На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Sergey Ivanov
    Мой ответ Одиссею .---------------------------- Наконец- то читаю здравые рассуждения по- настоящему грамотного челов...Вопреки законам ф...
  • vagas Karlito
    Одно несомненно! У нас  строили капитализм и это не нравилось всему Западу! У нас был как бы социализм и это тоже не ...Спор «красных» и ...
  • Сергей ЮгЗапСиб
    В каждой семье свои взаимоотношения, возможно посторонним они кажутся странными. Моя жена когда лежала в больнице, я ...Не приезжай, сын,...

Шашка деда Лукаша

На днях по Скайпу в первый раз разговаривал с одноклассником Володей Гончаровым. Конечно, больше вспоминали о детстве, чем обсуждали текущие дела. Оно у нас прошло в северном Казахстане, в бывшем казачьем форпосте Пятерыжск. Для непосвященных поясню, что Сибирское казачье войско было образовано по Иртышу в 18 веке еще при Петре Первом, и крепости, станицы и форпосты тянулись пограничной линией (отсюда – линейные казаки) от тюменских краев до Усть-Каменогорска. 

Они усердно несли государеву службу, охраняя южные рубежи России от неспокойных кочевых племен, а также принимали участие во всех войнах и экспедициях того времени. В их числе были и пятерыжские казаки. 

Казакам нравилась их служба, их жизнь с определенными привилегиями, и они враждебно встретили Октябрьскую социалистическую революцию. Сибирское казачество приняло активное участие в контрреволюционных действиях 1918 года, стремясь свергнуть власть ненавистных большевиков, в том числе в Павлодарском уезде. Пятерыжские казаки «засветились» в ходе разгона Иртышского ревкома (на противоположной стороне Иртыша, в пяти километрах от их форпоста). 

Но набравшая силу Красная армия, приславшая карательные войска, быстро справилась с мятежом и разобралась с самими бунтарями: кого в застенки, а кого и к стенке. Тогда многие не смирившиеся линейные казаки примкнули к дутовцам, семеновцам и иже с ними. Печальна была их судьба – многие пали в боях с набравшими силу войсками Красной армии, другие навсегда осталось на чужбине, в китайских землях. 

Но немало было и таких, кто смирился с неизбежностью и признал Советскую власть, служил ей, а затем вернулся в родные станицы, к мирной жизни. С казачеством к тому времени в Советской России было покончено как с неблагонадежным классом. И иртышские казаки стали простыми крестьянами, тружениками колхозов, а затем и совхозов и прилежно строили социализм. 

Все ли они при этом были на самом деле преданы новой власти – сказать сейчас невозможно. Во всяком случае, об открытых проявлениях недовольства существующим строем в нашем селе никогда слышно не было. 

Тем не менее, мы с Вовкой Гончаровым вспомнили вот такую историю. Рассказывали, что в шестидесятые годы, в одну из годовщин Великого Октября, из слухового окна чердака старого казачьего деревянного пятистенка, стоящего неподалеку от магазина, по пояс высунулся пьяненький дед Лукаш (ему было уже за семьдесят) и с криком:

- Ааа, твою мать, не дождусь я, оннако, кады наши придуть! – выкинул на улицу сначала шашку, а следом и винтовку. 

Был праздничный день, у магазина толпилось немало сельчан, и все они с изумлением видели, как на подмерзшую землю с лязгом брякнулось все это казачье вооружение, десятки лет дожидавшееся своего часа, да так и не дождавшееся. 

Протрезвевшего деда Лукаша на следующий день прямо с утра увезли в райцентр специально приехавшие за ним штатские на неприметном газике с брезентовым верхом. А обратно он на следующий день вернулся сам, на попутке. И, присмиревший и задумчивый, также продолжал сидеть на завалинке у своего бревенчатого дома и смолить излюбленные самокрутки. Вскоре он умер, унеся с собой тайну хранившегося на чердаке и выкинутого им за ненадобностью арсенала. 

Винтовку тогда вроде нашли сразу и сдали в милицию. А вот шашка пропала. Но ненадолго – когда пересуды про «затаившегося белоказака» деда Лукаша поутихли, шашка вынырнула. Она, оказывается, была в руках у братьев Таскаевых (старинное, между прочим, казачье семейство) Генки и Ивана. Они первыми и увидели, как шашка упала с крыши, подхватили ее и удрали. 

Братья затем носились с этой шашкой по задам села, в ближайшей роще, а с ними и еще кучка пацанов с горящими глазами. Были среди них и я, и Вовка Гончаров. Братья Таскаевы давали всем желающим подержать настоящую боевую казачью шашку, с потемневшим и местами поржавевшим («Это чья-то кровь засохла!..» - возбужденно бормотал кто-то из мальчишек), но все еще очень острым клинком. У самого основания его можно было разглядеть выбитые цифры и буквы, гласящие, что шашка выкована в 1800-каком-то году в Златоусте. 

Она казалась нам достаточно тяжелой (на самом деле – около полутора килограммов), и мы с удовольствием рубили ею кусты, пеньки, воображая, что ссекаем вражьи головы. Но лучше, конечно, было и не представлять, в каких переделках побывало это грозное казачье оружие за время своего существования, сколько людей погубило и покалечило, прежде чем быть спрятанным на темном пыльном чердаке. И, конечно, не обязательно именно дед Лукаш орудовал этой шашкой, иначе его бы не отпустили те, кто приезжали за ним из райцентра.

Но потом шашка опять куда-то задевалась, и мы про нее благополучно забыли, вплоть до наших дней. Вовка Гончаров посоветовал мне связаться с Геннадием Таскаевым (сейчас он – ого-го! – директор сельской школы и по совместительству аким села) и выяснить, куда же подевалась потом старая казачья шашка? Может, в какой-нибудь музей ее определили?

Как бы не так! Гена написал мне, что шашку забрал с собой при переезде в соседнее село Бобровка его двоюродный брат Иван, тот самый, с которым они первыми увидели, как дед Лукаш скинул ее с крыши тем памятным днем. «Я шел из-под горы, а Иван мне навстречу мимо дома Карпенко Луки Константиновича – пишет Геннадий. - Когда мы поравнялись с домом, открылась дверь чердака (со стороны рытвины) и Лука Константинович бросил в нашем направлении какую-то палку. Она упала между нами, и мы увидели, что это казачья шашка в ножнах. Я схватился за ножны, а Иван за эфес, дёрнули каждый к себе и у меня в руках остались ножны, а у Ивана клинок, так мы её и поделили по братски. Это был Златоустовский клинок примерно выпуска середины 1800-х годов, согласно заводской надписи». 

В Бобровке Иван как-то не поладил с местными парнями, и они его побили толпой. И тогда разозленный Иван заскочил в дом, схватил шашку и с гиканьем, как когда-то его предки, погнался за своими обидчиками. Те в ужасе бросились на берег Иртыша и заскочили в воду, так как Иван продолжал теснить их, со свистом вертя шашку над головой. Когда кто-либо пытался выйти на берег, Иван начинал сечь перед ним лезвием своего страшного оружия воду, и неприятель вновь отступал. 

Ну а потом к нему домой наведался, прослышав про этот конфликт, местный участковый и конфисковал шашку. На этом след старинного клинка, а возможно, и само его существование, обрывается. И, наверное, к лучшему, что у этого грозного оружия оказался такой бесславный конец. Ведь вполне могло статься так, что старая, но вполне боеспособная казачья шашка могла сыграть с ее новым владельцем злую шутку и еще раз выполнить свое жуткое предназначение…

Вот такой случай припомнился нам с Вовкой Гончаровым накануне Дня защитника Отечества, и я подумал – а почему бы мне не поделиться ею с вами? Потому как, думаю, далеко не каждому довелось подержать в руках всамделишний боевой, а не муляжный, клинок, верно служивший ее владельцам - иртышским казакам…

Картина дня

наверх