Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Человек - тоже вирус ...Только большой .В чем разница меж...
  • Александр Клово
    Щелокова надо было уничтожить, чтобы ликвидировать СССР.«Всесильный» Нико...
  • Марина Северянка
    Помню. Это же наше детство. Я их собирала. К сожалению, с многочисленными переездами, любимые открытки не сохранились.Зимние открытки в...

«Тайный покупатель»: пришел, увидел, доложил

«Тайный покупатель»: пришел, увидел, доложил

Работа у «тайного покупателя», на первый взгляд, немудрящая. Ходи по торговым, сервисным или общепитовским точкам, оценивай уровень обслуживания. При необходимости делай «контрольную закупку», записывай на диктофон разговоры с продавцами-консультантами, втихаря фотографируй недочеты. Напиши отчет — и по итогам пожалуй в кассу, получай денежку за труды.  Владимирский журналист Виталий БРУСНИКИН на собственном опыте выяснил нюансы этой внешне простой подработки, ненадолго превратившись в «тайного покупателя».

Краткая история вопроса

Еще в Древнем Риме, где впервые по-настоящему расцвела мелкая розничная торговля, владельцы засылали в свои лавки специальных людей для проверки качества продаваемых продуктов и расторопности обслуги. По итогам проверок нерадивых работников нещадно наказывали — вплоть до битья палками и даже продажи в рабство.

В 1937 году в СССР появился Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, знаменитый ОБХСС. Его сотрудники обладали широкими полномочиями: в том числе инкогнито проводили «контрольные закупки», выявляли всевозможные нарушения (обвес, обмер, воровство), привлекали проштрафившихся к ответственности, нередко уголовной. Так что на долгие десятилетия ОБХСС превратился для торговых работников в живой кошмар.

Технология «Тайный покупатель» (по-английски — «Mystery Shopping») появилась в США в начале XX века, но своего развития достигла в середине 70-х годов, вместе со взрывным потребительским бумом на Западе. Сегодня это целая исследовательская индустрия, в которой заняты тысячи специализированных агентств и несколько миллионов человек по всему миру. В год совершается более 8 млн «тайных покупок», оборот рынка услуг составляет около 600 млн долларов и непрерывно растет.

Их объединяет Международная ассоциация поставщиков услуг Mystery Shopping (MSPA). Технология постоянно совершенствуется и развивается, создан единый кодекс профессиональных и этических стандартов для работы «тайных покупателей».

Как стать «тайным покупателем»

Вообще найти подходящий вариант такой подработки проще простого — на известных сайтах с вакансиями (123), в специализированных группах в соцсетях, посредством сарафанного радио.

В моем случае так и было: попробовать себя в роли «засланного казачка» между делом, в случайном разговоре предложила семья знакомых предпенсионеров. Эти бойкие жизнерадостные супруги, оказывается, уже больше года подрабатывают «тихушниками», как сами себя называют, чрезвычайно довольны и самой работой, и дополнительным доходом в семейный бюджет. От них я заодно узнал, что молодежь в эту сферу идет неохотно, потому «тайными покупателями», «шпионами» на передовой линии торгового фронта нанимают в основном предпенсионеров и пенсионеров.

Сбили меня с панталыку!.. Выдернули из наезженной жизненной колеи, в которой «шпионом» я последний раз был лет 40 назад, в дворовых детских играх… Но почему бы не попробовать, в конце концов? Взял у них контакт менеджера федеральной сети сотовой связи, позвонил и уже на следующий день превратился в «тайного покупателя».

«Тайный покупатель»: пришел, увидел, доложил

Инструктаж

Ангелина, элегантная женщина лет 30, старший менеджер по обслуживанию, усадила в уютнейшее кресло, предложила кофе, печенюшки:

«Опыт работы «тайным покупателем» у вас есть? — увидев, что я отрицательно замотал головой, заметно огорчилась, откровенно вздохнула, но не убрала с лица натянутую улыбку. — Ну что ж, все когда-то начинали впервые… Слушайте внимательно, что от вас требуется».

Из 14 городских салонов связи мне предлагалось за день посетить половину, в разных концах города. Потребовать от консультантов отключить ненужные платные услуги со своего номера; подобрать более выгодный тариф; настроить автоплатеж; проконсультировать по характеристикам выставленные на продажу гаджеты; купить и попросить наклеить защитное стекло на экран смартфона.

Разговоры записывать, снимки если и делать, то исключительно незаметно (хорошенькое дело!). Оценить манеру общения и компетентность сотрудников, отметить наличие/отсутствие масок, чистоту в помещениях. Оплата сдельная: по 300 рублей за посещенную точку. По итогам вояжа составить подробный письменный отчет о каждом салоне, по желанию — с приложением аудиозаписей.

Салонные разговоры

Краткая сводка. До обеда народу в салонах практически не было…

  • В первом полусонная девушка в маске под подбородком заметно оживилась, увидев меня на пороге. Этот салон находится практически в промышленной части города, посетители заглядывают нечасто, от скуки позеленеешь… Так что сотрудница многословно, но живо и толково проконсультировала по смартфонам, выставленными на стеллажах, дала оптимальный вариант для потенциальной покупки. Твердая пятерка.
  • Далее — центр, престижные Торговые ряды. Молодой человек по ту сторону стойки ошеломил явно постановочным «нервным тиком», говорил, манерно дергая ртом в левую сторону: «Зачем вам прейскурант? У нас нет такой услуги — наклеить защитное стекло. Но лично для вас… в виде исключения… 600 рублей».

«Побойтесь бога! — кричу. — Стекло стоит вдвое дешевле!» В ответ консультант пожал плечами и дернул ртом. В помещении чисто, стопочки рекламных листовок-буклетов на месте, девушка-напарница вдумчиво вбивает в компьютер некие цифирьки с бумажек.

Маски у обоих отсутствуют. «Что у вас с лицом?» — невольно спросил на прощание. Молодой человек отреагировал мгновенно, не задумываясь: «Поработайте тут с мое, лет семь-восемь, не так дергаться будете!» И сардонически хохотнул. Девушка машинально и не поднимая головы, пробормотала: мол, заходите, всегда вам рады. Благодарю покорно, нервных типов мне и без того в жизни хватает… Заслуженная тройка.

  • Салон у оживленного транспортного перекрестка. Одинокий нахмуренный консультант (опять без маски) был явно недоволен моим визитом. Судя по звукам смартфона, я оторвал его от увлекательной игры-стрелялки. На просьбу подключить автоплатеж за услуги связи без энтузиазма взял мой телефон, долго шлепал по экрану пальцами (без перчаток).
Наконец, попросил диктовать данные моей карты — включая секретный СVV-код! «Ничего себе, какое нахальство! — не выдержал я. — А может быть, вам еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?!» Смотрит с недоумением. Понятно: миллениалы «12 стульев», разумеется, не читают…

Отдавать этому типу все данные для управления своей картой?! Увольте. Оценка: «кол»!

  • В следующее салоне попросил отключить раз и навсегда любые платные услуги на номере. Ответ, что это невозможно, вогнал в короткий ступор. Терпеливо пояснил консультанту, что в их сети есть такая штука, называется «Запрет контента», но активировать этот запрет может только сотрудник салона. «Впервые слышу… — равнодушно сообщил он. — Может быть, в центральном офисе, в Торговых рядах? У меня такой возможности нет». В лучшем случае — двойка.
  • Буквально на пороге пятого салона меня, с подергивающимся веком, уже изрядно уставшего от общения с бойцами «цифрового фронта», остановил звонок менеджера Ангелины: «Отбой! Вас «вычислили», в остальные салоны можете не ходить, реальной картины не увидите — там с вас пылинки-былинки станут сдувать… Жду вас с отчетом послезавтра, успеете?» Ответил, что успею, но отчет будет, мягко говоря, не радужным.

Решил все-таки сунуться в салон, оценить реакцию консультантов. Встретили меня парень с девушкой, разумеется, в масках и едва ли не земным поклоном… «Извините, ошибся дверью…» — неуверенно промямлил я. «Заходите в другой раз!» — хором крикнули мне в спину и ехидно рассмеялись.

Разрешите покаяться

Однако признаюсь как на духу: отчет я, человек по природе мягкий и не мстительный, подготовил, тщательно взвешивая каждое слово. По-людски было жалко этих консультантов, даже типа с дерганным ртом и того наглеца, который пытался выудить у меня данные карты.

«Тайный покупатель»: пришел, увидел, доложил

Все-таки работа у них, как ни крути, нервная — с бесконечным людским потоком, в котором часто попадаются целенаправленные скандалисты, криворукие неумехи или туго соображающие граждане. Наплачешься с ними… А режим работы при всем при том — 11 часов двое суток через двое. И зарплата часто не дотягивает до 20 тысяч... Не позавидуешь.

Каюсь, что совершил подлог, сознательно сгладив самые острые «зазубрины» общения с консультантами, но не поднялась рука стать виновником их пусть и заслуженных, но крепких тумаков от начальства. Не люблю доносы и разносы… И теперь отчетливо понимаю, что «тайный покупатель» из меня никудышный.

Заработанные 1200 рублей перечислили на карту через день после сдачи отчета. Потратил их на связь — теперь до конца года хватит.

Подобьем итоги

Хочу напомнить: дело было в областном центре, городе небольшом, где «тайного покупателя» если «вычислили», про эту подработку ему можно забыть. В Москве ситуация совсем иная — поле для работы несравнимо обширнее, гораздо легче затеряться в море обычных покупателей, да и оплата выше.

Если в провинции проверка одной торговой точки стоит 250–350 рублей, в столице — от 500 рублей плюс оплата проезда. Умножайте на число точек, которые реально готовы и способны проверить в неделю (в месяц), — вот вам и сумма дохода.

А еще особо ценным, ставшим профессионалами «тайным покупателям» могут предложить штатную работу в торговой сети или агентстве: здесь зарплата начинается от 40 тысяч и доходит до 75 и более тысяч рублей.

_____________________________________________________

Вам встречались "тайные покупатели"? Хотели бы попробовать такой вид заработка?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх