На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Свитайло
    Так его растерзают родственники убитых в Крокусе, в течение первых же пяти минут, как только он выйдет из СИЗО! Главн...Новые неожиданные...
  • Валерий Фоменков
    Ну, с этим то всё понятно. Взяли живым, потому что была необходима информация. А вот после получения информации - тол...Новые неожиданные...
  • ВАРЯГ РУС
    Потому что силовики желают прочесть его сочинение на тему "как я (он) провёл лето".Новые неожиданные...

Наполнить жизнь смыслом. Какой должен быть уход за людьми пожилого возраста

По данным демографиче­ского прогноза Росстата, доля людей старше трудо­способного возраста к 2025 г. увеличится в нашей стране до 27,7% и составит 40,5 млн человек.

Теперь появилась новая профессия: помощник по уходу. Теперь появилась новая профессия: помощник по уходу. © / Shutterstock.com

Прогнозы о старении населения диктуют новый взгляд на то, какой должна быть поддержка старшего поколения.

Наполнить жизнь смыслом

К сожалению, остановить процесс старения населения мы пока не можем. И вопросы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами стали одним из приоритетов государственной социальной политики. В декабре 2017-го правитель­ство, выполняя поручение президента, утвердило комплекс мер по соз­данию такой системы.

Главной её целью определили обеспечение достойного образа жизни и максимальной реабилитации людям, нуждающимся в уходе, организацию поддержки их семьям. Реализуют проект совместно Минтруд, Минздрав, Агентство стратегических инициатив, региональные власти, а также благотворительный фонд «Старость в радость».

По мнению руководителя фонда Елизаветы Олескиной, «теперь меняются сами стандарты, подходы к работе. Сейчас необходимо, чтобы каждый человек, которого мы поддерживаем в стационаре или на дому, был не только обихожен, но и мог заниматься интересным делом, сохраняя по возможности привычный образ жизни, чтобы его жизнь была наполнена смыслом».

И если в странах Запада система долговременного ухода сегодня не просто работает, а уже реформируется, то у нас она только создаётся. Участники III Форума социальных инноваций регионов, который в конце июня прошёл в Москве, называли благоприятные предпосылки к тому, чтобы она наконец появилась. Во-первых, есть намерение со стороны власти, выразившееся в нацпроекте «Демография». Во-вторых, есть негосударственные организации (НКО), которые могут быть соратниками госучреждений соцзащиты и здравоохранения, есть и опробованные уже инновации. В-третьих, федеральный бюджет готов выделить на эти цели 10,7 млрд руб. в ближайшие 6 лет.

Для лёгких и тяжёлых

Пилотный проект реализации новой программы долговременного ухода в 2018 г. начался в 6 регионах страны. Теперь регионов уже 12. Работать «пилоты» будут до 2020 г., затем с учётом наработанного опыта система должна распространиться на всю страну.

«Пионерам», по словам Е. Олескиной, надо в первую очередь понять, кто их клиенты. Однако типизировать нужно не людей, а их физическое состояние, чтобы адекватно оценить, какая требуется помощь. Начинали с самых тяжёлых, потому что это самая многочисленная группа. Но пришли к выводу, что помощь надо оказывать и на ранних стадиях, чтобы потом всем жилось проще.

Кто они, самые тяжёлые? По понятным причинам, лежачие и люди с тяжёлыми психическими нарушениями. «Кроме оказания помощи здесь и сейчас, – рассказала руководитель фонда «Старость в радость», – ориентируемся на увеличение продолжительности жизни. К этому в процессе внедрения системы долговременного ухода не прийти невозможно. Не может на этом пути не случиться и повышения качества жизни людей».

Первые результаты проекта заставили сделать вывод: людей с лёгкой стадией важно удерживать в активной жизни, а для этого необходима социализация. Ну а самым тяжёлым нужно повышение качества жизни – тогда и им будет легче, и родственники выдохнут. Здесь имеется в виду и паллиативная помощь тоже.

Резкий скачок в продолжительности жизни даёт уход в средней группе – даже небольшие усилия имеют самый большой отклик. Поэтому так важны сервисы для таких людей, которые запускаются в рамках новой системы.

На основе опыта работы «пилотов» не только разрабатываются методология и единые стандарты оказания помощи, но и проводится обучение как профессионалов, так и членов семей пожилых и больных людей. Плюс ведётся подготовка социальных координаторов, которые будут курировать нуждающихся в уходе. Налаживается снабжение необходимыми техническими средствами ухода, отрабатывается взаимодей­ствие между государственными учреждениями социальной защиты и здравоохранения и негосударственными организациями, участвующими в этом.

«Одна из задач для всех «пилотов» – создать градации нуждаемости, а также сформировать перечень услуг, в которых нуждаются люди на каждой ступеньке, причём максимально дифференцированный перечень, вплоть до манипуляций», – считает Олескина.

Новая профессия: помощник по уходу

По словам 1-го замминистра труда и соцзащиты России Алексея Вовченко, один из важных результатов работы пилотной программы – принятие профессионального стандарта помощника по уходу. Вместе с появлением новой профессии появились и новые штатные единицы в центрах социального обслуживания.

«До 2024 г. будет происходить расширение практики взаимодействия социальных и медицинских служб: это и выездные формы, и мобильные междисциплинарные бригады, и синхронизация предоставления обслуживания и патронажной службы. Кроме того, это развитие программ поддержки семейного ухода, развитие практики привлечения негосударственных организаций к оказанию таких услуг. Ещё одно важное направление – переобучение персонала социальных учреждений для работы в новой системе – без этого мы не сдвинемся», – рассказал он.

Лежачие становятся маломобильными, а малобильные – ходячими

Представители «пилотных» регионов, в которых отрабатывается новая система долговременного ухода, периодически встречаются и обмениваются опытом. Произошла такая встреча и на полях июньского форума социальных инноваций.

Интересным оказался опыт Рязан­ской области, где креативность «пилота» дала сразу несколько позитивных примеров.

По словам 1-го зам­министра труда и соц­защиты области Дениса Бокова, здесь нет проблем с набором сиделок – в отличие от некоторых других регионов, где даже за достаточно приличные день­ги люди на такую работу соглашаются крайне редко. В Рязанской области сиделки и обучаются, и работают с удоволь­ствием. «Люди должны верить в то, что они делают, – считает Боков. – Можно отсидеть по 100 часов на курсах, но если не поменять менталитет, то есть не принять новые условия и правила, дело с мёртвой точки не сдвинется».

В области обучают правилам ухода родственников людей, нуждающихся в этом, причём даже тех, кто не может позволить себе прийти на курсы. Специа­листы приезжают к ним домой вместе с оборудованием, или обучение ведётся дистанционно.

«Мы видим, как улучшаются условия обслуживания на дому и в стационарах, и, как результат, лежачие становятся маломобильными, а маломобильные – ходячими, – сказал Боков. – Отсюда снижение госпитализации на 2% и вызовов скорой помощи – на 5%».

Ещё с 2015 г. Рязанская область с заявительного перешла на выявительный принцип обслуживания пациентов. В результате помощью обеспечены практически 100% нуждающихся.

Иркутскую область выручила внедрённая какое-то время назад система социальных участковых. Сейчас в муниципалитетах работают на таких позициях 400 человек. Они хорошо владеют информацией о состоянии пожилых людей и стали для новой системы долговременного ухода боевым отрядом. Но тем не менее начали здесь пилотный проект с подворового обхода и за год выявили 3 тыс. нуждающихся в помощи жителей.

Зампредседателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова рассказала на одной из сессий форума, что главное для Приангарья сейчас – наладить подготовку новых кадров для системы долговременного ухода.

«В процессе реализации проекта обнаружилось, что соцзащита к изменениям оказалась более подготовленной, нежели здравоохранение», – уточнила она.

Поэтому сейчас в области отрабатывают межведомственное взаимодей­ствие, понимая, что информационный обмен между разными структурами помогает оперативно выявить и своевременно помочь нуждающимся в уходе людям. Кстати, иркутяне провели опрос и на основании его результатов ввели 31 услугу – в дополнение к тем, что предусмотрены пилотным проектом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх