Психотерапевт всея страны. В чём секрет феномена Анатолия Кашпировского?

Его имя гремело на весь Советский Союз. Миллионы женщин в городах и сёлах в назначенный час собирались у экранов телевизоров, чтобы навсегда излечиться от недугов при помощи его целебных сеансов. У кого-то получалось, у кого-то — нет.

Анатолий Кашпировский. 1994 г.
Анатолий Кашпировский. 1994 г. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

 80 лет назад — 11 августа 1939 года — родился Анатолий Кашпировский, знаменитый советский гипнотизёр и психотерапевт.  Вспомним о его славной карьере и попытаемся ответить на вопрос: в чём был секрет успеха этого человека?

Смотрели даже во Вьетнаме

Кашпировский родился в украинском городе Проскурове (ныне Хмельницкий). Был обычным ребенком, поступил в Винницкий медицинский институт, который окончил в 1962 году, после чего пошёл работать в городскую психиатрическую больницу. Карьера оказалась весьма успешной: с 1987 года он был психотерапевтом сборной Советского Союза по тяжёлой атлетике. Обеспечивал психологический настрой наших штангистов. И даже получил звание мастера в этом виде спорта. Затем руководил республиканским Центром психотерапии в Киеве.

Толя Кашпировский с мамой Ядвигой Николаевной, Казахстан, 1942 год.
Толя Кашпировский с мамой Ядвигой Николаевной, 1942 год. Фото: Public Domain

Всесоюзно известным Анатолий Михайлович стал в 1989 году: на волне гласности и перестройки телестудия «Останкино» провела шесть передач под названием «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского». В общей сложности их посмотрели 300 млн человек. «Лечебные» сеансы показывали даже в дружественном нам Вьетнаме. Позже врач сожалел, что передач было так мало: по его мнению, для успеха и полноценных результатов требовалось 30 программ.

Но и то было неплохо. В ходе телевизионных эфиров от самых различных заболеваний излечилось, как утверждал Кашпировский, около 10 млн человек. Успех был ошеломляющим. За год до этого гипнотизёр провёл два телемоста (Москва — Киев и Тбилиси — Киев), во время которых якобы смог провести дистанционное обезболивание пациентов во время хирургических операций. До сих пор непонятно, что это было: чудо, предварительная договорённость с хирургами (любой здравомыслящий врач, оказавшись в такой ситуации, предпочтёт на всякий случай ввести пациенту хоть какой-то наркоз) или откровенное шарлатанство.

В 1989 году Анатолий Кашпировский провёл несколько сеансов гипноза на советском телевидении.
В 1989 году Анатолий Кашпировский провёл несколько сеансов гипноза на советском телевидении. Фото: РИА Новости/ Игорь Костин

Но с того момента Кашпировский становится невероятно популярен, а на украинском телевидении постоянно выходят передачи с его участием.

Таблица Менделеева внутри нас

Гипнотизёра приглашают на встречи в серьёзные международные организации и на научные конференции. Он общается с артистами, маститыми учёными, высокопоставленными военнослужащими и даже главами государств. В 1991 году выступает с докладом в Штаб-квартире ООН. В своей речи он предлагает использовать собственную методику, которая должна помочь людям, пострадавшим от радиоактивного излучения, и больным СПИДом.

Помимо этого, Кашпировский становится депутатом Государственной думы. Баллотируется от ЛДПР. Ходили слухи, что эксцентричное поведение Владимира Жириновского — это результат воздействия на него «всесоюзного психотерапевта», который стал его личным доктором.

Депутаты Госдумы Российской Федерации от фракции ЛДПР Анатолий Кашпировский и, лидер партии, Владимир Жириновский. 1994 г.
Депутаты Госдумы Российской Федерации от фракции ЛДПР Анатолий Кашпировский и Владимир Жириновский (лидер партии). 1994 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Справедливости ради, отметим, что Кашпировский не считал себя целителем, наделённым каким-то сверхценным даром. Он утверждал, что все его воздействия на человека производятся в рамках психотерапии. И что он «активирует внутренние резервы организма, программируя их на самоисцеление». По словам Кашпировского, нужные человеку лекарства уже есть в нём самом: в нашем теле, как он часто повторял, содержится «вся аптека, вся таблица Менделеева». Если каких-то элементов не хватает, то возникают заболевания. Однако, если организм запрограммировать так, чтобы он сам регулировал количество лекарств в теле, все жизненные процессы можно привести в норму.

На многочисленных выступлениях перед жителями Советского Союза Анатолий Михайлович всегда продавал сопутствующую атрибутику: собственные фотографии, кассеты с записью сеансов, специальные соли. Всё это, как он уверял, приводит к терапевтическому эффекту.

В 2006 году в Челябинске вокруг его пакетиков с «магической» солью произошёл скандал. Местное управление Роспотребнадзора заметило, что на упаковках нет маркировки с наименованием, составом продукции, местом изготовления и условиями хранения. Одно из выступлений Кашпировского было прервано сотрудниками милиции. Гипнотизёр в ответ предупредил, что «необоснованное обвинение и оскорбительное вторжение дилетантов» в его дела может вызвать «деструктивные изменения в организме самих сотрудников милиции и прокуратуры». УВД Челябинска решило дело не возбуждать.

Лечебный сеанс Анатолия Кашпировского. 1989 г.
Лечебный сеанс Анатолия Кашпировского. 1989 г. Фото: РИА Новости/ Игорь Костин

Волшебная сила или эффект плацебо?

Сейчас знаменитый советский психотерапевт живёт в США. Иногда приезжает в Россию и на Украину, продолжает выступать, хотя стадионы уже не собирает. Но, между прочим, в Америке, Израиле и Германии на его сеансы набиваются полные аудитории. У целителя до сих пор есть преданные поклонники.

Но что думают о феномене Кашпировского серьёзные учёные?

«Эффект Чумака, Лонго, Кашпировского — это абсолютно неизвестная науке и самим целителям почти волшебная лечебная сила. Но вера в чудодейственные возможности кончается для больных печально. Болезнь запускают. В основном это даёт лишь кратковременное облегчение, связанное с мобилизацией внутренних ресурсов больного как результатом веры в лечение, в авторитет», — писал академик Эдуард Кругляков, когда он возглавлял Комиссию РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

«Каким образом добивались успеха Кашпировский и Чумак? Я уверен, там действовал эффект плацебо. Плюс эффект „больших цифр“, — рассказывал „АиФ“ доктор физико-математических наук, один из участников исследований экстрасенсов в 1980-е годы Эдуард Годик. — Их выступления по телевидению наблюдали миллионы телезрителей. Естественно, находилась сотня-другая, кого „вдохновлял на излечение“ их образ. Затем эти немногие писали „в редакцию“, сами выступали (а большинство людей, которым метод не помог, при этом молчали) и создавали целителям дополнительную славу, ещё больше укрепляя веру в их способности».

Годик вспоминает историю одного одесского целителя. Тот с юмором рассказывал, какое трудное было время в начале его карьеры, когда приходилось вкладывать все силы в работу с пациентом и иногда даже не брать с него денег. Потом он работал с группами пациентов и стал требовать деньги, и результат улучшился. Эффективность заметно возросла, когда он стал лечить по телефону и брать дороже. А уж когда слава о его даре разошлась по всей стране и народ повалил на сеансы, «лечить» он стал в основном по почте: пациенту достаточно было послать письмо с описанием недугов и вложить хорошие деньги.

«Улучшение гарантированно наступало! Ведь действовал эффект плацебо», — улыбается Годик.

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх