры христиане практиковали совершенно спокойно) и не только потому, что они разжигают низменные чувства. В гладиаторских боях подозревали языческое начало, и не зря. С большой вероятностью этот жестокий вид спорта происходил от ритуальных боёв насмерть — разновидности жертвоприношения, в которой жертвой богам становился проигравший. Вероятно, такие бои изначально устраивались на похоронах вождей. Историки не уверены, участвовали ли в них только рабы и преступники или считали за честь попробовать свои силы и свободные воины. Позже, когда гладиаторы сражались уже ради славы и денег, на арене перед боями всё равно восхваляли языческих богов.

Сейчас также считается, что гладиаторские бои именно в классическом виде появились не в самом Риме и не как заимствование от этрусков, а в области Италии под названием Кампания. Именно там найдены самые ранние изображения гладиаторских боёв. Они относятся к четвёртому веку до нашей эры.
 
Долгое время гладиаторами действительно были рабы. Это началось в Кампании.

Долгое время гладиаторами действительно были рабы. Это началось в Кампании.

Для раба или преступника бои были шансом

Даже рабам и преступникам обязаны были платить долю за бои. Через несколько сражений хорошо проявивший себя невольник мог откупиться от хозяина, а преступника не могли кинуть на арену дольше, чем на пять лет (кстати, строго говоря, Спартак был не рабом, а вот таким преступником — он дезертировал из римской армии, куда его завербовали насильно).

Кроме того, раб мог оказаться на свободе ещё до того, как заработает на свой выкуп. После особенно хорошего боя организаторы могли подарить ему символический приз — деревянный меч под названием «рудис». Этот приз означал, что гладиатор теперь свободен. Кто-то покидал арену навсегда, а кто-то примыкал к гладиаторской школе.

 
Гладиаторам Родану и Астивусу явно не повезло.

Гладиаторам Родану и Астивусу явно не повезло.

Почему рабам платили и давали призы, а не обманывали? Потому что невольник, которого просто заставляли, дрался без огонька, а бои были, прежде всего, шоу. Артистов поощряли ради хорошего зрелища, которое даст верную прибыль. Законом, который обязывал платить гладиатору, спокойно пользовались и те императоры, которые вообще-то выходили на арену развлечься. Заодно и казну пополнил.

Несмотря на деньги и шансы, не все гладиаторы хотели развлекать толпу. Разного рода преступники, особенно идейные, шли на бой неохотно, и их подталкивали раскалёнными железными прутьями или били кнутами. Надо сказать, что утаскивать с арены тела баграми можно было только в этом случае - то есть когда умерший был преступником. Других гладиаторов с почестями увозили на специальных колесницах. При школах для погибших гладиаторов были специальные кладбища, и могилы на них не из дешёвых. Но карьера бойца не обязательно заканчивалась на арене. Многие уходили в тренеры или просто выходили на пенсию.
Источник ➝

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх