Со дня рождения великого Леонида Гайдая прошло 90 лет
На его фильмах выросло несколько поколений. Его героев знают все. Фразы из бессмертных комедий выучили наизусть. Создателя "Операция Ы", "Кавказской пленницы", "Бриллиантовой руки" вспоминают и те, кто знал его лично, и те, кто просто любит его шедевры.
Стоит вспомнить фильм — и весь день после этого будут всплывать в памяти цитаты "по случаю". Нежное, но укоризненное "Семен Семеныч!" по сей день можно услышать везде — в транспорте, на производстве, дома. Гайдай не снимал комедии наугад: не зная, засмеются или нет. Он знал, что засмеются. Но все равно ходил на свои фильмы даже спустя много лет — слушал зал. И зал никогда его не разочаровывал.
"Бриллиантовая рука" была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет. Даже в ряду остальных гайдаевских фильмов этот, пожалуй, самый цитируемый. В нем есть фразы на все случаи жизни. При этом сам создатель — скромный, тихий, очень деликатный человек. Хотя воевал: ушел на фронт в 42-м, в 43-м был ранен. И с тех пор хромал.
Его герой Шурик — это вылитый Гайдай в молодости, так считает супруга актриса Нина Гребешкова. Он мечтал быть актером и добился этого при том, что не выговаривал некоторые буквы. Роль красного командира в фильме "Ветер" 58-го года" Гайдай сыграл, несмотря на то, что уже три года, как окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Одни герои у режиссера переходят из фильма в фильм: как, например, Шурик или троица — Трус, Балбес и Бывалый. Другие блистают лишь в одном гайдаевском шедевре. Но все они считали и считают себя членами большой семьи Гайдая. У каждого и без того именитого актера любой советский зритель мог вспомнить его коронную гайдаевскую фразу.
В Иркутске установлена скульптурная композиция – Трус, Балбес И Бывалый со своим режиссером. Хотя, конечно, самый главный памятник Гайдаю — в сердцах миллионов зрителей.
Цитаты из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
— А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали — собака с милицией обещала прийти.
— Лжёшь, собака! Аз есмь царь!
— Я бросаю мужа — этого святого человека со всеми удобствами!
— Ему сообщают, что жена от него уходит, а он — «так-так-так-так-так-так-так»! Даже как-то невежливо! Как-то даже тянет устроить скандал.
— Если бы вы были моей женой, я бы… повесился!
— Эх, красота-то какая! Лепота!
— А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.
— Вот что крест животворящий делает!
— Всё, шо нажито непосильным трудом, всё погибло!
— А ещё очки одел! Ишь ты, изобретатель! Я тебе такое изобрету, что ты не обрадуешься! Да, да. Поможем, поможем! Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову — облысели все!
— Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… если, конечно, они у вас есть.
— Если б Вы знали, то нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!
— Живьём брать демонов!.. — Живьём брать самозванцев!
— Аз есмь… житие мое…
— Какое житие твое, пёс смердящий?!
— Замуровали…, замуровали, демоны.
— Здрав буди, боярин!
— Икра чёрная, красная… Да! Заморская икра… [облизывается], баклажанная!
— И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат… [снимает парик]
— Как челобитную царю подаёшь?!
— Понимаешь, у того лицо умнее!
— Вот лица попрошу не касаться!
— Оставь меня, старушка, я в печали…
— Ты скажи, какая вина на мне, боярин?
— Тамбовский волк тебе боярин!
— Ой, не лги! Ой, не лги! Царю лжёшь! Не человечьим хотением, но Божьим соизволением царь есмь…
— Ты пошто боярыню обидел, смерд?!
— Ох, боярыня — красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака? …Вот и женись, хороняка, князь отпускает её!
— Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…
— Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю — ты на что, царская морда, намекаешь?!
— Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!
— Квартиру Шпака Вы брали?
— Шпака?
— Да!
— Казань брал, Астрахань брал…, Ревель брал, Шпака — не брал.
— Эй, человек! Человек!!! Официант! Почки один раз царице!
— Эта роль ругательная, и я прошу ко мне её не применять! Боже, какой домик у нас! То обворовывают, то обзывают… а ещё боремся за почётное звание «дома высокой культуры быта», — это же кошмар, кошмар!
— Это я удачно зашёл.
— Позвольте, вы не хулиганьте!.. Что это ещё за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!
— Я требую продолжения банкета!
— Паки, паки… иже херувимы!.. Языками не владею, ваше благородие.
— Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!
— Я б на вашем месте… за докторскую диссертацию сел!
— Торопиться не надо — сесть я всегда успею.
— Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!
— Тьфу на вас. Тьфу на вас ещё раз!
— Марфа Васильевна я…
— Марго, вы единственный человек, который меня понимает.
— Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?
— Я — артист больших и малых академических театров; а фамилия моя — фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл!
— Боже, какой типаж! Браво, браво! Послушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто Вы? Сергей Бондарчук… нет-нет. Юрий… Никулин… нет. Боже мой!.. [стучит по лбу] Иннокентий Смоктуновский [подходит к царю]… Кеша… [стучит по щеке]
— Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так ведь никаких волостей не напасёшься!
— Ну, царь, вздрогнули!
— Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три… куртки.
— Танцуют все!
— Введите гражданина посла!
— Галочка, ты сейчас умрёшь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры!
— Алё, милиция? милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак… а я не по поводу кражи, — у нас здесь дело почище — инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя призвал!.. Я непьющий… Даю честное благородное слово… Жду.
— Вельми понеже… весьма вами благодарен!
— Поелику мы… зело… на самолёт опаздываем!
— Клюшница водку делала.
А какие цитаты Вам памятны из других фильмов Гайдая?
Свежие комментарии