На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Лечебные сказки: у Теремка была заниженная самооценка, а Лягушка пережила с Иваном Царевичем «духовный развод»

Психотерапевты исцеляют волшебными историями и детей, и взрослых

Таблетки от всех бед, оказывается, пылятся на наших книжных полках. Это сказки. Русские народные или сочиненные психотерапевтами, а, может, даже написанные собственной рукой, сказки способны творить чудеса.

 

СКАЗКИ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Сказкотерапия для россиян – явление новое. Бурно развиваться этот метод психотерапии начал в Петербурге, а теперь «сказочники» в белых халатах есть по всей стране.

– Метод сказкотерапии завораживает, – объяснила  начальник учебного и научного отделов Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Минтруда, кандидат психологических наук Ника Травникова. – Можно использовать его отдельно или в комплексе, брать народные сказки или авторские, написать сказку для конкретного человека или его самого сделать сказочником. Работа эта очень деликатная, мягкая. Но через метафору мы можем подойти к самым болезненным аспектам жизни человека.

Условно здоровому человеку волшебные истории помогут взглянуть на проблему с другой стороны, найти выход. А людям, страдающим соматическими и психическими заболеваниями, инвалидам сказка облегчит страдания. Врачи уже подметили, что курс чудесных историй заметно усиливает эффект от традиционного лечения.

– Мы использовали сказки и для диагностики, – рассказала Ника Травникова. – Работали с детьми, оказавшимися в интернате. Зачастую они страдают из-за разлуки с теми, кто их бил, унижал. Замалчивать вопрос нельзя: это не даст ребенку нормально развиваться. А сами они говорить не хотят, плачут. Поэтому мы прочитали им коротенькую сказку о семье медведей.

Сказка о медведях предельно нейтральная и лаконичная, что дало простор фантазии. А после ребят попросили нарисовать эту семейку. Картинки получились разные, но каждая из них рассказывала о семье маленького художника. Кто-то изображал папу-медведя, который принес в берлогу курицу и ни с кем не поделился. Кто-то – грустную медведицу, глядящую в окошко на уходящего в лес супруга. А кто-то – черную страшную берлогу, в которой явно творится что-то ужасное.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

Главное в терапевтической сказке – ясная мораль и счастливый конец. Но простым прочтением не ограничиваются, ведь сеанс нужно закрепить. Для этого применяют другие психотерапевтические приемы: играют, лепят из пластилина, рисуют карту внутреннего мира, строят свою реальность из песка.

– Если неподготовленные родители решают вдруг сочинять сказки для своего ребенка, можно запустить такие процессы, которые приостановить сможет только специалист, – предупреждает преподаватель Международного института комплексной сказкотерапии, эксперт в области сказкотерапии Лариса Борисова. – Но в умелых руках сказкотерапия не навредит никому.

Правда, даже у лечебных сказок есть ограничения по возрасту. Это касается выбора героев: малышам ближе феи и золотые рыбки, а с взрослыми легко перейти и на отвлеченные понятия. Причем одну и ту же ситуацию всегда можно разыграть с другим «актерским составом».

– Родители обычно думают, что проблема в ребенке, а на самом деле работать нам больше приходится именно с ними, – объяснила Лариса Борисова. – Ведь у счастливых, добрых и любящих родителей и дети счастливые. А потом, поработав с папами и мамами, мы доверяет им самим работать с ребенком. Психологами родители могут быть сами, если захотят.

 

«ПАНДУСЫ ПОСТРОИЛИ, А ДУШИ НЕ ГОТОВЫ»

Чтобы для своего «проблемного» чада стать психологом на дому, можно использовать уже готовые методики. Международный институт комплексной сказкотерапии выпустил, например, «Радужные сказки» – короткие истории, сочетающие аудиоряд, визуальную картинку (она нарисована песком) и закрепляющее задание.

В программе собраны самые популярные «детские проблемы»: красная сказка – о непослушании, оранжевая – о зависти, желтая – о доброте, и далее по цветам радуги – о лени, дружбе и лести, самооценке, страхе темноты.

Родителям предлагают устраивать «радужные недели», по сказке на день. А после выполнять вместе с ребенком задания. К зеленой сказке, например, прилагается такое: попросить чадо припомнить, сколько раз за день он поленился, и столько же раз опутать его зеленой пряжей или зеленой туалетной бумагой. А потом предложить ему пройтись, заняться привычными делами. Когда ребенок освободится от пут, он поймет, что лениться – сковывать себя.

Еще один проект – «Крыло ангела». Это цикл сказок для родителей детей, страдающих страшными недугами: ДЦП, онкологией, синдромом Дауна, аутизмом. Для тех, кому тяжелее всех. Истории показывают мамам и папам особенных детей, что их жизнь продолжается: она просто другая. Они учат искать в себе силы и воспринимать ребенка не как проблемы, а как дар.

Подходят эти сказки и для школьников: после просмотра ребята перестают издеваться над особенными одноклассниками, становятся к ним добрее. Так, сказкотерапия лечит еще и само общество.

– Пандусы мы построили, – отметила Лариса Борисова. – А души принять отличающихся от нас людей не готовы.

 

О ЖЕНЩИНАХ – ИЗ УСТ ПЕТРОВИЧА

По словам экспертов, не бывает сказок для взрослых и детей: есть сказки мужские и женские. Взаимоотношение полов – это отдельное направление в сказкотерапии.

Уже разработали серию сказок для женщин. В них поднимают самые животрепещущие для дам вопросы: что такое сексуальность, почему мы разочаровываемся в мужчинах, как переживать трудные времена, есть ли у человек вторая половинка, могут ли супруги жить долго и счастливо. Советы излагаются от лица Бабушки, которая беседуют с взрослой Внучкой.

Готов и сборник сказок для мужчин. В виде житейских советов они излагаются физиком на пенсии, электриком Петровичем. Каждая сказка – обыгранный физический закон. Петрович объясняет представителям сильного пола, как общаться с загадочными женщинами.

Есть и сказки для совместного чтения. Они помогут паре понять, что не так, и перейти с бесполезной борьбе с последствиями к решению реальной проблемы.

 

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ – В ПОМОЩЬ

Кладезь мудрости – это русские народные сказки. Но это, кажется, и без сказкотерапевтов понятно. Вот только лишь специалист может рассказать привычный сюжет так, чтобы человек увидел в нем свою проблему. Примеры того, как адаптировать сказки, привела Лариса Борисова.

О Колобке

Эта сказка, по мнению психотерапевтов, не детская, а взрослая. Главными ее читателями должны быть родители подростков, особенно мальчиков (ведь сам Колобок – это самый что ни на есть молодой человек).

Слепили Колобка из чего попало, тяп-ляп – и на окошко, остывай себе. То есть особых усилий к его воспитанию не прикладывали. Потом для Колобка настал момент инициации: он покатился из дома в социум. И пока на своем пути он встречал «мужчин» – Зайца, Волка, Медведя, – все заканчивалось нормально.

Но стоило Колобку столкнуться с Лисой, как сказочке настал конец. Почему? Бабушка и дедушка просто не вложили в голову своего чада, как общаться с женщинами. Они даже не предупредили, что по лесу ходят лисицы.

Мораль: дети – не «колобки», делать из них людей надо внимательно, иначе последствия «недовоспитания» могут остаться с ними на всю жизнь.

О теремке

В этой сказке главный герой – не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывают следующая строчка: «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка у Теремка сильно заниженная, поэтому он пускает к себе всех подряд. И, в итоге, разваливается.

Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он, как и Терем, может просто рассыпаться.

О Царевне-лягушке

В любимой девочками сказке спрятан архетип возлюбленной. А у отношений между мужчиной и женщиной есть, как установили специалисты, три стадии. Первая называется «первичным браком»: люди встречаются, влюбляются, женятся.

Вторая стадия – «духовный развод»: возлюбленные снимают розовые очки, узнают друг друга ближе и понимают, что в супруги им «всучили» совершенно другого человека. Переживают эту стадию не все пары.

Но при грамотной позиции влюбленные не пытаются изменить друг друга, а изменяются сами. И тогда наступает третья стадия – «повторный брак». Прямо как у Ивана Царевича и Лягушки.

Мораль: объект любви обычно оказывается не такими, каков он есть на самом деле, но пережить столкновение с реальностью можно. И тогда влюбленные усовершенствуют себя сами и пойдут вперед.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх