На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Не гони на дедушку. Почему Дед Мороз в России превзошел Санта-Клауса

Некоторое время назад в России всерьез задавались вопросом — не произойдет ли в процессе глобализации вытеснение нашего Деда Мороза общемировым Санта-Клаусом? Казалось, что мощь мировой индустрии, работающей на Санту, в скором времени возьмет верх и в наших краях.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Дед Мороз своих позиций не сдал. Несмотря на что магазины завалены костюмами и атрибутами, присущими Санта-Клаусу, те, кто их используют, позиционируют себя Дедами Морозами, и ведут себя соответствующим образом.

Святой Николай в «обработке» Клемента Мура

Казалось бы, какая разница — Дед Мороз или Санта-Клаус, ведь они так похожи?

И все-таки Дед Мороз — это наш культурный феномен, который, как ни странно, превосходит зарубежного «коллегу».

Прообразом Санта-Клауса, как известно, является Святой Николай Чудотворец, который, согласно преданию, наделял подарками бедняков, имевших детей. Изначально в западных странах праздник, связанный с дарением подарков к 6 декабря — дню Святого Николая. Затем, однако, в период церковной Реформации, праздник «сдвинулся» на Рождество, и эта традиция сохранилась.

Современный образ Санты стал формироваться в США в конце первой половины XIX века, во многом благодаря произведению Клемента Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». К концу XIX века легенда о Санте приобретает законченный вид. В 1930-х годах Санта-Клаус переживает внешнее преображение, приобретая современные цвета костюма. А «виной» рекламная компания известной газировки, боссы которой жаждали увеличить продажи напитка по всему миру.

Пытался Санта, он же Святой Николай, пробиться и в Россию. Попытки организовывать рождественские торжества с его участием начались при Александре II, но потерпели неудачу.

Злой Мороз, добрый Мороз

А что же Мороз? На Руси, а еще раньше у славянских племен, он имел противоречивую репутацию. Восточные славяне представляли Мороза как старика с белой бородой, который «поскакивая да пощелкивая», нагоняет сильнейшую стужу. В зимние праздники принято было выставлять на порог дома кутью, кисель или блины, чтобы задобрить старичка, который в гневе мог заморозить землю и лишить надежд на хороший урожай. Встреча с Морозом не обязательно была радостной — согласно поверьям, он мог как одарить человека, так и заморозить его насмерть.

Менять репутацию Мороза начал наш «Клемент Мур» — русский писатель Владимир Одоевский. В 1840 году он выпустил сборник «Сказки дедушки Иринея», в который была включена сказка «Мороз Иванович». Доброго волшебника, живущего в ледяном доме и спящего на перине из снега, можно считать предтечей современного Деда Мороза.

Но только предтечей, поскольку образ Одоевского, в отличие от творения Мура, в массовом сознании не прижился.

На рождественских праздниках в России появлялся Мороз Иванович, седой старик в красной шубе, но большой популярности он не обрел.

Дело в том, что рождественские елки для детей сами по себе не были массовыми. То, что было доступно отпрыскам имущих классов, детям рабочих и крестьян и присниться не могло. Те, кто с ранних лет должен был зарабатывать на кусок хлеба, не верили ни в какого доброго волшебника.

Старинная открытка с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Сделано в СССР

Октябрьская революция окончательно закрыла толком не прижившуюся традицию. Рождественские, а заодно и новогодние праздники были объявлены религиозным пережитком, и отправлены на «свалку истории».

Но в середине 1930-х годов в Советском Союзе решили — праздники, в том числе и детские, народу нужны. Но только это должны быть новые праздники с новыми традициями.

В декабре 1935 года в Харьковском Дворце пионеров прошла первая в СССР официальная новогодняя елка. 1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Акценты были смещены — главным праздником становилось не Рождество, а Новый год, который имел подчеркнуто светский характер. Соответственно, и Дед Мороз, ставший главным распорядителем праздника, никакого отношения к Санте и Святому Николаю не имел. В нем куда больше от языческого божества, облагороженного и поставленного на службу советскому человеку.

В 1942-1943 годах писатель Самуил Маршакнаписал пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». В этой истории, происходящей в Новый год, фигурируют Декабрь и Январь — суровые мужчины с бородами и в шубах, с посохами в руках. В таком виде и будут представлять Деда Мороза последующие поколения советских детей.

Дед-Мороз, Снегурочка и Снеговик среди московских школьников на празднике Новогодней елки в Кремлевском Дворце съездов, 1971 год.

Я Дед Мороз, борода из ваты...

Вплоть до 1960-х годов советская идеологическая составляющая у Деда Мороза была сильна. Одаривая детей подарками, он не переставал славить вождей, партию и звать к новым свершениям.

Но это не помешало детям, да и родителям, полюбить новогоднего волшебника всей душой.

Надо сказать, что в советские годы разработкой биографии Деда Мороза не слишком утруждались. Дед Мороз приходит на Новый год с мешком подарков, сопровождаемый внучкой Снегурочкой, и приносит всем радость — большего и не требовалось.

В отличие от Санты, у отечественного Деда Мороза не было фиксированного транспорта, места проживания, способов проникновения в жилище и т.д.

К большинству детей Дед Мороз приходил на утренники, или домой, но через дверь и в сопровождении родителей.

Таким он и остался сегодня, несмотря на то, что теперь у него есть официальный адрес (причем не один).

Волшебник без ограничений

Так почему же Дед Мороз круче Санты?

Во-первых, на нашего дедушку, как уже говорилось, не работает вся мировая индустрия, и транснациональные корпорации не используют его для своего продвижения. Тем не менее, Дед Мороз остается любим народом.

Во-вторых, ему, как продукту советской эпохи, сулили вымирание после распада СССР и демонтажа советской идеологии. Но Дед Мороз пережил и систему, в которой возник, и нападки недругов.

В-третьих, Дед Мороз — хозяин светского праздника, что очень важно во многонациональной и многоконфессиональной стране. Если Санта-Клаус все-таки имеет жесткую привязку к Рождеству, христианскому празднику, то Новый год и Дед Мороз свободны даже от формальных религиозных ограничений.

источник

Картина дня

наверх