На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Яблочный Спас и Преображение Господа Бога и Спасителя (Спаса) Иисуса Христа, история и традиции праздника

Преображение Господне

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Преображение Господне. Беллини 
Иисус Христос с пророками и учениками-апостолами. Символические Яблоки ко Дню Яблочного Спаса

"Яблочный Cпас" - это народное название православного праздника "Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа", приходящегося на 19 августа 2019 года.
Яблочный Спас является центральным праздником в череде "Спасов", тесно связанных с Успенским постом (Спасов пост, Cпасовка) и праздниками "Преображения Господня" и "Успения Богородицы". 

*Первый Спас называется Медовым Спасом, приходится на 14 августа, начало не очень строгого и самого короткого Успенского поста (иногда Спасский пост), примечателен тем, что в этот день освящается мед нового сбора и с этого дня разрешается "вкушать свежий мед". 

*Вторым Спасом на 19 августа как раз и является Яблочный Спас, еще называемый Великим Спасом, - главный предмет этой статьи. 

*Третий Спас отмечается по окончании Успенского поста, на следующий день после последнего из двунадесятых праздников Успения Пресвятой Богородицы, 29 августа и называется Хлебный Спас (Спас-на-полотне), в южных регионах его чаще называют Ореховым Спасом.

История христианского праздника Преображения, называемого у православных славян "Яблочным Спасом" имеет корни, уходящие в глубину веков почти на две тысячи лет. 
Незадолго до Своего страдания, 
 наставляя своих учеников, Спаситель обнадежил их: "...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе..." 
Спустя шесть дней Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников - Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору, на Фавор, и там во время молитвы преобразился пред ними: "лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие об исходе Его, который надлежит совершить в Иерусалиме(см. Рисунки). Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: «Господи! Хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.
Эта история в подобном по смыслу виде изложена в трех синоптических Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки. В 2032 году этому событию исполнится ровно 2000 лет.
Согласно дошедшим до нас достоверным источникам, первые празднования Преображения Господня состоялись на территории Великой Армении, благодаря проповеднической деятельности Святого Григория Просветителя, в начале IV века нашей эры. 
В 326 году царица-мать Святая Елена Константинопольская совершает паломничество на гору Фавор, где по преданию свершилось таинство Преображения, после чего издает указ о строительстве храма на вершине этой горы. После возведения храма на горе Фавор, традиция празднования Преображения Господня начала распространяться по всей Византийской Империи. 
Официально этот праздник был утвержден императором Львом Философом в последний год IX века. 
На Русь праздник Преображения пришел уже как традиционный православный вместе с принятием христианства в 988 году.
Католическая церковь утвердила этот праздник в 1457 году.

Традиции празднования Яблочного Спаса

Самый древний сохранившийся до наших дней кондак на празднование Преображения Господня относят к пятому веку, согласно этому кондаку по завершению литургии проводилась молитва Богу на освящение плодов нового урожая, главным образом винограда. Поскольку эта молитва явно не связана с празднуемым событием можно заключить, что этот праздник был приурочен к 6 августа по Юлианскому календарю для замещения языческого праздника сбора винограда - Вакханалии.
Согласно современному православному канону празднику предшествует Всенощное бдение, а утром праздничная литургия после литургии проводится освящение, принесенных прихожанами даров природы, в России - это в первую очередь яблоки. По изначальному канону в этот день к освящению допускались только злаки и виноград, но на Руси единственный повсеместный фрукт - это яблоки. В Русской православной церкви вместо винограда повсеместно освящению подлежат яблоки - отсюда и пошло народное название праздника "Яблочный Спас".
Праздник Преображения Христова приходится на середину Успенского поста, поэтому в этот день помимо постных ограничений, ради праздника, разрешается вкушать рыбу, масло, яблоки и вино.
После богослужения и освящения даров природы как раз и начинался народный Яблочный Спас. Повсеместно начинался праздничный сбор яблок, люди угощали друг друга яблоками расхваливая свои любимые сорта, пекли яблочные пироги - пирогами и яблоками обязательно угощали всех входящих в дом. Считалось плохим знаком при наличии яблок ненароком оставить кого-то из гостей без яблочного угощения.

Пословицы и поговорки, народные приметы на Яблочный Спас

"На Второй Спас и нищий яблочко съест".
"Каков день во Второй Спас, таков и Покров". 
"Сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, ясный - суровую зиму". 
"Второй Спас шубу припас".

"Каков Второй Спас, таков и январь".
"Второй Спас - встреча осени, первые осенины".
"Со Спаса Преображения и погода преображается". 


 

Преображение, Иванов 1824

Рис.2 Преображение. А. Иванов

Яблочный Спас - как праздник детства

Помню, в детстве мы ждали Яблочный Спас как праздник яблочного изобилия, "день обжираловки" яблоками и яблочными пирогами. В советские времена мы даже не подозревали о религиозной подоплеке праздника.
В условиях средней полосы почти каждый сад один год дает урожай а другой отдыхает. В нашем небольшом городе Урене на севере Горьковской области яблочный урожай чередовался по рельефу - один год урожайными были сады "на горе"; другой год "на низу", на Борке и на пойме. Особенно ждали праздника, когда в своих садах был неурожайный год, в Яблочный Спас "урожайные" знакомые одаривали яблоками целыми корзинами (правда, в расчете на взаимность на следующий год, поскольку "безсадовым" соседям бабушки с дедушкой, как правило, доставались только ведерко). 
В Яблочный Спас, к кому ни зайди, угощали яблоком, а то яблочным пирогом независимо от того есть сад или нет. 
Как-то при урожае яблок "на низу", мы компанией шли с реки после купания, от калитки позвала женщина: "Ребятишки, идите сюда", и выставила две корзины яблок - "Берите сколько хотите!"

 

Sergey Ov (Seosnews9)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх