Родилась за два года до Второй мировой
Эдита Пьеха родилась в северной части Франции – в двухстах километрах от Парижа. Ей было всего два года, когда началась Вторая мировая война и Францию оккупировали фашисты.
У Эдиты был старший брат, который после смерти отца пошел работать на шахту, чтобы прокормить мать и маленькую сестренку. Но едва проработав там три года, умер от туберкулеза.
Мать Эдиты не захотела оставаться одна с ребенком и вышла замуж за шахтера – поляка Яна Голомба, который после окончания войны вывез семью из Франции в Польшу.
Свой первый концерт исполнила в 7 лет, спев на улице знаменитую «Марсельезу»
Свой первый концерт Пьеха исполнила в 7 лет. В честь окончания войны она прямо на улице спела знаменитую «Марсельезу». В 1946 году вместе с матерью, младшим братом и отчимом Эдита Пьеха переехала в Польшу, в шахтерский городок Богушув.
«Я пошла там в школу, практически не зная языка, и оказалась в числе двоечников, хотя из Франции уехала хорошей ученицей. Меня посадили на последнюю парту, это убивало, я мечтала сидеть на первой и добилась этого к третьему классу. Я не хотела быть хуже других. Всю жизнь к этому стремилась. В седьмом классе я была уже нормальной ученицей», - рассказывает в одном из интервью Эдита Пьеха.
В школе Эдита начала петь в хоре, за что одноклассники прозвали ее «девочкой, которая поет».
Каждый день ездила на учебу на поезде
После седьмого класса Эдита поступила в педагогический лицей, который находился в другом городе, и ездила каждый день туда на поезде. Отчим страшно возмущался, что падчерица ездит на учебу за тридевять земель и пригрозил, что перестанет ее кормить, если она не возьмется за ум и не пойдет в портнихи.
Но Эдита пошла наперекор своему отчиму и продолжила учебу. Она с отличием окончила лицей и победила в конкурсе на право поехать учиться в СССР. Так она оказалась в Ленинграде, где она планировала поступать в педагогический институт имени Герцена. Но когда Пьеха приехала туда, стало ясно, что набор на психологический факультет уже закончился, поэтому она отправилась в Ленинградский государственный институт имени Жданова.
Познакомилась с Александром Броневицким
В Ленинграде она начала петь в хоре польского землячества, где ее и заметил студент дирижерско-хорового отделения Ленинградской филармонии Александр Броневицкий и пригласил Пьеху пойти к нему в ансамбль.
Ее первое выступление состоялось в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, когда она исполнила шуточную песню «Червоный автобус». И это выступление стало триумфальным для польской студентки. Скоро о девушке из ансамбля узнал весь артистический Ленинград. Совмещать работу и учебу было сложно, поэтому Пьеха поехала на прием к министру образования, чтобы перевестись на заочное отделение.
Вскоре между Пьехой и Броневицким завязались серьезные отношения. В 1956 году они сыграли свадьбу. А 1961 году в семье родилась дочь Илона.
«Броневицкий своей безумной ревностью выбил из меня всякое желание ревновать его. Помню, я отправилась во Францию на фестиваль в Канны вместе с Муслимом Магомаевым. Так мой муж, не сказав мне ни слова, оформил визу и приехал, чтобы меня «застукать» на месте преступления. Под покровом ночи, по практически гладкой стене он, словно альпинист, пробрался в мой номер и прорычал: «Говори, где спрятался Магомаев?» И это после двадцати лет совместной жизни!», - рассказывает певица.
Обвинили в коверканье русского языка
Первые свои пластинки Пьеха записала в 1956 году. За годы своей головокружительной карьеры она выпустила более 10 дисков-гигантов, песни с которых вошли в золотой фонд отечественной эстрады.
В 1959 году ансамбль расформировали. Коллектив обвинили в пропаганде джаза, солистку – в коверканье русского языка, а музыкантов назвали «стилягами». В новом составе ансамбль возобновил свою деятельность после смотра в Министерстве культуры, куда отправился Александр Броневицкий.
В 1976 году Эдита Пьеха организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Вскоре певица начала выступать с сольными программами и завоевала огромную популярность.
Пьеха представляла советскую и российскую эстрадную песню более чем в 20 странах мира. Она первая из эстрадных артистов нашей страны пела в Карнеги-холле в Нью-Йорке и дважды выступала на сцене парижского зала «Олимпия». Кроме того, ей доводилось петь и на сцене Государственного академического Большого театра, и для оленеводов Чукотки, и в госпиталях Афганистана, и для космонавтов в сеансах прямой орбитальной связи.
В 1997 году Пьеха стала первой певицей, давшей концерт на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Кроме того, певица была инициатором выступлений артистов в фонд Олимпиады-80.
Дебютировала в кино
В 1956 году Пьеха снялась в документальном фильме «Мастера ленинградской эстрады». А в 1964 дебютировала в роли певицы в музыкальном фильме-ревю режиссера Романа Тихомирова «Когда песня не кончается».
А в 1970 году на экраны вышла картина Вениамина Дормана «Судьба резидента», в котором Пьеха сыграла роль немецкой разведчицы.
В 1972 году режиссер Вилен Азаров пригласил Пьеху на роль в комедии «Неисправимый лгун». А в 1975 Григорий Кромановов поставил политический детектив «Бриллианты для диктатуры пролетариата», в котором Эдите Пьехе досталась роль французской шпионки.
«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»
Вторым мужем певицы стал полковник КГБ Геннадий Шестаков, с которым она прожила семь лет. Как рассказывает певица, Геннадий был красив, за чужими юбками не бегал, считая это ниже своего достоинства, но глаза у него все время бегали в поисках стакана водки. Это его и сгубило, считает певица.
Третий муж певицы – сотрудник аналитического центра администрации президента России Владимир Поляков. С ним певица прожила под одной крышей целых одиннадцать лет. Как рассказывает Пьеха, первые годы семейной жизни ей казалось, что с ним, наконец, пришло тепло. Певица думала, что Владимир – ее скорая помощь. Но что-то в их отношениях пошло не так.
«Кто-то из журналистов написал, что лучшая песня Пьехи еще не спета, но он ошибся. Моя лучшая песня - это моя дочка Илона, подарившая мне замечательных внуков - Стаса, талантливого молодого певца, и Эрику, студентку Московского архитектурного университета. А я сама хоть и пою «Никогда любить не поздно», однако прекрасно понимаю, что по-настоящему счастлива была на сцене, но не в личной жизни».
Советская иностранка. Икона стиля. Всегда элегантная. Ей подражали женщины, мужчины теряли голову. Ее талантом восхищалась Мирей Матье, на руках носил сам Гагарин. А композиторы боролись за право писать для нее. Ведь Пьеха не просто поет – она чувствует песню. Так было с «Огромным небом» Оскара Фельцмана.
«Как ее спеть, я придумала. "Стрела самолета рванула с небес, и вздрогнул от взрыва березовый лес". Тут должен быть взрыв на рояле, на контрабасе, на гитаре и такой вот страх-страх, потом тишина и я пою: "Не скоро поляны травой зарастут"», - рассказывает Эдита Пьеха.
Лирика, шлягеры — репертуар, кажется измерить невозможно. На 60-летие она легко собрала в Петербурге Дворцовую площадь. И сегодня тоже выходит на сцену. А когда в зале аншлаги, тут уж точно «рано жить воспоминаниями».
Свежие комментарии