На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий анин
    Еврей Зеленский —...
  • Игорь Петров
    Еврей Зеленский —...
  • Дмитрий Федорович
    В этой статье признаётся,что Россия управляемая США.Почему то все их планы относительно нашей страны сбываются.Пора б...Что означает возн...

"Ребенок вас разгадал прежде, чем вы его разгадали!" 220 лет назад родился Владимир Даль.

В. Перов. Портрет В.И. Даля. 1872 год. Фото: РИА Новости
В. Перов. Портрет В.И. Даля. 1872 год. Фото: РИА Новости

 Владимир Даль - вошел в историю не только своим "Толковым словарем". Он был инициатором острейшей общественной дискуссии о воспитании детей, не утратившей актуальности. Его мысли, уверены, найдут отклик у родителей и педагогов.

.

Советы педагогам ХIX века, не устаревшие по сей день

Бравый моряк, блестящий военный врач и известный хирург-офтальмолог, популярный литератор и публицист, близкий друг Пушкина, наконец, крупный чиновник, объездивший империю вдоль и поперек и вышедший в отставку в чине действительного статского советника, "не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов". С чисто немецкой пунктуальностью патриот русского слова Даль сохранял для потомков богатый, образный, острый и живой, как жизнь, народный язык.

Но Владимир Иванович прославился не только "поэтической этнографией" - так называли его творчество современники - и виртуозными операциями по удалению катаракты.

Именно Даль положил начало мощной общественной дискуссии о воспитании и образовании, развернувшейся на страницах "Морского сборника" в 1850-1860-е. Этот журнал за несколько лет превратился из ведомственного органа Морского министерства во влиятельнейшее демократическое общественно-политическое издание. Освобожденный из-под общей цензуры в 1848 году лично императором Николаем I, "Морской сборник" под началом морского министра великого князя Константина Николаевича и будущего министра просвещения Головнина стал своеобразной лабораторией реформ в сфере образования.

К юбилею Владимира Ивановича мы публикуем с сокращениями его статью в "Морском сборнике", открывшую первую в истории России публичную педагогическую дискуссию.

Подзаголовки для удобства расставлены редакцией.

"Морской сборник", в котором печатался Владимир Даль. .

Мысли по поводу статьи "О воспитании"

О нравственности педагога

Не столько в сочинениях о воспитании, сколько на деле, весьма нередко упускается из виду безделица, которая однако же не в пример важнее и полновеснее всего остального: воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника, или, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

Последите же несколько за нравственною жизнью воспитателей, познайте с какой искренностью и с каким убеждением они следуют не на словах, а на деле - своему учению, и у вас будет мерило для надежд ваших на все их успехи.

Кто полагает, что можно воспитывать ребенка обманом, что достаточно, поучая его словами, остерегаться при нем неосторожных выражений и поступков, словом, кто дело воспитания считает задачей ловкого надувательства, тот жестоко ошибается и берет на себя страшный ответ.

Не спорю, что даже и при таком воспитании часть воспитанников выйдут со временем порядочными людьми, но это будет уже не вследствие воспитания, а вопреки ему. Так больной нередко выздоравливает не вследствие дурного и превратного лечения, а вопреки ему; мало того, так иногда гнусность воспитателя до того поражает воспитанника омерзением, что он, придя в свою память и разум, делается ревностным поборником добра и истины. Но такие последствия, конечно, ничего не доказывают на пользу дурных воспитателей; разве кто-нибудь решится установить воспитание на таких началах?

В. Маковский. В сельской школе. 1883 год. .

О чутье ребенка

Что вы хотите сделать из ребенка? Правдивого, честного, дельного человека, который думал бы не столько об удобстве и выгодах личности своей, сколько о пользе общей, не так ли?

Будьте же сами такими; другого наставления не нужно. Незримое, но и неотразимое, постоянное влияние нашего благодушия победит зародыши зла и постепенно изгонит их. Если же вы должны сознаться, в самом заветном тайнике души своей, что правила ваши шатки, слова и поступки неодинаковы, приноравливаясь к обстоятельствам; что облыжность свою вы оправдываете словами: живут же люди неправдой, так и нам не лопнуть стать; что вы, наконец, и в воспитатели попали потому только, что без хлеба и без места жить нельзя; словом, если вы в тайнике совести своей должны сознаться, что вы желаете сделать из воспитанника своего совсем не то, что вышло из вас, тогда, добрый человек, вы в воспитатели не годитесь, каких бы наставлений вы ни придерживались, чего бы ни начитались...

Бессознательное чутье ребенка тонко и остро; вы сами последним, а потому и поздно узнаете, что ребенок вас разгадал прежде, чем вы его разгадали. Посудите же, кому впрок пошло ваше старание!

О лицемерии

Если бы, например, воспитатель, по врожденным или наследственным свойствам своим на деле, стоял на трех сваях - авось, небось, да как-нибудь - а на словах неумолчно проповедовал: добросовестность, порядок и основательность - то что бы из этого вышло? Верьте мне, и воспитанники его станут в свою очередь поучать хорошо, а делать худо.

Если бы воспитатель не находил в себе самом основательных причин, для чего ему отказываться от обычных средств жизни, то есть: прокармливая казенного воробья, прокормишь и свою коровушку, то какие убеждения он в этом отношении невольно и неминуемо передаст воспитаннику?

Если бы воспитатель свыкся и сжился, может быть и бессознательно, с правилом: не за то бьют, что украл, а за то, чтоб не попадался, то какие понятия он об этом передаст другому, младшему? Какие правила, конспекты, программы, курсы и наставления на бумаге и на словах могут совершить такое чудо, чтобы воспитанники со временем держались понятий и убеждений противоположных?

Всего этого к коже не пришьешь. Если отстричь шипы на дичке, чтоб он с виду походил на садовую яблоню, то от этого не даст он лучшего плода; все тот же горько-слад, та же кислица. Надобно, чтобы прививка принялась и пустила корень до самой сердцевины дерева, как оно пускает свой корень в землю.

"Счастье - это когда тебя понимают...". Кадр из фильма "Доживем до понедельника". Фото: РИА Новости .

О признании ошибок

С чего вы взяли, будто бы из ребенка можно сделать все что вам угодно, наставлениями, поучениями, приказаниями и наказаниями? Внешними усилиями можно оболванить как угодно полешко, можно даже выстрогать его, подкрасить и покрыть лаком - но древесина от этого не изменится, полено в сущности осталось поленом.

Воспитатель должен видеть в мальчике живое существо, созданное по образу и подобию Творца с разумом и свободной волей. Задача состоит не в том, чтобы изнасиловать и пригнести все порывы своеволия... нет, задача эта вот какая: примером на деле и убеждениями текущими прямо из души, заставив мальчика понять высокое призвание свое как человека, как подданного, как гражданина, заставить страстно полюбить - как любит сам воспитатель, не более того - Бога и человека, а стало быть, и жить в любви этой, не столько для себя, сколько для других...

Будь же он прям и правдив, желай и ищи добра; этого довольно. Ищи он случая в присутствии воспитанников, но без похвальбы, без малейшего тщеславия, сознаваться в ошибках своих - и один подобный пример направит на добрый путь десятки малолетков.

Вот в чем заключается наука нравственного воспитания.

источник

Картина дня

наверх