На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Автор советских шлягеров и генерал-майор милиции: Две профессиональных судьбы Алексея Экимяна

Автор знаменитых советских шлягеров 70-х, генерал-майор милиции Алексей Экимян

Его песнями было заполнено музыкальное пространство 70-х, они слышались отовсюду. Теплые, душевные, очень искренние мелодии моментально западали в душу, и имя композитора, написавшего эти прекрасные мелодии, Алексея Экимяна, было известно многим. Но далеко не все знали, что автор всех этих мелодий - один из лучших сыщиков в стране, 27 лет проработавший в уголовном розыске и дослужившийся до звания генерал-майор милиции.


“Снегопад, снегопад, не мети мне на косы…”, “Не надо печалиться, вся жизнь впереди…”, “Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь…”, “Подари мне платок…”, “Просто встретились два одиночества, развели на дороге костер…”, “Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал...”, - эти гениальные, незабываемые мелодии были на слуху у граждан всей огромной советской страны, но немногие знали, что пишет их генерал-майор милиции.

Генерал-майор и его песни

За роялем генера-майор Экимян.
За роялем генерал-майор Экимян.


Несмотря на огромные перегрузки, связанные с оперативной работой, когда спать приходилось всего по 4-5 часов, приходя домой, он становился романтиком, на время забывая о том жестоком мире убийц и насильников, с которым ему приходилось каждый день сталкиваться по долгу службы, и погружался в совершенно иной мир, мир своих чистых и светлых мелодий.

Сидя на маленькой кухоньке, потихоньку, чтобы не разбудить жену и детей, он наигрывал их на домре - другого инструмента поначалу в доме не было. Позже появилось и пианино, на котором поначалу он мог играть лишь одним пальцем, ведь музыкального образования у него не было. Дело в том, что хотя он и начинал в детстве учиться играть на скрипке, но война и тяжелая послевоенная жизнь надолго разлучили его с музыкой.

В 1969 году Алексей Экимян написал свою первую песню “Случайность“, но впервые она прозвучала лишь в 1975 году, когда ее выбрала для своего альбома и исполнила приехавшая в Москву Анна Герман. А до этого были шесть безуспешных лет обивания порогов музыкальных редакций, поскольку в эфир допускались в основном лишь произведения членов Союза композиторов.

“Представить страшно мне теперь,
Что я не ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошел,
Тебя не встретил, не нашел… “



1970-е годы стали необычайно плодотворным периодом в творчестве композитора. Песни Экимяна на худсоветах стал представлять не он сам, милиционер далёкий от искусства, а широко известные артисты. Его возросшую популярность лишь отчасти можно было объяснить служебным положением – ведь мало кто мог отказать генералу в милицейских погонах. Но, конечно, главным образом, уважения и признания он добивался, благодаря своему таланту.

Вот как вспоминает о своем знакомстве со "странным" генералом Вахтанг Кикабидзе:
- Наше знакомство было странным. Однажды мне позвонили из Тбилиси, из УВД. Сказали, что приехал какой-то московский генерал, который в свободное время пишет песни и хочет, чтобы я их исполнил… Отбояриться не получилось – уже минут через 20 ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска. Я ответил: "Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!".
И после этой записи они стали друзьями на всю жизнь.

Алексей Экимян с Вахтангом Кикабидзе
Алексей Экимян с Вахтангом Кикабидзе


Подобная история была и у Нани Брегвадзе с песней "Снегопад". Только впоследствии она оценила, какой замечательный подарок сделал ей генерал милиции - с тех пор ни один ее концерт не обходится без просьбы исполнить "Снегопад". И есть у этой песни такое замечательное свойство - она никогда не надоедает певице и всегда с первых же нот ложится на душу.


А вот что говорил по поводу Экимяна Иосиф Кобзон, который вначале тоже не испытывал большого желания исполнять его песни:
- В него все влюблялись... Во-первых, он был очень красивым человеком, внешне. А во-вторых, он никогда не лез в душу, но все время оставался в ней...

Будучи очень скромным человеком, Алексей Гургенович мало с кем из коллег в погонах делился своими успехами в творчестве. И для многих из них это становилось настоящим шоком. Так, на одном из концертов, посвященных Дню милиции, министр МВД Николай Щелоков, заинтересовавшись замечательными песнями, поинтересовался – Не приходится ли композитор Экимян родственником генералу Экимяну? "Нет, не родственник, - сказали Щелокову, - это он и есть, наш генерал Экимян."

И все же - ловить преступников или писать песни?

Алексей Гургенович Экимян
Алексей Гургенович Экимян


Алексей Экимян никогда не думал быть милиционером, но после войны по совету друзей все же закончил сначала школу милиции во Владимире, а затем - в Москве. И по окончании сразу попросил направить его на самый трудный и отсталый участок. И уже буквально через год вывел его по всем показателям в лучшие, сам при этом принимал самое активное участие в раскрытии преступлений.

В середине 60-х, когда Экимян уже руководил угрозыском Московской области, раскрывались практически все преступления. В 1970 году ему досрочно присваивают очередное звание, и он становится самым молодым генерал-майором милиции, не считая Чурбанова, зятя Брежнева, а через три года этот генерал-майор становится еще и членом Союза композиторов СССР.

Однако, с ростом популярности становится все сложнее совмещать службу и сочинение песен, возрастает и недовольство начальства по поводу его увлечения музыкой. Наступает время сделать выбор, и в конце 1973 года, после очень долгих сомнений и раздумий, на пике милицейской карьеры, Экимян принимает очень непростое для себя и своей семьи решение и подает в отставку.

И началась для него новая жизнь, которая оказалась очень непростой. Лишившись постоянного и довольно приличного генеральского заработка, по совету Оскара Фельцмана Экимян с небольшой бригадой артистов, а то и вовсе один, начинает ездить с гастролями по стране, выступая в небольших ДК и клубах.

Алексей Экимян знакомится и работает с такими замечательными поэтами, как Р. Гамзатов, Р. Рождественский, М. Танич, В. Харитонов и др.

Алексей Экимян и Роберт Рождественский в процессе работы над песней "Не надо печалиться..."
Алексей Экимян и Роберт Рождественский в процессе работы над песней "Не надо печалиться..."



И в конце 70-х к нему, наконец, приходит заслуженная слава - его песни звучат во всех программах “Песня года” и “Голубой огонек”. В 80-м году выходит, наконец, большой диск "Пожелание" – результат его совместной работы с Вахтангом Кикабидзе. Диск имел огромный успех.



Но насладиться своим успехом в полной мере ему так и не довелось. Напряженный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье, уже в 37 лет Алексей Экимян перенес первый инфаркт, а всего их было три. В апреле 1982 года для лечения ему пришлось лечь в госпиталь МВД. Но и там неугомонный больной умудрился устроить концерт. Аплодисменты не смолкали, слушатели просили исполнить песни на бис еще и еще...

К великому сожалению, этот его концерт оказался прощальным, спустя сутки Алексея Гургеновича не стало. А ведь через несколько недель ему должно было исполниться всего-то 55 лет.

Маэстро ушел, но остались его душевные песни, которые и по сей день живут в народе, все их знают, любят и поют…
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/230517/34640/

Картина дня

наверх