На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«На поле Куликовом»: Почему учёные и сегодня спорят о месте легендарного сражения

Утро на Куликовом поле. Художник Александр Бубнов. 1947

С детских лет мы знаем, что знаменитая Куликовская битва произошла «на поле Куликовом». Любой желающий может даже съездить на это самое поле в Тульской области, где уже полтора века стоит огромный памятник в честь легендарного сражения, а рядом с ним – музей и прочая туристическая инфраструктура. Учёные при этом продолжают спорить, а там ли было «Мамаево побоище» и каковы были его истинные масштабы. Поводов для таких сомнений у них немало.

Классическая версия


В 1380 году, когда войско Дмитрия Донского разгромило Мамая, никто из победивших русских и не думал, что место сражения нужно как-то зафиксировать на местности. Им достаточно было простого упоминания в летописи. Согласно ней, войско приняло сражение, перейдя «за Дон, в поле чисто, в Мамаеву землю, на усть Непрядвы реки».

В начале XIX века благодаря усилиям историка и писателя Николая Карамзина древние летописные сказания превратились в популярное увлечение образованных дворян. Одним из участников кружка Карамзина и большим поклонником русской истории был директор училищ Тульской губернии, помещик Степан Нечаев. Как он предположил, именно на его землях состоялась известная битва.

Идея звучала вполне здраво: на устье реки Непрядвы, впадающей в Дон, действительно находилось масштабное поле. Скорее всего, на него русские войска перешли с севера, с левого берега Непрядвы. На правом берегу по инициативе Нечаева был поставлен памятник-колонна архитектора Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова.

Чугунный обелиск архитектора Брюллова на Куликовом поле
Чугунный обелиск архитектора Брюллова на Куликовом поле


Историки провели реконструкцию сражения, и классическая схема долгое время кочевала из книги в книгу, из учебника в учебник. Согласно ней, сражение было весьма масштабным, как и было сказано в летописях: русские летописцы указывали число до 200 тысяч воинов, а немецкие хроникёры говорили даже про 400 тысяч с каждой стороны.

Классическая дореволюционная схема Куликовской битвы
Классическая дореволюционная схема Куликовской битвы


Нечаев вовсю популяризировал найденное им место и даже открыл первый музей, куда привозил скупаемые им артефакты средневековой эпохи (оружие, доспехи и так далее). Он был вполне искренним в своём стремлении и не пытался фальсифицировать находку. Впоследствии на Куликовом поле построили храм, едва успев его закончить из-за революции. А в советские годы уже на постоянной основе на территории поля был создан полноценный музей-заповедник.

Сомнения археологов


В 1980-е годы археологи стали изучать Куликово поле и столкнулись с проблемой: находок почти не было. Останков убитых воинов не нашли ни в каком виде: ни разрозненными телами, которые в большом количестве должны были остаться на поле сражения, ни захоронениями павших. Остатки оружия в ходе раскопок попадались, но их было невероятно мало. Отдельные фрагменты копий, кольчуг, топоров никак не могли быть свидетельством битвы, в которой участвовали сотни тысяч человек.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Художник Михаил Авилов. 1943
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Художник Михаил Авилов. 1943


Археологические поиски на Куликовом поле и его окрестностях продолжаются по сей день, но не помогают ни современные георадары, ни мощные металлоискатели. Раскопки по-прежнему дают пусть крайне интересные, но совсем уж единичные находки. Объяснения этому находили. Русское войско, например, могло унести с поля боя всех павших воинов, поскольку их надо было достойно похоронить, а доспехи к тому же были дорогими. Но почему же тогда пропали останки вражеских солдат? Могли сказаться и сельскохозяйственные удобрения с аммиачной селитрой, которые в ходе многолетних сельхозработ в XX веке разъели железо.

Поздние исследования показали, что раньше на правом берегу Непрядвы было гораздо больше лесного массива, и это стало серьёзным аргументом сомневающихся. Если Куликово поле занимало сильно меньшую, чем сегодня, площадь, то как на нём могли сражаться десятки и сотни тысяч? Так появилась версия, что битва была не такой уж и большой. С каждым десятилетием учёные всё смелее сокращают численность предполагаемых войск, доводя её до нескольких тысяч.

Пример современной схемы Куликовской битвы
Пример современной схемы Куликовской битвы


Наконец, скепсис усиливается ещё и тем, что найденные на Куликовом поле элементы оружия не обязательно относятся к эпохе Дмитрия Донского и Мамая. Достоверно известно, что именно на этом месте происходили столкновения с крымскими татарами в XVI и XVII веках, а точную датировку находок провести не всегда легко. Быть может, «Мамаево побоище» всё-таки произошло в другом месте?

Альтернативные гипотезы


Некоторые исследователи предположили, что место впадения Непрядвы в Дон не обязательно находится на южном, правом берегу. Так появилась «левобережная» гипотеза. Впрочем, её тоже быстро поставили под сомнение из-за рельефа местности. Если правый берег ещё хоть как-то имел в древности открытые участки длиной по 2–3 километра, то на левом берегу был сплошной лес.

Куликовская битва. Миниатюра из летописи XVII века
Куликовская битва. Миниатюра из летописи XVII века


Внимательные историки обратили внимание, что точного обозначения места в летописях нет. Под словом «усть» понималось как «устье» в современном смысле (впадение реки в другой водоём), так и «исток». Так, в летописях мы без труда прочтём об Ореховом острове «усть Невы», где ныне располагается крепость Орешек (Шлиссельбург), а Нева в этом месте вытекает из Ладожского озера, а не впадает в него.

Возможно, речь шла действительно об истоке Непрядвы, а указание «за Дон» означало лишь примерное указание местности, расположенной за Доном. Кстати, именно у истока Непрядвы можно найти подходящее под летописное описание «великое и чистое» поле. Могут быть и другие предположения, ведь очевидно, что летописцы не дали нам точных географических координат.

Несмотря на то, что мы не знаем, где именно произошла Куликовская битва и какое число войск в ней участвовало, не стоит сбрасывать со счетов её значение. Именно она подорвала основу долгого ордынского ига на Руси и послужила толчком к созданию будущего единого Московского государства. А если учёные вдруг обрадуют нас открытием Куликова поля на новом месте, то памятник сражению можно и перенести.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/151018/40865/

Ещё одна гипотеза о месте Куликовской битвы

...Предлагаю читателю пока, что в качестве версии перенести Куликовскую битву на территорию Москвы.

Начнём с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что Куликово поле находилось в Москве.

Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в Москве во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили в Москве “на поле на Куличкове”. Вот полная цитата:

“И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, на поле на Куличкове, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистая, месяца августа, в 26 день”.

Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — Кулишки.

Именно на Кулишках до сих пор стоит церковь Всех Святых, которая “по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на Куликовом поле”.

“Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени”. До сих пор она так и называется: “Церковь Всех Святых на Кулишках”. Сегодня прямо около неё — нижний выход из станции метро “Китай-Город”. Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же — улица Солянка, называвшаяся раньше также Кулижки, т. е. Кулишки.

Считается, что “Кулижки также обозначали болотистую местность”. Кроме того, “кулижка” — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В. Даля). А в Москве “большую часть района у Кулишек занимали сады”.

Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, именовавшихся и как Кулишские ещё относително недавно – три столетия назад.

... А теперь полезно взять карту Москвы, положить её перед собой и следить за дальнейшим рассказом.

Куликовская битва

Итак, продолжаем:
Мамай подходил к Кулишкам (в центр современной Москвы) с восточной стороны Москвы, находясь на левом берегу Москва-реки. То есть — на том берегу, где сейчас произойдет Куликовская битва.

А Дмитрий шёл ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москва-реки. Перед битвой Дмитрий форсировал реку.

Войска сошлись в центре современной Москвы — на Кулишках (в районе Славянской площади и Сретенки). Взгляните снова на карту.

Для полноты картины сообщим, что в то время как Мамай стоит на “Кузьминой гати”, Дмитрий стоит “на Березуе”, т. е. — на берегу, “на брезе” реки.

Согласно летописи, Дмитрий выступил на Куликовскую битву из Коломны, где он соединился со своими союзниками. Сегодня считается, что Дмитрий вышел из города Коломна под Москвой (примерно 100 километров от Москвы). Возможно. Но нельзя не обратить внимание на другой весьма вероятный вариант: Дмитрий Донской выступил на битву из знаменитого села Коломенское, находящегося сегодня внутри Москвы (метро «Коломенская»).

Напомним, что именно в этом Коломенском находился огромный деревянный царский дворец. Эта версия подтверждается также следующим свидетельством “Сказания о Мамаевом побоище”.

Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал своим соратникам явиться в Москву, куда они и прибыли. Тут же, через страницу, летопись буквально в тех же словах ещё раз говорит о точно таком же (полностью идентичном!) приказе Дмитрия своим соратникам, приказывая им собраться, но на этот раз — в Коломне. По всей видимости, здесь попросту идет речь об одном и том же приказе Дмитрия своим сподвижникам собраться в Коломенском – в Москве. Летопись два раза повторила один и тот же фрагмент.

Летопись постоянно фактически накладывает Коломну на Москву. Так, сказав, что Дмитрий собирает полки в Коломне (см. выше), он тут же продолжает, что войска выступают на битву из Москвы.

Это снова помещает Коломну в известное село Коломенское в Москве. Более того, Москва была тем центром, куда сходились отряды из русских городов: “…снидошася мнози от всех стран на Москву к великому князю”.
Сюда пришли белозерские полки, ярославские, ростовские, устюжские. Главная сила русского войска составилась из москвичей. Это видно из рассказа об уряжении полков на Коломне и на Куликовом поле”.

Итак, мы видим, что Дмитрий Донской выступил именно отсюда из района Коломенского, расположенного на правом берегу Москва-реки, недалеко от центра Москвы.

Куда он направился далее со своими войсками?

Как говорит летопись, Дмитрий движется по направлению “на Котёл”. Если это — в Москве, то где? Посмотрите на карту. Вы сразу увидите реку Котловку недалеко от Коломенского (в Москве), железнодорожную станцию Нижние Котлы (находящуюся недалеко от Коломенского, в Москве).

Следовательно, выступив из Коломенского, Дмитрий направляется вверх по течению Москва-реки в сторону речки Котловки. Между прочим, двигаясь в этом направлении, Дмитрий должен был бы вскоре оказаться в районе Новодевичьего монастыря (правда, по другую сторону Москва-реки). Давайте проверим по летописи — оправдается ли наша версия?

По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр “на поле Девичьем”. “Более 150 тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на обширное поле девичье, с душевной радостью видел ополчение столь многочисленное”.
Более того, “Сказание о Мамаевом побоище” прямым текстом говорит следующее: “Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к девичьему монастырю”, “на поле к Дивичю”.

В рамках нашей версии я обязан указать Девичье поле и Девичий монастырь в Москве. Долго искать не надо. Это — знаменитое поле в излучине Москва-реки, на котором сегодня стоит Новодевичий монастырь. Это огромное поле и называлось Девичьем полем. До сих пор здесь остались названия: “Проезд Девичьего поля” (ранее просто “Девичье поле”), Новодевичья набережная, Новодевичий переулок.

Таким образом, как мы видим, Дмитрий, выступив из Коломенского, перешёл Москва-реку и попал на Девичье поле, где устроил военный смотр. В летописи этот переход реки непосредственно перед битвой назван “переходом через Дон”.

Возникает естественная мысль, что здесь Доном была названа будущая Москва-река. Если это так, то прежнее название Москва-реки — это Дон, то есть просто река (по поводу Дон = Река смотри ниже).

Сегодня название Дон обычно связывается лишь с одной рекой — современным Доном. Но оказывается, что слово «дон» означало — и во многих языках означает до сих пор — просто “река”. Это — известный факт.

Этимологический Словарь М. Фасмера сообщает, что слова дон и дунай во многих древних языках означали “реку” вообще. Причем, не только в славянских, но и в турецком, в древнеиндийском, в древнем авестийском и т. д. До сих пор в русских наречиях существует слово дунай, означающее ручей (олонецкое наречие), в польском дунай означает “глубокая река с высокими берегами”, а в латышском дунавас означает “речушка, родник”.

Более того, производными от слова Дон являются также названия крупнейших рек Европы: Днепр и Днестр. В составе всех этих названий первые две буквы дн означают “река”, то есть дон (или дн без огласовок). О реке Дунай и говорить нечего. Это просто чуть иная форма слова дон.

Итак, Дон = “река”. А следовательно, доном должны были называться многие реки.

Поскольку я стараюсь показать вам, что Куликово поле было на территории нынешней Москвы, то возникает вопрос: а где же в Москве “река Дон”? Получается, что сама Москва-река ранее называлась Доном. Та же река, что сегодня зовётся Доном, в средневековье называлась Танаисом. Казаки называли её Тихим Доном, т.е. тихой рекой.

Следы названия “Дон” в Москве сохраняются до сих пор. Недалеко от старого Симонова монастыря (сегодня он расположен рядом с метро «Автозаводская»), который, как мы вскоре увидим, непосредственно связан именно с Куликовской битвой, находилось подворье хорошо известной Сарской и Подонской епархии, с кафедрой этой епархии, архиерейским домом и соборной церковью. Считается, что здесь в Москва-реку (Дон) впадала речка Сара, что и дало этому месту имя Сарский.

Поразительно, что “Задонщина” явно имеет в виду Москва-реку, когда говорит о реке Дон. В самом деле, княжна Марья рано поутру плакала на забралах стен Московских, так причитая: “О Дон, Дон, быстрая река… принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне”. Итак, река Дон течет через Москву. Какая река течет через Москву? Правильно. Москва-река. Таким образом, версия, что в древности Москва-река называлась Доном, получает прямое летописное подтверждение.

Перед началом Куликовской битвы был густой туман. Известно, что “русские полки… поддерживали между собою связь “трубными гласами”. “Туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать… Русские кони взбодрились от звука трубного”.

По-видимому, воспоминание об этом звучании боевых русских труб на Куликовом поле и хранит сегодня хорошо известная московская Трубная площадь.

Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча, “где многие татары потонули”. А сам Мамай спасся с немногими воинами.

Таким образом, Меча — довольно большая река (в ней можно утонуть), находящаяся рядом с полем битвы, так как все события произошли в один день. Где находится река Меча? Конечно, сегодня вы можете найти небольшую речку Красивая Меча в Тульской области, где якобы была битва. Но, повторим, следов битвы там нет. Да и само название “Меча” могло появиться здесь уже значительно позже, когда историки перенесли сюда Куликовскую битву. Ведь, следуя указаниям всезнающих ИсТориков, именно здесь (в Тульской области) в 1848-1850 годах был воздвигнут памятник героям Куликовской битвы и основан музей. Возможно, только поэтому и появилась здесь на карте “Красивая Меча”.

Но если Куликовская битва была на территории Москвы, то где же здесь “река Меча”?
Мой ответ прост: это либо сама Москва-река, либо её приток Моча (длиной в 52 километра). Слова “Меча” и “Моча” практически тождественны! Впрочем, отмеченная на современной карте речка Моча впадает сначала в реку Пахру, а затем Пахра — в Москва-реку. Таким образом, сегодняшняя Моча находится за пределами Москвы.

Но скорее всего, летопись имеет здесь в виду саму Москва-реку. Большая река, на берегу которой и находится поле Кулишки. Разгромленные войска Мамая были прижаты к Москва-реке, где вполне могли потонуть много воинов. Да и само название “Меча” может быть легким искажением имени Москвы-реки. Дело в том, что имя Москва происходит, как считали в XVII веке, от имени Мосох, или Мешех, т. е. (без огласовок) — МСХ или Mosh — Moch — Moscow. Ясно, что из всех этих вариантов вполне могло родиться слово “Меча”. Напомним, что многие русские летописи пришли к нам из Польши.

Куликовская битва происходила на реке Непрядве. Эта знаменитая речка упоминается много раз во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописи, протекала прямо по полю битвы и также, судя по описанию битвы, была маленькой речкой (бились, в том числе, прямо на ней).

Можем ли мы указать реку Непрядву в Москве?

Поразительно, что эта речка действительно есть, причем — там, где ей и следует быть — на московских Кулишках. Это современная Яуза, которая протекает по Кулишкам и впадает в Москву-реку в месте, называющимся Яузские ворота, там где стоит сталинская высотка на Котельнической. На первый взгляд между названиями Непрядва и Яуза нет ничего общего. По звучанию – да, действительно – слова разные. Но по образу эти два названия тождественны. Слово “прядать” означает дёргаться, совершать резкое движение. Например, про лошадей говорят: “прядёт ушами”, то есть подёргивает. Заглянем в Словарь Даля: “Прядать, прянуть, прядывать – прыгать, скакать, сигать, метаться…; Прядун – водопад, ручей, падающий со скалы”. А что такое Яуза? Есть только один русский корень, от которого могло произойти такое слово – “уза”. То есть связь, ограничение. Словарь Даля: “Уза, узы – вязи, цепи, оковы”. Узда ограничивает движение лошади, не даёт ей прянуть в шальную сторону. Другими словами, Яуза – это река, на которую наложены узы – например, укреплённые берега. Это всё равно, что не выходящая на пределы Непрядва. Таким образом, два названия обозначают одно и тоже, а именно – спокойное русло реки.

Надо сказать, что среди московских речушек есть ещё – весьма близкая по названию к слову “Непрядва”. Это речка Напрудная, она же Самотёка в центре Москвы. Трудно отделаться от впечатления, что Непрядва — это просто вариант имени Напрудная, от слов “на пруду”, “на прудах”. Более того, река Напрудная расположена на московских Кулишках, т. е. прямо на Куликовом поле. В самом деле: “Главная, так сказать, становая возвышенность направляется… сначала по течению речки Напрудной (Самотёка), а потом Неглинной прямо в Кремль;… идёт по Сретенке и Лубянке (древним Куличковым полем) и вступает… в Китай-город”. Всё это — район большого Куликова поля в Москве.

Возникновение имени Напрудная совершенно естественно, поскольку в Москве было (да и есть) много прудов. Сегодня хорошо известны улицы Напрудные (1-я и 2-я), Напрудный переулок, Прудовая улица, Прудовой проезд и т. д.

Более того, к северу от Кремля на Яузе было село Напрудское! Имена Непрядва и Напрудная практически тождественны. Легкая трансформация Напрудной в Непрядву также может быть понята из сохранившегося до сих пор в Москве имени Прудовая. Напрудную речку вполне могли называть также Напрудовой, или Непрядвой.

Напомню, что название Непрядва в некоторых местах современных изданий “Задонщины” выделено курсивом (хотя имеются, конечно, “Непрядвы” и без курсива). Это означает, что в этих местах текста “Задонщины” имя “Непрядва” было реконструировано.

Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был князь Владимир Андреевич с воеводой Дмитрием Боброком. Именно его удар решил судьбу сражения. Этому важному, переломному событию в “Сказании о Мамаевом побоище” уделяется довольно много места. Естественно ожидать, что на месте битвы должны были бы сохраниться какие-то воспоминания об этом засадном полке. И действительно, на одном из холмов, совсем рядом с Кулишками, до сих пор стоит известная церковь “Святого Владимира в Садах” (Старосадский переулок). Здесь, по-видимому, и стоял засадный полк Владимира Андреевича Серпуховского. Это — южный склон, он был сильно заросший, и впоследствии там были сады (отсюда и название Старосадского переулка и “церковь в садах”)...

Подробнее Правда о Куликовской битве

Картина дня

наверх