На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Кукиш с маслом» и другие традиционные русские жесты

Психологи утверждают, что только 20% информации человек воспринимает при помощи слуховых рецепторов и 80% - при помощи зрительных. И трудно спорить с тем, что речь благодаря жестам становится эмоциональной, живой, понятной. Свои жесты есть у каждого народа. Есть они и у русских. В этом обзоре мы расскажем про историю характерных русских жестов.

Шапка, брошенная на землю резким жестом, - экспрессивный жест, который использовался при принятии какого-либо отчаянного решения. Для русских мужчин головной убор был символом достоинства и интегрированности в обществе. Публичное снятие шапки в определённых обстоятельствах расценивалось как своего рода гражданская казнь. Так поступали, в частности с должниками. Если же человек бросал шапку оземь добровольно, это значит, что он готов был пойти на любой риск, даже если цена неудачи – изгнание из общества.

Как правило, русский человек чешет затылок, если он чем-то озабочен. Для чего – сказать сложно. Но уж точно не для стимуляции мозгового кровообращения. Есть мнение, что это жест пришёл из тех времён, когда славяне-язычники верили, что этим жестом можно вызвать на помощь пращура.

Первоначально жест, когда человек рвал на себе рубаху, был этакой импровизированной клятвой. По одной из версий таким полным экспрессии жестом наши предки демонстрировали крест на груди как принадлежность к Православной вере. Но есть и другая версия. Во время казни некоторые палачи разрывали у приговорённого к смерти верх рубахи. Так вот, когда человек добровольно разрывал одежду, демонстрировал, что готов взойти на плаху за правду.

Жест этот пришёл, по одной из версий, из воинских традиций кочевников, а на Русь его занесли татаро-монголы. Так «степняки» приносили клятву сюзерену. Ударом кулака в грудь демонстрировали преданность.

Сегодня этот жест ошибочно связывают с уголовниками и с поклонниками определённых музыкальных направлений. На самом же деле жесту «коза» уже несколько тысячелетий, и его использовали как защиту от злых духов. Старшее поколение, скорее всего, помнит ещё потешку «Идёт коза рогатая за малыми ребятами…». С этими словам взрослый показывал, как бодается коза. Но тогда это была не просто игра, так наши предки снимали сглаз с детей.

Ещё раньше «козу» использовали древнегреческие ораторы. У них она была своеобразным наставлением. Христианские священники переняли это жест от древних риторов, и тоже часто использовали его на проповедях. Если обратить внимание, то многих православных иконах можно увидеть спасителя с выставленным вперёд указательным пальцем и мизинцем.

Кукиш – жест, характерный для многих культур. Скорее всего, на Руси узнали о кукише от приезжих немцев, которые эти вульгарным жестом пробовали соблазнять барышень. Есть версия, причём вполне жизнеспособная, что «фига» - производное от немецкого «fick-fick mschen» - так звучало на немецком приглашение к интимной близости. Однако в русской традиции этот жест трансформировался (вероятно, благодаря высокоморальным русским женщинам) в категорический отказ. Со временем фигу начали использовать и как средство против нечистой силы

Этот жест схож с бросанием шапки оземь. По значение его можно считать диаметрально противоположным. Если после шапки оземь следуют решительные, а порой безрассудные действия, то жест «махнуть рукой» этакое эмоциональное проявление русского фаталистичного начала. Махнул рукой, и наступает принятие и смирение.

Рассказывают, что как-то Пётр I пребывая в хорошем расположении духа решил наградить некого мастерового за его золотые руки и спросил, что тот хочет получить в качестве награды. А мастеровой, недолго думая, попросил об особой привилегии – бесплатно пить водку в любом кабаке. Желание мастерового удовлетворили не совсем обычном образом – ему на шею поставили особое клеймо. Заходя в питейное заведение, он демонстрировал это клеймо щелчком по шее.

Этот жест из старой русской питейной традиции успешно перебрался в XX век. Его взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх