Свежие комментарии

• Samarium
    А вы уверены что в этом случае пострадают США, а не мы??? Свежо предание, но.............Штормовой финал: ...
  • Александр Свитайло
    Да хоть 200, хоть 300 тысяч наловят и на передовую отправят, толку от них, необстрелянных, ноль! Просто на убой отпра...Еврей Зеленский —...
  • Ирина Котова
    Сколько же гадов сидит на шее нашего народа! Кто- то последнее отдает фронту, а эти... просто нет слов, мракобесиеЗамминистра оборо...

Как древние европейские неандертальцы завоевали Сибирь

История человечества, так же как и история планеты Земля, полна свидетельств борьбы за выживание. В результате конкуренции между двумя основными видами – неандертальцами и homo sapiens – победили последние. Однако вымерший вид древних людей в начале своей эволюции довольно успешно расселялся по территории Евразии и даже смог завоевать (хоть и со второго раза) суровые просторы Сибири.

Миф о примитивизме неандертальцев

Одним из самых популярных даже до сих пор заблуждений является то, что неандертальцев часто изображают как недалеких, примитивных полулюдей-полуобезьян. В реальности это не соответствует действительности. Homo neanderthalensis (научное название неандертальцев) умели добывать огонь, создавали весьма сложные в техническом плане орудия труда, имели собственный язык и искусство.

Вопреки устоявшемуся мнению о примитивизме неандертальцев, этот человеческий вид был весьма хорошо развит. Вопреки устоявшемуся мнению о примитивизме неандертальцев, этот человеческий вид был весьма хорошо развит.

Основным ареалом обитания «человека неандертальского» была Европа и Западная Азия. Однако археологи находят множество доказательств того, что homo neanderthalensis селились значительно восточнее этих местностей, вплоть до предгорий Алтайского горного хребта в Южной Сибири. Последние исследования палеонтологов, проведенные в Чагырской пещере, доказали, что неандертальцы заселяли данный регион как минимум два раза.

Больше чем соседи для денисовцев

Когда же и откуда неандертальцы впервые пришли на Алтай? Ученые пока не могут дать однозначный ответ на этот вопрос. Останки этого человеческого вида, кроме всего прочего, нашли и в Денисовой пещере (Аю-Таш), которая расположена на территории нынешнего Солонешенского района Алтайского края Российской Федерации.

Денисовая пещера (Аю-Таш). Солонешенский район, Алтайский край. Денисовая пещера (Аю-Таш). Солонешенский район, Алтайский край.

Заселили эту пещеру неандертальцы примерно в период от 200 до 100 тысяч лет назад. Причем жили в ней homo neanderthalensis бок о бок с еще одним видом древних людей – денисовцами (homo denisovensis). Всего несколько лет назад палеонтологи нашли в Денисовой пещере останки 13-летней девочки, которую назвали Денни. ДНК-анализ показал, что она была ребенком от «смешанного брака». Отцом девочки был денисовец, в то время как ее мать – неандерталка.

Останки из Чагырской пещеры

Ученые продолжили свои исследования в регионе и установили, что примерно 60 тысяч лет назад на Алтае появились новые неандертальцы, которые мигрировали сюда с территории Восточной Европы. Следы этих homo neanderthalensis были найдены в 2007 году в Чагырской пещере, которая находится на юге Алтайского края, на территории Краснощековского района, в нескольких километрах от небольшого поселка Усть-Чагырка.

Чагырская пещера. Краснощековский район, Алтайский край. Чагырская пещера. Краснощековский район, Алтайский край.

Впоследствии международная группа ученых более тщательно исследовала эту стоянку древних людей. Результатами раскопок стали почти 100 тысяч изделий из камня, орудия труда из кости, а также останки самих доисторических обитателей Чагырской пещеры. Что касается найденных орудий, то археологи отметили их поразительную схожесть с идентичными предметами, которые до этого обнаруживали на раскопках неандертальских стоянок в Восточной Европе и на Северном Кавказе.

Предметы, найденные на одной из древних стоянок неандертальцев в Восточной Европе. / Источник: twitter.com Предметы, найденные на одной из древних стоянок неандертальцев в Восточной Европе. / Источник: twitter.com

Что же касается генетических анализов, то они показали интересный факт: жители Чагырской пещеры имеют намного больше общих маркеров с неандертальцами из Европы, чем с обитателями «соседней» Денисовой пещеры. Хотя расстояние между этими древними «жилищами» homo neanderthalensis составляет порядка 100 км, тогда как расстояние к ближайшим стоянкам неандертальцев, находящимся на Северном Кавказе, равно по меньшей мере 3 тысячам км.

Еще один «сибирский форпост» неандертальцев

Относительно недалеко от Чагырской пещеры находится еще одна крупная стоянка восточноевропейских homo neanderthalensis – Сибирячихинская пещера, более известная как пещера Окладникова. Исследователи считают, что жители этой стоянки в свое время мигрировали сюда через евразийские степи из Восточной Европы. Причиной этой миграции, скорее всего, был холодный и засушливый период на европейском континенте.

Две волны миграции неандертальцев из Восточной Европы в Сибирь. Две волны миграции неандертальцев из Восточной Европы в Сибирь.

Ученые отмечают, что это «переселение» неандертальцев было хоть и непростым (ведь климат этой местности считается весьма суровым), но в то же время относительно комфортным. Все благодаря постоянству холодных климатических условий, которые дали возможность неандертальцам не приспосабливаться на ходу к изменениям климата. Однако на этом маршруте ученые пока не обнаружили крупных стоянок homo neanderthalensis, а, следовательно, и их останков.

Чужие родственники

Итогом последних исследований стало полное подтверждение теории о том, что заселение Азии неандертальцами проходило как минимум в два этапа. Хотя пока ученые затрудняются дать ответ на вопрос, насколько же масштабной была «вторая волна» миграции homo neanderthalensis из Восточной Европы в Южную Сибирь. Неясно также и то, сколько времени потребовалось европейским неандертальцам для того, чтобы добраться на Алтай.

Ученые доказали, что неандертальцы мигрировали в Сибирь как минимум двумя волнами. / Источник: pinterest.com Ученые доказали, что неандертальцы мигрировали в Сибирь как минимум двумя волнами. / Источник: pinterest.com

Во время исследований антропологи открыли еще один поразительный факт: вновь прибывшие из Европы неандертальцы абсолютно не контактировали со своими сородичами, мигрировавшими сюда во время «первой волны» и осевшими в Денисовой пещере. Получается, что европейские родственники по крови не были для «сибирских неандертальцев» лучшими друзьями.

А спустя некоторое время в Сибирь пришли новые люди – homo sapiens, что стало для неандертальцев еще одним испытанием, которое вскоре переросло в настоящую борьбу за выживание. Борьбу, которую homo neanderthalensis проиграли.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/191121/51749/