На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • star
    нехай свои пусть и ходят,а нам пора объявлять бойкот всем этим кишлачникамМигранты - угроза...
  • igor vinogradov
    а где ответ на гонки на геликах отпрысков фсб-шников? кого наказали? мне почему то кажется что никого...Любого интенданта...
  • radiofree
    Там своих соплеменников хватает.Жаль,что семья пошла в эту поганую харчевню,прошли бы мимо и было бы всё нормально.Не...Мигранты - угроза...

«Хождение за три моря» Никиты Хрущева и Леонида Брежнева

Фото: Архив

Прозвучит ли снова приветствие «Хинди-руси бхай-бхай!»?
Валерий Бурт
Визит президента России Владимира Путина в Индию натолкнул на мысль вспомнить некоторые нетривиальные эпизоды, связанные с отношениями политиков двух стран.

В апреле следующего, 2022 года исполнится 75 лет с тех пор, как Москва и Дели установили дипломатические отношения. Вскоре был заключен договор между специальным посланником премьер-министра Индии Джавахарлала Неру Кришной Меноном и министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, согласно которому начались поставки советского зерна в Индию. В обмен на него Советский Союз получал индийский чай.

Однако еще долго отношения практически не развивались, хотя Неру говорил, что желает видеть СССР в качестве своего партнера и союзника. В Кремле также заявляли о готовности установить более тесные отношения с партнерами из Дели. Но дальше слов дело не шло.

Никита Хрущев в своих воспоминаниях писал: «В беседах членов Политбюро со Сталиным много раз поднимался вопрос о наших отношениях с Индией, но Сталин относился к Индии без особого внимания, причем незаслуженно. Такая страна должна была бы привлечь его внимание. Он ее недооценивал и, видимо, событий в ней толком не понимал…»

Осенью 1952 года послом Индии в СССР был назначен уже упомянутый Менон. Он стал последним иностранцем, видевшим Сталина живым. Это было 17 февраля 1953 года. Посол был поражен, насколько советский лидер отличался от своих помпезных портретов. Менон увидел старого усталого человека с землистого цвета лицом. У него были морщинистые руки, на которых проступали желто-коричневые пигментные пятна.

Это была спокойная, неторопливая беседа. Сталин интересовался политикой Индии, обычаями ее народов. Менон удовлетворил его интерес, упомянул об обмене посланиями между главами правительств СССР и Индии в связи с войной в Корее. Посла удивило, что во время беседы хозяин Кремля рисовал на листках блокнота волков. При этом Сталин заметил, что крестьяне поступают мудро, уничтожая этих матерых хищников. Почему он вспомнил волков? Может быть, на кого-то намекал?..

Развитие отношений между двумя странами началось в декабре 1953 года, когда было подписано торговое соглашение. В СССР побывала дочь Неру – Индира Ганди, которая была его личным секретарем. Задолго до вступления в должность премьер-министра она несколько раз приезжала в Советский Союз.

…Как известно, первым россиянином, ступившим на землю Индии, был тверской купец Афанасий Никитин. Это было в 60-х годах XVвека. В 1958 году вышел фильм, посвященный этому событию – «Хождение за три моря». Это был результат сотрудничества советских и индийских кинематографистов. Роль русского путешественника исполнил молодой актер Олег Стриженов.

Первым главой России, прибывшим в Индию с официальным визитом, был первый секретарь ЦК КПСС Хрущев. Он прибыл туда спустя почти пять столетий после Никитина – в ноябре 1955 года. В Индию Хрущев отправился с председателем Совета министров Николаем Булганиным. Это был политический тандем, хотя подобное слово еще не употреблялось.

Необходимое отступление. Визит Хрущева и Булганина был ответным. В мае 1953 года в СССР побывал Джавахарлал Неру. За время 17-ти дневной поездки он провел успешные переговоры с Хрущевым и Булганиным и побывал в 20 городах Советского Союза.

Делегация Индии встретила в Советском Союзе исключительно радушный прием. Повсюду гостей встречали под восторженное скандирование «Хинди-руси бхай-бхай!» – «Индийцы и русские братья!» И это было не приукрашенное, а искреннее проявление чувств.

Началось сотрудничество между двумя странами и разных сферах. В СССР появились индийские фильмы – полные любовных страстей, экзотических танцев и причудливых песен. Первым стал «Бродяга», поставленный звездой Болливуда режиссером Раджем Капуром, который сыграл главную роль. В 1954 году фильм посмотрели почти 64 миллиона зрителей. Позже они увидели картину «Господин 420». И снова на экране блистал Капур.

В последующие годы на советские экраны выходили фильмы других индийских режиссеров – Бимала Роя, Мехбуба Хана, Яша Чопра. Они тоже демонстрировались при переполненных залах.

В 1955 году сборная СССР по футболу совершила большое турне по Индии. Она сыграла 19 матчей с различными соперниками и все выиграла при фантастическом соотношении мячей 100:4! Местные зрители были в восторге от игры Льва Яшина, Игоря Нетто, Эдуарда Стрельцова, Сергея Сальникова и других наших игроков…

Вернемся к визиту Хрущева и Булганина в Индию, длившемся немногим менее месяца. По воспоминаниям первого, все относились к гостям очень радушно. Впрочем, были исключения. Хрущев писал, что «премьер-министр штата Десай относился к нам враждебно, вообще был против нашего приглашения в Бомбей. Советский лидер вспоминал, что «Неру казался мне осторожным политиком, неторопливым, сдержанным. Он производил впечатление лица, которое хочет все видеть, все слышать, но воздерживался от высказывания своего мнения по болезненным вопросам».

Хрущеву пришлось испытать неожиданные эмоции – это произошло во время традиционной индийской церемонии, когда гость и хозяин одновременно кормили друг друга. Забавную сцену запечатлели многие фотокорреспонденты.

Во время митинга в Калькутте в воздух было выпущено множество голубей, как символ мира. Одна из птиц села на руку Хрущеву и оставалась на длани советского лидера несколько минут. Журналисты уделили этому эпизоду большое внимание, а политики придали ему символическое значение: «Голубь знал, на чью руку сесть».

Активно развивались отношения между двумя странами и в эпоху Леонида Брежнева. Впервые он прибыл в Дели в январе 1969 года. Гость из СССР встретился с Далай-ламой, и тот предостерег гостя об опасностях, которые встретятся на его жизненном пути. Он подарил Леониду Ильичу черного кота, якобы наделенного даром провидения. Далай-лама заверил гостя, что хвостатый зверь сможет уберечь Брежнева от многих неприятностей.

По крайней мере, однажды кот, названный Ламой, спас жизнь генсеку. 9 февраля 1970 года животное вдруг занервничало – стало мяукать, рычать, хватать Брежнева за брюки, словно давая понять, что ему лучше остаться дома. Он так и поступил. И правильно сделал…

На трассу, по которой мчался «ЗИЛ» генсека, вылетела грузовая машина. Водитель брежневской машины ушел от столкновения, но врезался в стоящий на обочине трейлер. Несколько человек получили серьезные травмы, а человек, сидевший на месте Леонида Ильича, погиб.

…В ноябре 1973 года Брежнев в очередной раз побывал в Индии. Визит был полезным, плодотворным, однако… Заместитель заведующего международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев записал в дневнике: «Лидер выглядит совершенно смешным с этой своей страстью к многопублично-говорению при ужасающем косноязычии и бормотании самых простых слов. А уж с индийскими именами полный конфуз. Нелепость всего этого настолько общепризнанна, что, не стесняясь, самые разные люди говорят об этом на улицах, в троллейбусах, везде. Хрущев по этой части давно «превзойден».

Премьер-министр Индии Индира Ганди была, пожалуй, самым авторитетным зарубежным политиком в СССР. Она несколько раз приезжала в Москву, и чувствовалось, что пребывание в советской столице доставляет ей удовольствие. Да и к самой Ганди советские люди относились очень доброжелательно.

Перед визитом в Советский Союз она узнала, что в глухой российской деревне новорожденную девочку назвали Индирой. И - захотела познакомиться с той семьей. Кроме того, выразила желание во время поездки в Новосибирск побывать в доме простого рабочего.

Подходящего производственника нашли, но он жил в бараке. Пришлось дать ему «напрокат» просторную квартиру главного инженера, а того временно устроили в гостинице. Ганди приехала, пообщалась с рабочим. Тот отвечал на вопросы гостьи, как его научили. В общем, общение получилось содержательным.

Рабочего поблагодарили и сказали, что он может возвращаться в свой барак. Но тот уже вошел во вкус: «Никуда я отсюда не уеду! А вздумаете выселять, пожалуюсь Индире Ганди!»

Партийное начальство растерялось, позвонило в Москву – что, мол, делать?! Столичные коммунисты приняли неординарное решение: приказали оставить квартиру рабочему, а главному инженеру дать новую. Ну а до своей тезки, новорожденной девочки, Ганди так и не доехала…

В 1980 году Брежнев снова побывал в Индии и в очередной раз встретился с Ганди. Это была последняя встреча двух политиков, долгие годы сотрудничавших друг с другом. Через два года ушел из жизни советский лидер, в 1984-м жертвой покушения стала премьер-министр Индии.

С тех пор прошло много лет. Отношения двух стран то замирали, то снова развивались, но уже не были такими сердечными. Но, может, когда-нибудь снова прозвучит старое доброе приветствие – «Хинди-руси бхай-бхай!»?

источник

Картина дня

наверх