На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Да, бабы есть бабы. "Пять подружек про шестую так судачить не должны". А Саш - наглядный пример.Пенсионерам здесь...
  • Наталья Эрнст
    Они там все заразны - халявой...Запад доступно об...
  • Валентин Щербаков
    Надо меньше слушать басни пиндосов и гейропейцев, а всем миров уничтожить фашистский Израиль и главного жандарма мира...Израиль против вс...

"Мама собрала нас в круг и заплакала..."

Любовью победив войну

Народная летопись «Бессмертного полка» расширяется. Россиянам предлагается вписать в неё имена своих мам, бабушек, прабабушек, всех родственников и знакомых, заставших Великую Отечественную Войну. Рядом с именами тех, кто воевал на фронтах, должны встать имена тех, кто остался дома, тех женщин, кто заменил мужей на заводах, кому в одиночку пришлось растить детей. Новый проект называется «Любовью победив войну».

Один из авторов акции Сергей Лапенков отметил на своей странице в социальной сети, что «Бессмертный полк» это ведь не только про войну, это история про военное время. Те, кто остался в тылу тоже каждый день совершали свой подвиг.

«Жить несколько лет в нечеловеческих условиях, ждать своего солдата с ежедневным страхом похоронки, растить и выкармливать голодных детей, работать за мужиков по 15 часов в сутки, ежечасно оплакивать убитых сыновей - это подвиг длинною в вечность. На это способны лишь любящие жены, матери, дочери - наши матери, бабушки и прабабушки. За это не давали медали. Им не салютовали орудийными залпами. Но и во время войны, и после нее наши женщины продолжали жить, любить, надеяться и верить. Их жизнь - как подвиг, достойна самой высокой награды - благодарной памяти любящих потомков. Потому что они и есть то, что мы называем Родина-мать. Мать, с которой начинается Родина, и ради которой идут в бой. И в Бессмертном полку они должны стоять рядом со своими любимыми солдатами. Стоять на равных».

Оставить свою историю можно на сайте движения «Бессмертный полк». Там уже появляются воспоминания, которые присылают из разных регионов России, из тех стран, что некогда входили в состав Советского Союза. Женщины, которым пришлось вынести все тяготы войны, всегда жили не для себя, а для страны и будущих поколений. Невзгоды не смогли их сломить. Какие же у них светлые и добры лица. Фотографии, публикуемые на сайте, хранились в семейных архивах. Как хорошо, что теперь их могут увидеть все. Имена этих женщин надо помнить, их истории надо знать.

Истории о тех, кто любил и ждал солдат с войны, должны стать всеобщим достоянием.

Мама - Зинаида Егоровна - родилась 21 июня 1909 года в деревне Харино. Тогда это был Гороховецкий уезд Владимирской губернии. Когда ей было восемь лет, отец погиб на лесозаготовках - его задавило деревом. Маму забрал к себе дядя Василий. Выкачать с утра 40 ведер воды из колодца, чтобы напоить домашних животных, натаскать сена, принести из сарая дров для печи... Все это делала она.

Мой папа - Федор Батраков - родом был из соседней деревни Медведево. Его отец, справный хозяин, имел мельницу, где мололи хлеб жители окрестных деревень. Была у Батраковых и грибоварня. Заготовки потом в бочках отправляли в Москву и Петербург... После революции всего этого не стало. И прежнего жизненного уклада - тоже. Закрыли церковь в селе Сергиевы Горки, куда ходили крестьяне из Харино и Медведево. И венчаться папе с мамой уже не пришлось - поехали в гороховецкий ЗАГС. Это было в 1927 году. В феврале 1928-го родилась первая дочь - София. Потом сын Валентин, еще одна дочь Елизавета.

А в 1931-м семью Батраковых раскулачили. Припомнили и мельницу, и грибоварню... Государство присвоило себе дом, сарай, овин, лошадь, корову, быка и 18 кур. Семье перед высылкой в Пермь в личное пользование оставили шесть пар валенок, по три пары детского белья, три полотенца, три пары детских ботинок, два одеяла, четыре вилки и чугунок. Да сверх того пуд хлеба, ржаных сухарей, восемь пудов муки и 10 - картошки.

Невероятная щедрость по тем временам.

Детская обувка и одеяла, впрочем, не уберегли маленьких Валю и Лизу - они умерли в дороге. Выжила только старшая София.

Из Перми семья вернулась во Владимирскую (тогда - Ивановскую) область в 1935-м. Но не в родные места, а в Собинку, где в 1937-м родился и я.

Это был городок, разросшийся вокруг фабрики, на которой стал работать отец. Он окончил вечернюю семилетку, а в 1936-м получил звание стахановца. И был премирован! Двумя отрезами ситца, патефоном и радиоприемником...

22 июня 1941-го все слушали этот приемник - речь Молотова о том, что враг будет разбит. Отца же, как следует из документов, зачислили в ансамбль песни, который регулярно выезжал на фронт. Письма от папы приходили из Костромы. Мама читала нам их, но не сохранила. В 1956-м, когда Хрущев выступил со словами о культе личности, испугалась и сожгла конверты с изображением Сталина в печке. Как и свою медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" с профилем вождя.

Дом в Собинке, где жили Батраковы. / из семейного архива
Дом в Собинке, где жили Батраковы. Фото: из семейного архива

Она работала в столовой на фабрике - там кормили ткачих, которые делали ткань для солдатских гимнастерок. Еще мама с моей сестрой Соней ездили в соседние деревни - меняли вещи на картошку и муку. Так "ушел" отцовский патефон, а радиоприемник изъяли еще в начале войны. Мама сохранила лишь ящик с елочным игрушками. Помню стеклянную белую пятиконечную звезду, желтые шары с изображением зверей из басен Крылова, дирижабли, картонных пограничников.

Питались мы в войну в основном картофельными очистками и жмыхом. Мама готовила их вкусно. Или нам так казалось от голода. По весне добавлялись дикий лук и щавель. Еще ели черемуху. С братом ловили на Клязьме плотвиц и ершей...

Отец писал в письмах, что они выступают на фронте с концертами. А к одному из писем приложил свой портрет, выполненный карандашом. Это папин сослуживец Вячеслав Александрович Немитин нарисовал. Отец изображен в гимнастерке. В 1944-м будет еще один рисунок - цветной. Эти два военных портрета мама, конечно, сохранила. В 1943-м она отправила папе наше общее фото. Оно сделано после крестин - мама водила нас в церковь села Арбузово, что недалеко от Собинки.

Портрет Федора Батракова, выполненный в 1944 году. / из семейного архива
Портрет Федора Батракова, выполненный в 1944 году. Фото: из семейного архива

А в январе 1945-го пришло извещение из военного госпиталя Костромы. Там сообщалось, что сержант Федор Батраков скончался после болезни. Мама собрала нас всех в круг и зарыдала с причитаниями...

Могилу отца в Костроме найти мне так и не удалось. Осталась лишь справка из военкомата Собинки. "Сержант Батраков Федор Филиппович, находясь на фронтах Великой Отечественной войны, 6 января 1945 года заболел и умер", - говорится в бумаге, которую получила моя младшая сестра Галина в апреле 1982 года. Это было спустя 10 лет как не стало мамы. Они уже увиделись с папой, вновь были вместе.

В День Победы мы тоже будем вместе - за праздничным столом. Но сначала мои дети и внуки пойдут с портретами - для кого-то бабушки и дедушки, для кого-то уже прабабушки и прадедушки.

Я же надеюсь, что после публикации откликнутся потомки папиного сослуживца Вячеслава Александровича Немитина из Кирова. Это он рисовал отца, а мама сохранила рисунки для нас.

источник

Картина дня

наверх