На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Наталья Эрнст
    Еврей Зеленский —...
  • Леонид Руси
    Хохлы целенаправленно к этому шли... Сначала избрали Парашу и жидовскую Раду... А потом и кровавого клоуна. Ген самоу...Еврей Зеленский —...
  • Владимир К
    В Советском союзе рабским был русский народ - он единственный не имел свою Компартию, свою Академию наук и другие инс...«Вы наши рабы, а ...

А где же наш Гарри Поттер?

 

– Дядя Дима, а Гарри Поттер русский?

Вопрос шестилетнего Никитки, моего друга и родственника, застал настолько врасплох, что я сначала определил Гарри Поттера датчанином, затем американцем, и наконец, добрался до истины, вспомнив, что писательница Джоан Роулинг – англичанка.

– А-а-а, – разочарованно протянул малыш, – а я думал, он русский…

В долгом разговоре на скамейке детской площадки выяснилось, что Гарри Поттер для Никитки – важнейший герой и объект для подражания, что он смелый, умный, красивый, что надо обязательно "найти эту школу волшебников и поступить в нее после садика"…

Выяснилось, что все остальные персонажи, интересные для Никитки, – мультяшные, он наизусть знал всех участников "Ледникового периода", Карлсона, обитателя крыши, смутно – Маугли… Он не назвал ни одного героя русских мультфильмов, еле вспомнил Чебурашку, а попытки найти, вспомнить не рисованного российского героя, натурального, окончились ничем.

Поиск в глубинах времени российских сказочных героев детского возраста привел к неожиданным результатам. Я не нашел героя-мальчика, подобного Поттеру, Нильсу, даже Мальчик-с-пальчик – "сын" француза Шарля Перро. Мог стать героем наших детей персонаж фильма "Золушка" – мальчуган, чью фразу "Я еще не волшебник, я только учусь" мы, дети, повторяли в играх не раз, но не стал. Не вырос.

Конечно, детей в русских сказках предостаточно, и они даже совершают героические поступки, но эпизодически, и в основном – девочки. Выручала своего непутевого братца, опившегося козлиной водичкой, Аленушка, спасала всю семью любительница аленького цветочка, младшая дочь из сказки Сергея Аксакова. А герои-мальчики русских сказок были уже зрелые парни – добивающиеся царских невест-красавиц даже купанием в кипятке, смелые царевичи, побеждающие Кощея, трехголового дракона, Емеля с обожаемой щукой, пресловутый Иван-дурак, которому сказочно везло, особенно если в дело вмешивались Варвара-краса, Василиса Прекрасная или лягушка-царевна, то есть опять же героини-женщины. Мальчика не было.

 

То, что основными героями русских сказок были женщины, девочки, обосновано всей отечественной историей, где женщины были основной нравственной силой, чудом природы, красой и мужеством народа. И в любой сказке, народной или авторской, почти всегда образцом ума, добра и красоты была женщина: мать, царица, возлюбленная, волшебница, сестра.

В западных сказках женщины были пострашнее: вон, Снежная королева или мачеха Золушки чего стоили… У нас же выручали, спасали мужчин и детей русские женщины, а вот герой-мальчик, пример для детей, так и не проявлялся. Скорее всего, он просто не требовался, героические дела свершались без него.

Зато как засверкал своими подвигами наш мальчишка в годы Гражданской войны, социалистического строительства, Великой Отечественной войны, как оказался востребован советскому государству героический мальчик – история отдельная. В яростном, смертельном противостоянии молодого, нового государства СССР с враждебным окружением со всех сторон абсолютно естественно родились юные герои, так как они были востребованы в не прекращающейся ни на минуту схватке двух миров

 

Первым стал, конечно, гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш, беззаветный боец с буржуинами, погибший в застенке. Несмотря на всю воинственность этот образ вызывает теплоту, какую-то щемящую нежность – наверное, поэтому он долгие годы был примером для мальчишек и девчонок советской поры. Писатель Аркадий Гайдар был ярким выразителем той романтичной довоенной писательской плеяды, что свято, а иногда и слепо верила в новую власть, в коммунистическое будущее народа, в то, что их дети понесут дальше красное знамя социализма.

Поэтому появился и новый гайдаровский герой – Тимур со своей командой. Появился в мирное время, когда страна отдыхала от гражданской войны, избавилась от разрухи. Что может совершить героического в мирное время простой мальчишка? Гайдар силой своего таланта, великолепной фантазии и, опять же, веры в "светлое будущее" придумал такую прекрасную деятельность, работу для своего героя и его друзей, что тимуровское движение изучалось в школах, действовало в пионерских лагерях, создавалось там, где мальчишки просто прочитали эту книгу-сказку. Уже не в борьбе с буржуинами, не в стрельбе и погонях, а в бескорыстной помощи больным, старым и немощным предстали герои-дети.

И снова, на долгие годы, стали примером для подрастающего поколения. В этот ряд детей-примеров влился и Васек Трубачев, который учился, сражался с фашистами, был патриотом своей страны (В. Осеева, "Васек Трубачев и его товарищи", "Отряд Трубачева сражается"). Правда, примером для детей, как Тимур, Васек не стал. Не хватило новизны, необычности.

Героическое месиво революции, Гражданской войны продолжало служить материалом для лепки новых образов. Так, до сих волнуют души мальчишек и девчонок "неуловимые мстители", герои одноименного фильма Эдмонда Кеосаяна. Обратите внимание: фильм снят в 1966 году по повести Павла Бляхина "Красные дьяволята", снят в наше время, но юные герои далеких времен все-таки стали примером для подражания своей смелостью, отчаянностью, бескорыстием, умением дружить.

Вот-вот – именно эти качества привлекают детвору всех времен, этими качествами, плюс ум, награжден и Гарри Поттер, сказочный английский волшебник, ставший примером для подражания у многих русских ребят. Ничего плохого или уничижительного для них в этом нет.

Появившийся в мирное время Гарри Поттер борется с подлостью, силами тьмы и зла, он благороден и честен, ему можно и надо подражать! Но где же тот русский мальчишка-герой, с которого хотелось бы брать пример, с кем мечтали бы дружить наши мальчишки и девчонки, на кого быть похожими? На Чебурашку?

Смею утверждать, что все детское – литература, кино, анимация, живопись – в нашей стране словно отвернулось от детей, оставив им экраны телевизоров, компьютеров и других электронных средств связи и вещания. А там волной идут примитивные мультяшки, фильмы-страшилки с монстрами, потоками крови, смертью и хриплыми воплями, порнография, в том числе и детская.

Можно искать вину в работе телевидения, кино, радио, но главная вина лежит на отсутствии слова, то есть соответствующей литературы. В ней, литературе, возникают образы героев и антигероев, от нее идут сценарии и сюжеты, мысли и фантазии.

Прошлый век, несмотря на то, что технологический, электронный смог все плотнее окутывал нашу жизнь, был еще литературный. Была в нем и детская литература, и детские фильмы, чудесный "Ералаш", чудом сохранившийся сейчас. В прошлом веке появлялись детские герои, там была героика свершений, рождающая этих героев. Писатели, поэты остро реагировали на все перипетии жизни страны, ее борьбы, войны, на острые внутренние противоречия, поиск идеалов.

Потому и появлялись дети-герои. Они были нужны, они как бы превозмогали тяжесть окружающей жизни, дарили надежды. Вы скажете: а как же Гарри Поттер? В спокойной, консервативной Англии? Убежден, такой герой был нужен английскому обществу, нужен, чтобы как-то взбодрить молодых и взрослых читателей, взвинтить их нервы, заставить мечтать и фантазировать. Поэтому так расцвел талант Джоан Роулинг, пришелся ко времени и месту. Предугадать появление такого таланта невозможно, но он всегда появляется там, где не забыты истоки, где сохранена своя литература, где есть нужда в появлении новых героев. Гарри Поттер вырос на ниве тщательно опекаемой английской детской литературы. Опекаемой традиционно внушительно и бережно, без безумных реформ и изменения шкалы человеческих ценностей.

 

В сегодняшней жизни нашего, российского общества как-то потухли героические мотивы, примолкли идеи добра, потускнели фантазии. Потухла и детская литература, в нее, как в неприбыльное дело, не вкладываются средства, в ней не рождаются ни сказочные, ни просто герои. Мультфильмы на мотивы русских народных сказок неплохи, но стилем напоминают западные. А натурального, живого героя нет. Искусственно, приказом сверху его тоже не создать.

Он, конечно, появится, наш "русский" Гарри Поттер, будет он, возможно, Никитой-умником, Дениской-гением или Вовкой-магистром, – появится, когда взрослые умные руководители, меценаты воссоздадут всю мощь и красоту детской литературы, основу воспитания и образования детей, нивы нравственности, добра и фантазии. Тогда первым делом появится хороший или даже гениальный детский писатель или писательница. И создаст образ нового детского героя.

А пока, дорогие родители, читайте детям сказки Пушкина, Бажова, Аксакова, рассказы и повести Гайдара, "Денискины рассказы" прекрасного писателя Виктора Драгунского, смотрите фильмы и про Гарри Поттера и наших неуловимых мстителей, внушайте детям, что быть добрым и честным правильнее, чем злым и жадным, что не деньги – главное в жизни, а вера и дружба. Совет обычный, даже банальный – но что можно предложить лучше?

 

Дмитрий Ледовской

писатель 

http://ren.tv/blog/146664

Картина дня

наверх