На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Боль внутри с самого детства». Последнее интервью Зинаиды Кириенко

Зинаида Кириенко.

Ее любили десятки миллионов зрителей. Однако последние три десятилетия блистательной актрисе не поступило ни одного предложения от режиссёров. «Такие, как я, стране не нужны», — горько улыбалась артистка. «АиФ» стал одним из последних изданий, журналисту которого актриса очень откровенно рассказала о себе, о счастье и людской подлости, о прошлых любимых ролях и сегодняшнем опустошающем безролье.

«Мама влюбилась в Аиду»

— Какая-то боль сидит у меня внутри с самого детства. Помню, после окончания войны мальчишки нашли снаряд и стали его курочить. Находка та взорвалась, мы, дети, побежали на звук взрыва. Женские крики, собаки лают, жуть... Потом женщины собирали с деревьев мальчишечьи останки, через несколько домов на другой улице нашли руку с зажатым черенком лопаты... Один из погибших был мой одноклассник. Этот ужас я так и не смогла забыть, это всё очень глубоко сидит во мне.

Мой отец окончил Тбилисское юнкерское училище, его где-то в 1919 году отправили с другими такими же мальчишками на пароходе в Англию. Он там лет восемь мыкался голодный, холодный, третьим сортом был. Потом на Родину сумел вернуться, но надломленный, в нём жила боль. С мамой моей они были разные люди. Будучи беременной, мама прочитала повесть «Аида» и влюбилась в её главную героиню. Когда я родилась, она велела меня Аидой записать, а отец зарегистрировал Зинаидой. С матерью истерика была, а он ей объяснил, что Зинаида — это два имени: Зина и Ида, поэтому меня долго Идой звали. Они расстались, когда мне было годика три. Кириенко — это фамилия отчима, отчество я его ношу. Папу моего звали Георгием, фамилия его была Широков. Его забрали в сталинское страшное время.

Забрали и — всё... Больше я о нём ничего не знаю.

Детство было относительно благополучное, мы не голодали. Моя мама была директором элеватора. Помню, как брат сделал мельничку — такой простецкий жёрнов — и на нём крутил кукурузу, потому что кукуруза была наиболее доступна. Я разве могу забыть эти кукурузные лепёшки, которые бабушка делала? Жарила их на рыбьем жиру. Не поверишь, это было так вкусно! Какие люди были! Директор элеватора, а дети ели кукурузные лепёшки на рыбьем жиру. Хлеба месяцами в глаза не видели. Сегодня такое, по-моему, просто немыслимо.

 

Любимая ученица

— Мой Сергей Аполлинариевич Герасимов, какой он? Это — рыцарь в кино, у меня к нему осталось очень трепетное отношение. Помню, во время съёмок «Тихого Дона» пришла к нему, чтобы обсудить съёмку, робко так, бочком, присела на диване. Играет радиоприёмник, телевизора тогда ещё не было. Смотрю на него полными восторга глазами. Он стал меня расспрашивать, как я жила, что остро запомнилось из жизни.

И я, сама от себя не ожидая, рассказала ему трагическую историю своего детства. Как-то приехала к маме с проверкой одна банкирша, финансовые дела проверять. Тогда слово «лесбиянка» никто не произносил вслух, мы его просто не знали... Так вот, этой бабе женщины нравились, а мама моя была очень красивая.

И та гадина стала к ней приставать, получила отпор. И она, сволочь, сделала всё, чтобы маму мою и отчима посадили в тюрьму. Я почти год носила ей передачки, часами стояла под воротами тюрьмы. Потом, слава богу, разобрались и маму выпустили. Но никто даже не извинился перед ней.

Сергей Аполлинариевич очень внимательно меня выслушал и сказал, что подобных откровений у него ещё не было никогда. Я расплакалась и неожиданно для себя говорю ему: «Я вас люблю».

Он спросил: «Да?» Я киваю ему в ответ. Через паузу Герасимов сказал: «Это хорошо, деточка. Но знаешь, надо уметь себя держать в руках. Умница ты моя, а ушко у тебя, как пельмешка». Я тронула его своим наивом, искренностью до глубины души. Он поцеловал меня в щёчку, сказав, что у меня всё будет хорошо. Хотя про него разное говорили, он был влюблён в Нонну Мордюкову, ездил к её матери, просил руку и сердце Нонны. Сорокалетний мужик влюбился, как мальчишка, в студентку, а со мной был таким. Он мне тогда сказал, что я правильно выбрала профессию, что у меня чуткое сердце, что я могу показать чужую боль как свою. Думаю, что он мне поэтому и дал роль Натальи, чтобы я показала трагизм её жизни.

Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957-1958)

Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957-1958)

Все съёмки «Тихого Дона» он жил в отдельном доме, там жил он и Элина Быстрицкая. Были у них отношения или нет, бог его знает. Я на квартире жила... Меня на первом курсе все звали Ида. А потом, когда на втором курсе надо было писать титры в одну маленькую картину, он меня спрашивает: «А как твоё полное имя»? Я говорю: «Зинаида». — «Ах, так ты Зинаида? Зинуша... Чудесное имя». Он говорил, что я его любимая ученица.

Мой актёрский трагизм? Тут всё сошлось: природа моя и страдания моего отца. Наверное, всё вместе.

 

Голова — орех!

— Вообще судьбу Натальи я очень эмоционально воспринимала. Помню, спрашивала Шолохова: «Михаил Александрович, как вам удалось всё реалистично описать, как Наталья шла от бабки-знахарки, оставляя после себя кровавые следы?» Я это не могла без слёз читать. «Вы же не врач», — сказала я ему. Он ухмыльнулся в усы и тихо ответил: «А я — писатель...»

Один штрих про Герасимова расскажу, очень характерный. Где-то на втором курсе была репетиция — сцена проклятия Григория Натальей. Накануне родственница уговорила меня покрасить волосы. Подсветлила, получился цвет ореха... Нас Герасимов держал в чёрном теле, губы подкрасить было невозможно. Мать Григория играла актриса Филиппова, очень правдивая артистка. Она с очень достоверной интонацией говорит: «Примечаю я за тобой, опять ты не така стала, а с Гришкой у вас что получилось?» У Натальи жалко задрожали обветренные губы, как пишет Шолохов. «Он опять с Аксиньей живёт...» — я выла эти проклятья с такими слезами, с нутряным криком, с нечеловеческим остервенением... Мне на полном серьёзе казалось, что надо мной не потолок аудитории, а настоящее небо, тучи и гроза. Сорвала с головы платок и упала на стол. И такое у меня состояние благости, что получилось, сама не ожидала. Лежу вот так, радуюсь, думаю: сейчас Герасимов похвалит. Он же очень строг был, мог отчислить и с четвёртого курса... Герасимов говорит: «Все свободны, Кириенко, останься». Думаю: наверное, хвалить начнёт... А он как выдал мне за мой «орех» на голове.

Ты думаешь, что я, понурив голову, ушла? Я вскипела и сказала: «Пусть кто-нибудь на курсе сделает так! Не нужна мне ваша Москва и ваш ВГИК, ваш Шолохов вместе с „Тихим Доном“ и с вашей Натальей. И вы мне не нужны». Со мной истерика случилась самая настоящая. Тогда уже он испугался, гладит меня по голове, как ребёнка. Говорит: «Ладно, успокойся, деточка, успокойся, пожалуйста... Да будешь ты играть Наталью, будешь...» Но голову велел привести в порядок.

 

Лучшие роли Зинаиды Кириенко

 

Ручонки липкие

— Я больше тридцати лет лет не снимаюсь в кино. Ни одного нормального предложения. Я в хорошей творческой форме. Что это? Это — наше государство. Не нужны ему сейчас актрисы моего масштаба. Кого мне играть в сегодняшнем кино? Маму киллера? Поэтому наше государство и терпит сегодня очень многое, не любит оно людей неординарных.

Сегодня интересен типаж с внутренними патологиями. Не тянет зрителя на настоящие чувства, на глубокую, без деформации любовь. Сегодня всё реже и реже кидают в людские души зёрна добра, любви и патриотизма. Послушаешь и диву даёшься, патриот — это уже как брань. Как ущербный, едва ли не дурачок... Сегодня хозяева кино — голые задницы... Примеры из вереницы мужей, этих бесконечных шлюх на экране...

Киногероини какие пошли? Сегодня переспала с одним, завтра уже с другим — это всё, как банальный насморк. Жуткая душевная оголтелость. А как переиначивают классиков! Порой Чехов с Островским себя бы не узнали. Помню, как Евгений Матвеев рассказывал: «Ты представляешь, Зина, меня уговаривают снимать „Грозу“ Островского. Привезли в такие апартаменты, стол роскошный накрыли. Рассказывают мне, какой я замечательный режиссёр, прочий мёд не жалеют, потом говорят: „У нас одно условие: обязательно должен быть половой акт Катерины с Борисом“. Я поднялся и ушёл оттуда восвояси». Я верю ему, потому что он снимал другие фильмы.

Трудно ли красивой женщине достойно прожить жизнь в кино? Нет, совсем не трудно, просто врагов наживала. Вот и всё.

Скажу как на духу, почему я не снималась так, как хотелось бы, как я могла? Был такой Владимир Баскаков — кинодеятель, зампред Госкино. Так вот он как-то свои липкие ручонки пытался ко мне протянуть. Я ему отпор дала тут же. У меня дома дети, муж-красавец, я даже мысли допустить не могла, чтобы кто-то до меня дотронулся. Всё, с того момента карьера моя в кино на долгие годы стала закрыта. Иногда давали играть какие-то унизительные рольки, и всё.

Спустя много лет режиссёр Станислав Ростоцкий спрашивает: «Зина, а ты не знаешь Баскакова?» Я говорю: «Знаю, эта тварь пыталась ко мне приставать». Ростоцкий признался, что в актёрском отделе был список актрис, на котором вверху ручонкой этого деятеля был нарисован крестик. Была в том списке и моя фамилия. Так что крестик не на бумажке был поставлен, а в какой-то степени на судьбе актёрской.

Спасалась только концертами и встречами со зрителями, благо народ меня всегда любил и любит. От Бреста до Чукотки узнают и принимают — дай бог каждому. Мне Росконцерт предлагал свой ансамбль: я, поющая артистка, сборы делала. Отказалась. Кино и театр были и есть особой темой для меня...

 

Завидую верующим

Вообще, я могу быть бойцом, когда дело касается моих незыблемых принципов. Как мы бились за наш Театр киноактёра, когда его у нас отбирали. Я там столько играла, он был частью моей жизни, неотъемлемой частью, а в девяностые годы пришли новые хозяева жизни и стали отбирать театр.

Сейчас думаю, какая я же была наивная и глупая, советский человек. Верила, что главные в театре — это актёры и зрители. Но победили деньги. Мы с Танькой Конюховой спали на стульях в директорском кабинете театра, Римма Маркова нам в кастрюле еду приносила, в полотенце укутанную, горячую. Марина Ладынина, Клара Лучко с нами тоже бились за театр. Но не победили...Что хочет артистка Кириенко? Да что толку от моих хотений? Раньше когда спрашивали меня на эту тему, я фантазировала. Сейчас? Скажу так: роль хочется сыграть такую, где я могла бы что-то сказать и что-то сделать. Сейчас уже разуверилась, получается, что нет в России героини для меня. Сегодня честные русские стране не нужны. Подавай что-нибудь полегче и попроще...

Честно скажу, я завидую искренне верующим людям, им легче жить и легче умирать.

Ходила прощаться с Риммой Марковой, она была моя соседка, жила в доме напротив. Ужасно было видеть её изболевшее лицо, понимаю, почему она не хотела панихид и шумных похорон. Зачем это всё? Чтобы лицо твоё мёртвое потом таблоиды тиражировали? Я Римму Васильевну запомнила смеющейся в тридцать два зуба, рука с сигаретой на излёте... Она была разная, но настоящего в ней было много.Думаю ли я о смерти? Я гоню эту мысль от себя, ну как можно думать о смерти? Повторюсь, я завидую людям, которые истово верят, что здесь они временно, и верят в жизнь вечную. Я не такая. Не воспитали меня так, даже священнику исповедоваться не могу. Кто он такой, чтобы я ему всю душу свою обнажила? В чём убеждена точно, что есть какое-то божественное начало, божественное присутствие в жизни. А в жизнь вечную не могу до конца верить. Может, и есть. Не знаю.

Зинаида Кириенко, Валерий Тарасевский и Римма Маркова

Зинаида Кириенко, Валерий Тарасевский и Римма Маркова. Фото: Из личного архива

Когда умирают известные артисты, то по телевизору сюжеты как из пулемёта сыплются. Смерть стала информационным поводом... Невольно на себя всё перевожу. Думаю, умру, и про меня будут говорить. Ладно бы говорить, а то ещё и наврут с три короба, а ты ведь уже не ответишь...

https://aif.ru/culture/person/bol_vnutri_s_samogo_detstva_poslednee_intervyu_zinaidy_kirienko_aif

.

Что стало причиной смерти народной артистки РСФСР Зинаиды Кириенко?

Народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко скончалась на 89-м году жизни. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Союза кинематографистов РФ.

«Зинаида ушла из жизни сегодня ночью», — рассказал собеседник агентства.

Ранее актриса была госпитализирована, у нее также диагностировали COVID-19.

Что могло привести к смерти Зинаиды Кириенко?

Зинаиду Кириенко госпитализировали 10 февраля. По данным СМИ, причиной стало острое нарушение мозгового кровообращения.

По словам сына артистки Максима, в последние две недели его мама не очень хорошо себя чувствовала. «Она находилась дома. Утром еще было ничего, а днем она стала вдруг засыпать, говорить с ней не получалось. Ухудшение произошло стремительно, буквально у нас на глазах», — поделился он с «Комсомольской правдой». Родственники вызвали актрисе скорую, которая доставила ее в больницу. В стационаре Кириенко сделали тест на коронавирус, который оказался положительным. Также у нее подтвердили инсульт. «Мы не исключаем, что это последствия ковида. Такие вещи, к сожалению, случаются», — рассказал Максим.

По данным «Пятого канала», у артистки также был рак поджелудочной железы. Точная причина смерти Зинаиды Кириенко пока неизвестна, однако журналисты полагают, что возможно речь идет об одном из этих серьезных заболеваний.

.

наверх