В этот день будет много слов о том, каким он парнем был. А был он – сложным, талант простым не бывает. А он был талантлив – это признавали даже цензоры. А он не втискивался – выпирал углами...
25 июля 90 лет со дня рождения Василия Шукшина.
Многие, особенно в советское время, думали, что Василий Макарович Шукшин – человек из глубин народных, простой, крестьянский. Отчасти это так. Но когда-то семья Шукшиных вела большое хозяйство, которое отобрали у них в период коллективизации. В 1933 году отец Шукшина, Макар Леонтьевич был арестован. Вскоре его расстреляли. Мать тогда хотела наложить на себя руки, только дети удержали ее от этого шага. Через некоторое время в доме появился отчим – односельчанин Павел Куксин. Он стал для Василия Шукшина вторым отцом, которого парень тоже, к сожалению, быстро потерял – Павла в 1942 году убили на фронте.
Шукшин очень долго шел к своему призванию. Он закончил всего 7 классов школы, а после поступил в Бийский автомобильный техникум. Правда, проучился недолго, денег у семьи не было, пришлось мальчишке идти работать. Сначала слесарем – такелажником на турбинном заводе при тресте «Союзпроммеханизации», затем на тракторном заводе во Владимире. Следующим местом работы Шукшина стала электростанция в Щербинке – он ее строил вместе с другими рабочими. Дальше было строительство железнодорожного моста в Голицыно. А тут и армия подоспела. В 1950 году Василий уже бороздил морские просторы в составе одной из частей Черноморского флота в Севастополе. Но морское дело тоже не стало его стезей – через три года службы у Шукшина нашли язву желудка. Он был комиссован.
Что было делать дальше? Решил доучиться. Сдал экзамены за 10 классов школы и сам стал учителем русского языка и литературы. Даже директором школы в своих родных Сростках успел поработать. А через год внезапно отправился в Москву во ВГИК – тесно ему было даже в директорском кабинете.
Говорят, что служивых и видавших жизнь абитуриентов охотно брали тогда на ВГИКовские факультеты. Однако с Шукшиным все было не так просто. Он почти провалился – мало знал, выступал не особо харизматично. Но после письменного экзамена, где поступающие должны были написать сочинение на тему «Что делается во ВГИКе в эти дни», Шукшин оказался в числе первых на «место под солнцем». Экзаменаторы постановили: «Работа написана не на тему…, но автор обнаружил режиссерское дарование…».Режиссерский курс тогда набирал Михаил Ромм. Он-то и приметил Шукшина. Правда, сам Шукшин об этом не знал, поэтому позволил себе в адрес режиссера лишнего. Когда преподаватель спросил, как себя вел Пьер Безухов при Бородине, Василий признался, что «Войну и мир» не читал, слишком большая книга для него. Ромм возмутился: «Вы же были директором школы! Как так можно?». И тут Шукшина понесло, он выдал все, что наболело: и что денег в школе нет, что с осени холода жуткие, а дров не достать, учебники на вес золота, да и текучка кадров стопроцентная. Ромм покачал головой и все-таки взял к себе на курс этого странного парня.
За время учебы угловатость Шукшина исчезла, а актерская харизма раскрылась. И если начинал он в кино с роли «кушать подано» – изобразил в «Тихом Доне» Сергея Герасимова паренька, стоявшего за плетнем, то с каждой следующей картиной его игра становилась профессиональнее, а роли серьезнее.
И вот уже в «Калине красной» Василий Макарович играл так, что плакала вся съемочная группа. Особенно тогда, когда снимали сцену с раненым героем. Женская часть команды, глядя на окровавленного Шукшина, после слова «Мотор» то и дело вытирала платками слезы.
В свободное от кино время Шукшин начал «баловаться» литературой. В журналах стали появляться произведения под его именем. А вскоре по своим же произведениям он написал сценарий к картине «Живет такой парень». Это фильм в 1964 году получил на Венецианском международном кинофестивале «Золотого льва».
В личной жизни Шукшин тоже долго искал себя и свое счастье. Сначала он был женат на своей односельчанке, но супруга отказалась ехать с ним в Москву, предпочла остаться дома с родителями. Вскоре Василий Макарович прислал ей письмо с просьбой о разводе. Кстати, официальный развод так и не состоялся, супруга была против. Тогда Шукшин просто «потерял» паспорт. Потом он сошелся с дочерью писателя Анатолия Софронова Викторией. Но и этот союз не сложился. Третий брак с актрисой Лидией Чащиной распался из-за постоянных любовных похождений Василия Макаровича. И только с последней, четвертой женой, Лидией Федосеевой – Шукшиной, он смог угомониться, насладиться семейным счастьем и даже бросить свое пагубное пристрастие к алкоголю.
По обычным в таких ситуациях слухам, Шукшин «предчувствовал свою смерть». В то время он работал на картине Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Василия Макаровича постоянно мучили приступы язвенной болезни, он с трудом выходил на площадку. А однажды, как вспоминал его друг актер Георгий Бурков, сидел сгорбившись и что-то чиркал на сигаретной пачке. Бурков поинтересовался: «Что это у тебя? Что рисуешь?». Шукшин как-то замешкался и протяжно ответил: «Рисую? Да ничего такого… Дождь, горы, облака. В общем, похороны…». Через несколько дней Василий Шукшин скончался от инфаркта.
Василий Шукшин во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Фото: www.globallookpress.com/ Genrietta Peryan
Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина
Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»
21 августа 1974 года
∇
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»
∇
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
∇
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
∇
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
∇
Ты счастлив, когда ты смел и прав.
∇
К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
∇
А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…
∇
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
∇
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
∇
Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
∇
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство.
∇
«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.
∇
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.
∇
В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.
∇
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.
∇
Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.
∇
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.
∇
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
∇
Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
∇
Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.
∇
Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.
∇
Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!
∇
Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!
∇
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
∇
Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.
∇
Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.
∇
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.
∇
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
∇
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
∇
«Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего»
∇
Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
∇
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.
∇
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
∇
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
∇
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.
∇
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.
∇
Угнетай себя до гения.
∇
Свежие комментарии