На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • star
    нехай свои пусть и ходят,а нам пора объявлять бойкот всем этим кишлачникамМигранты - угроза...
  • igor vinogradov
    а где ответ на гонки на геликах отпрысков фсб-шников? кого наказали? мне почему то кажется что никого...Любого интенданта...
  • radiofree
    Там своих соплеменников хватает.Жаль,что семья пошла в эту поганую харчевню,прошли бы мимо и было бы всё нормально.Не...Мигранты - угроза...

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства.

Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

 

Ларец-теремок

Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ 
Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.

 

Ларчик

Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ
Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!

 

Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»

Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ

Гребень «Кружевница»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.5x10,8. ГИМ
Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.

 

Шкатулка для гребня

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ
На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом

 

Ларчик-подголовник

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска

 

Коробочка «Суд царя Соломона»

Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам
Коробочка «Курильщики»
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.
Коробочка-туфелька
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ
Коробочка-яйцо
Архангельская губерния. 1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ
В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.
Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками

 

Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь

Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон
Архангельская губерния
Вторая половина — конец XVIII века
Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

 

Шахматы изобразительного типа 

Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

 

Костяные кубки с крышками

Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5
Мастерская Дудина Осипа Христофоровича
Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II
Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.

 

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны

Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам
Ларец-теремок свадебный
Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ
Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой

 

Цепь ордена Андрея Первозванного

Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.

 

Резчик Бобрецов Михаил Никитич
Икона «Распятие с предстоящими»

Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага
Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ

 

Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918)
Рамка для фото «Животный мир»

Моржовый клык Ажурная резьба 13,5x10,5 Музей Ломоносова
Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920)
Кубок «Север»
Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5
Резчик Тышова А.Н.
Рамка для фото «Поездка»
Мамонтовая кость

 

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Баллада о Севере»

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 26,5x9,6x8
Кубок «Лесные мотивы». 1977
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5x12,2x9,5
Штанг Анатолий Егорович (1915-1983)
Настольное украшение «Северные мотивы». 1978
Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5

 

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Океан». 1983

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ

 

Штанг Петр Петрович (род. 1922)
Ларчик «Сын помора». 1987

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый

 

 

Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962)
Ларец «Петр 1». 1981
Кость Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ
С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.

 

Шубный С.А. (род. 1970)
Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003

Кость Ажурная, рельефная резьба 24x5. Собственность автора
И.В.Хабаров
Коробочка
Кость Ажурная, рельефная резьба. Собственность автора
Новоселова Алла Юрьевна (род. 1956)
Кубок «Петровский флот». 2003
Кость Ажурная, рельефная резьба 28x6x5,5 Собственность автора

 

Гурьев Александр Степанович (1929-1990)
Коробочка-репка. 1978
Кость Ажурная резьба 8,5x10,5 АОМИИ
Ваза «Завиток». 1980
Кость Ажурная резьба 20x15 Музей Ломоносова

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Лоток «Ветер». 1982
Бивень мамонта Ажурная резьба 6x11x9 АОМИИ
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Колье-бусы «Каприз». 1996
Бивень мамонта Ажурная резьба Длина 57
Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969)
Украшение для волос «Розы». 2002
Кость Ажурная, рельефная резьба 14,5x5x0,7 Собственность автора
Гурьева Э.Л.
Броши «Цветы»
Буторин Михаил Николаевич (род. 1969)
Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996
Зуб кашалота. Ажурная резьба 8,5x5,7x3,9 Частное собрание

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Ларец «Весенняя песня». 1989
Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова

 

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995
Бивень мамонта. Ажурная резьба 5,8x5 Частное собрание
Коробочка «Птица». 1995
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 12,8x7,2x4,3. АОМИИ
Туалетная коробочка «Птицы». 2001
Кость, моржовый клык. Ажурная резьба 6x5x3,8 Частное собрание
Нож «Фантазия». 2003
Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Частное собрание
Норкин Валерий Владимирович (род. 1975)
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость
Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Собственность автора

 

Ставец «Всем святым»
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Мироносица «Помоги земле русской». 1992
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Кубок «Великий Новгород». 1984
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 23,5x10,8 АОМИИ

 

Зачиняев Николай Иванович
Икона «Богоматерь Казанская». 1996
Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная резьба 22x15 Коллекция Джона Вуда (США)Федухина Ольга Валериевна (род. 1966)
Панагия. 2002
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Диаметр 11,4 собственность автора

 

Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956)
Брошь «Птица». 1996
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 5x4 Музей Ломоносова
Гребень «В райском саду». 1986
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 11,5x11,5 Музей Ломоносова
Гребень «Радость». 1995
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9,5 х 6,5 Музей Ломоносова
Гребень «Ажурный». 1996
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9x6,7 Музей Ломоносова

 

Мальгин Александр Анатольевич (род.1979)
Вазочки «Охота». 2002
Кость, дерево Ажурная, рельефная резьба 13x9x5 Собственность автора
Гурьев Алексей Александрович (род. 1962)
Настольное украшение «Охота на кабана». 2003
Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 16,5x7x4 Коллекция Джона Вуда (США)

Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.

 

Чернаков Вячеслав Валентинович (род. 1974)
Скульптура «С медвежонком». 1998
Бивень слона Объемная резьба 5x1,5x2 Собственность автора
Чернакова Галина Михайловна (род. 1951)
Брелоки «Мужички». 2003
Зуб кашалота
Вазочка «В малиннике». 1987
Кость Цветная гравировка 8,3x5,4x3,9. АОМИИ

 

Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970)
Шахматы. 1994
Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора

 

Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»

Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань
Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ
Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.

 

Икона «Димитрий, митрополит Ростовский»

Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ

 

Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ»

Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.
Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ
Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.

 

http://yahonti.ucoz.ru

Картина дня

наверх