На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Автор наплел отсебятину, чтобы нас успокоить за глупость российских банкиров.Почему не стоит ж...
  • Надежда Каштанова (казакова)
    всё хорошо закончилосьПропал дед
  • Элеонора Коган
    И шагомер. подарок сыновей, и найденный щеночек Цезарь пробудили в Иване Дмитриевиче интерес к жизни!!!!Пропал дед

Детский труд в советской деревне- эксплуатация или форма воспитания?

Приходится поражаться тому, какими темпами менялось в последние полвека отношение общества к детскому труду, который (в любом его виде) в наши дни стал считаться чуть ли не одной из форм эксплуатации ребёнка. Почему тенденция максимально оградить своих детей от любого физического труда стало у нынешних молодых родителей чуть ли не манией и одной из реалий сегодняшнего времени? Помнится, в СССР было такое словосочетание «трудовое воспитание», начинавшееся чуть ли не с пелёнок. Когда вы его слышали в последний раз?

В советском обществе постепенно зрели предпосылки считать труд физический немодным и непрестижным. Как следствие,- начиная уже с 80-ых годов, выпускники школ валом повалили в юридические, финансовые, экономические и иже с ними ВУЗы. И не столько под влиянием родителей, сколько из-за своей трудовой инфантильности и падения престижа физического труда.

Если брать советские деревенские семьи, то взгляды родителей на воспитание детей, их роль и место в семье были едины и основывались, в первую очередь, на уважении семейных ценностей и приобщении тех к труду. Именно в детском возрасте процесс формирования ответственного отношения к любому труду происходил наиболее легко и продуктивно. Во- многом, потому что в этом возрасте детей не надо было заставлять, они сами горели желанием что-то делать. К тому же, приобщение к труду происходило, как правило, в игровой форме и с непосредственным участием родителей и взрослых. Те доступными способами (прежде всего, наглядным примером) доносили до нас- почему это нужно сделать.

Разумеется, поначалу это был совместный труд. Помню, как мы, будучи деревенскими детьми, подражали взрослым и с удовольствием участвовали в сенокосе, заготовке веников, посадке и уборке картофеля на огромном участке, пригоняли вечером из общего стада корову с овцами, собирали на огороде колорадских жуков, чистили снег рядом с домом (для этого с помощью отца мастерили небольшие лопаты), убирались по дому… Просто нам было всё это интересно и воспринималось как нечто значимое!

С малых лет большинство деревенских мальчишек было обучено взрослыми азам охотничьего промысла: нам доверяли старенькие ружья (ничуть не опасаясь за нашу безопасность), учили набивать патроны, охотиться на уток и куропаток, ставить капканы и силки на зайцев, ловить кротов и выделывать их шкурки. Так мы воспитывали в себе мужские взрослые качества и имели первые собственные деньги, которые могли потратить на свои нужды. Не говорю уж про рыбалку, сбор грибов и ягод: в этих промыслах с детьми соревноваться было бесполезно- именно они год из года обеспечивали рыбными и лесными припасами всю семью.

Взрослые никогда не сердились, даже если у нас что-то не получалось. Более того- обязательно хвалили. А после того, как нам доверяли самостоятельную работу, мы как на крыльях летали! Рано или поздно мы сами навязывались им в помощники. Постепенно у каждого из детей появлялись собственные обязанности по дому, чему мы были чрезмерно рады и горды. При этом отмечу, что крайне редко в советское время в отношении нас, детей, применялось слово «заставлять»...

На школьных уроках труда нам прививали навыки столярных и слесарных работ: под предводительством трудовика (инвалида войны) мы мастерили скворечники, табуретки, скамейки... Боясь при этом допустить малейшую оплошность- тот был крутого нрава и не стеснялся отпускать в адрес наиболее «бестолковых» и «безруких» выражения, за которые в нынешнее время его бы точно выперли из школы. Зато к 6-7 классу все успели постоять за токарным станком и научились пользоваться рубанком. Многие ли нынешние детки знают, что это такое?

В советские годы считалось крайне постыдным, если деревенский парнишка или девчушка к моменту окончания школы не владели хозяйственными навыками, необходимыми для самостоятельной жизни. Уже к 14-15 годам первые могли вполне успешно заменить отца в любой физической работе, а вторые становились полноценными помощницами матерей в ведении домашнего хозяйства. В этом возрасте мы самостоятельно ходили в лес заготавливать дрова, косили, скирдовали сено, подрабатывали на каникулах в совхозе на уборке урожая, пасли скот, могли запрягать и работать на лошадях, управляли на пахоте плугом... Продолжать?

Сегодняшние сердобольные и любвеобильные родители и прочие домочадцы в стремлении оградить своё дитятко от всякого рода «напряга» в быту и сделать детство ребёнка максимально беззаботным и комфортным стараются свести к минимуму его «трудовую повинность». Большинство- из опасения получения теми травм и увечий, что вполне реально из-за отсутствия у них элементарных жизненных навыков. Некоторые родители оправдывают свою позицию тем, что потом приходится многое переделывать за детьми и намного проще и быстрее сделать работу самому. Увы, не хватает терпения: не получилось раз-другой, но ведь навыки приходят с опытом и (вспоминаем Пугачёву!) если долго мучиться- что-нибудь получится! Не может быть, чтобы родители не понимали, чем заканчивается подобное воспитание: об элементарных хозяйственно-бытовых навыках даже говорить не приходится- такие дети и во взрослом возрасте не способны себя самообслуживать и даже шнурки без помощи жены завязать не могут!

А во многих семьях сегодня умение держать молоток и крутить отвёртку считается просто ненужным и бесполезным занятием для ребёнка! Да и его самого это как-то не прельщает. А откуда всему этому взяться, если дома в инструментальном арсенале отца нет ничего подобного, а его жизненная установка- зачем всё это надо мне и моему ребенку, если всегда можно воспользоваться услугами соответствующего специалиста? Лишь были бы деньги! Как-то грустно становится...

Трудовое воспитание своих внучек я стараюсь проводить в игровой форме. Фото из личного архива автора.
Трудовое воспитание своих внучек я стараюсь проводить в игровой форме. Фото из личного архива автора.

Картина дня

наверх