Константин Коровин. Почему не сложилась личная жизнь богемного художника, который был любимцем женщин.

Красавец, весельчак, беспечный, до безрассудства щедрый, до самозабвения любящий жизнь, баловень судьбы и любимец женщин - так характеризовали художника те, кто хорошо знал Константина Коровина. Он олицетворял собой художественную богему России дореволюционной эпохи. Его любила и почитала вся Москва. Но лишь самые близкие и доверенные знали о том, насколько несчастлив художник в семейной жизни.
 
Константин Коровин, Автопортрет.
Константин Коровин, Автопортрет.


О любвеобильности и жизнелюбии Константина Коровина ходили в свое время легенды.

 «Знатоком и вкусителем жизни и природы»,- называл его Александр Бенуа, и не зря. Творческую жизнь художника, в отличие от семейной, Коровин прожил плодотворную, яркую и насыщенную; работал много, увлеченно, с удивительной легкостью.

Его называли первым русским импрессионистом, его творчество потрясало современников: одних шокировала небрежность и аляповатость мазков, другие видели главное – новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина "декадентством и мазней", вторые, разглядели гениальность.

Он писал поразительные портреты, пейзажи-настроения, удивительные натюрморты, увлекался монументальной живописью, прикладным искусством, архитектурой. А чего только стоили его театральные декорации, ставшие новаторскими не только в русском, но и в мировом искусстве.    

Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые - каждая по-своему

Анна Яковлевна Фидлер.
Анна Яковлевна Фидлер.


Со своей супругой Анной Яковлевной Фидлер Константин Коровин познакомился в юном возрасте, когда та была хористкой в театре. Вскоре 16-летняя девушка забеременела и родила от Кости сына, который умер во младенчестве из-за того, что в доме постоянно не хватало денег на еду, врачей, лекарства. Эти отношения художник держал втайне даже от друзей. Обвенчался Коровин с Анной лишь только после рождения второго сына в 1897 году. Ранняя женитьба не принесла художнику ни радости, ни счастья. И лишь привязанность к ребенку, да вина за смерть первенца не давала Константину оставить жену.

Бумажные фонари./ Натюрморты. Автор Константин Коровин.
Бумажные фонари./ Натюрморты. Автор Константин Коровин.


Брак этот был очень странным и грустным. Жил Константин Алексеевич по-прежнему отдельно от семьи, по-холостяцки: зимой в мастерской или какой-нибудь недорогой гостинице, летом после окончания театрального сезона, в Охотине. Впрочем, как до свадьбы, так и после на людях вместе они почти не появлялись. Коровин ни разу не написал конкретно портрет жены (лишь на нескольких картинах можно найти легкое сходство с чертами ее лица), ни разу не упомянул о ней на страницах своих очерков и рассказов, где нашлось место всем близким ему людям.

В 1910 году Коровин писал: «...Она подрывает всю нравственную основу человека. Все ложь, обман, насилие, приставание, прочие свойства... Усталость позы, лень, невнимание и презрение даже к делу,- во всем, чем я занят». Невнимание к его творчеству настолько угнетало художника, что он испытывал к жене отвращение. Поэтому у него были веские причины постоянно бежать из дома. К тому же беспорядок в неуютной квартире Коровиных был настолько «невообразимым», что приходилось только удивляться неряшливости Анны Яковлевны.

А с другой стороны, богемистый художник для семьи, что ни говори - совсем не подарок. И чего было ждать Константину от женщины обделенной радостями семейной жизни? 

Луч света в жизни художника

Надежда Комаровская и Константин Коровин.
Надежда Комаровская и Константин Коровин.


Когда почти 40-летний Константин Алексеевич впервые повстречал 17-летнюю Наденьку Комаровскую, он уже был ведущим художником сцены в Большом, и считался в театральном мире корифеем. Поэтому и неудивительно, что начинающая актриса, встречая за театральными кулисами красавца-художника, робела и теряла способность говорить.

Девушка попала в художественный театр благодаря открывшейся там артистической школе, куда поступила в 1902 году в тайне от отца, юриста из провинции, который был уверен, что его кровиночка учится на филологическом отделении Высших женских курсов. Надежда действительно туда поступила, но параллельно она училась и актерскому мастерству, бегая между театральной школой и курсами. Получив образование, Комаровская некоторое время работала в Киевском театре, а вернувшись в Москву 1908 году, на одном из банкетов вновь повстречала Коровина.

Надежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина.
Надежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина.


Художник, очарованный повзрослевшей некогда юной актрисой, тут же предложил: «Так как же, Надежда Ивановна, будете мне позировать?». Он пристально и весело смотрел на смутившуюся Надежду, и ей не хватило духу отказать знаменитому мастеру.  

Позировать Наденька ходила исправно в мастерскую живописца, а к тому времени когда портрет был закончен, видеться едва ли не ежедневно стало для обоих не просто привычкой. А вскоре девушка и вовсе влюбилась в живописца до беспамятства, лишь коварная ревность не давала ей покоя. Ну, что тут было поделать, к Коровину, которому уже было далеко за сорок, женщины устремлялись как мотыльки к свече, где бы он ни появлялся.

Актриса Надежда Комаровская. Портрет, женщина с книгой. Автор Константин Коровин.
Актриса Надежда Комаровская. Портрет, женщина с книгой. Автор Константин Коровин.


Все студенты Московского училища живописи, где преподавал Коровин, знали его главную заповедь: «Влюбляйтесь! Кто не умеет любить, художником не станет». Знала о ней и Надежда, но как ни старалась, совсем избавиться от ревности ей так и не удалось. И больше всего ей не давала покоя мысль о законной жене Коровина - Анне Яковлевне.

На берегу Чёрного моря. Автор Константин Коровин.
На берегу Чёрного моря. Автор Константин Коровин.


Довелось Надежде видеть эту женщину несколько раз. На то время это была дородная брюнетка с правильными, но через чур уж крупными чертами лица. Во взгляде ни ума, ни интереса к жизни. Как тогда показалось актрисе, была она больше схожа на самодовольную купчиху, в поведении которой так и проскакивало нечто "старомодно-купеческое, натужное, фальшивое". Комаровской как, впрочем, и многим, осознать в то, что тяжеловесная Анна Яковлевна — законная супруга обаятельного, жизнелюбивого художника и мать его единственного сына, было весьма затруднительно.

Константин Коровин.
Константин Коровин.
 

Для всех оставалось загадкой, почему именно этой женщине, далекой от всего того, что так волновало художника, чем он жил, чем дышал, удалось занять такое особенное место в его судьбе. Даже старые друзья Константина Алексеевича не могли дать вразумительного ответа, мучающейся в догадках Наде. Не ответил на него и сам Коровин, резко оборвав расспросы возлюбленной. 

Пристань в Гурзуфе. 1914год. Автор Константин Коровин.
Пристань в Гурзуфе. 1914год. Автор Константин Коровин.


По своей природе Коровин настолько был доброжелательным и безобидным, что обижаться на него - было делом неблагодарным: в самый драматичный момент размолвки он небрежно бросал какую-нибудь шутку, чем против воли мог рассмешить своего оппонента до слез. Какие уж тут обиды? Надежда это хорошо знала и не обижалась на любимого.

Гурзуф. 1914 год.  Автор Константин Коровин.
Гурзуф. 1914 год. Автор Константин Коровин.


В первые годы их романа влюбленные были неразлучны. Коровин, встречая актрису после репетиций, водил ее по трактирам и ресторанам, возил в табор к знакомым цыганам, чтобы она могла лучше проникнуться новой ролью. Свозил он ее и в Гурзуф посмотреть место, выбранное для виллы. «Дай срок, Надюша, все устроится», - говорил ей художник, стоя на утопающем в цветах берегу Черного моря, где собирался свить гнездо, о котором так страстно мечтали оба.

Охотино. На террасе. Портрет Н.И. Комаровской. Автор Константин Коровин.
Охотино. На террасе. Портрет Н.И. Комаровской. Автор Константин Коровин.


И она искренне стала верить в то, что призрак Анны Яковлевны вскоре исчезнет из их жизни. Но не все оказалось так, как обоим мечталось. Настоящей семьи и дома своего у Надежды Ивановны с Константином Алексеевичем так и не получилось.

Разбитые надежды


В 1914 году случился пожар на театральном складе, который уничтожил почти все созданное художником за долгие годы для театральной сцены. Затем трагедия с сыном Алексеем, преднамеренно попавшим под трамвай. Влюбленный в подругу детства Иру Шаляпину, 18-летний юноша сделал девушке предложение, на что та ответила отказом. И долго не раздумывая, Алексей бросился под трамвай. 

Не один месяц он, находясь между жизнью и смертью, переносил одну операцию за другой: изуродованные ступни практически пришлось ампутировать.
Именно тогда мечта Надежды о браке с Коровиным умерла окончательно. Предположить то, что Коровин сможет когда-либо оставить своего несчастного искалеченного сына, было совершенно невозможно. А значит, рано или поздно он должен был бросить ее. Это было лишь делом времени. А она все ждала, не решаясь уйти сама. 

Художник за работой.
Художник за работой.


Расставание произошло само собой. Ветер буреломного революционного времени все дальше уносил их друг от друга. В те годы Надежда Комаровская стала востребованной актрисой, новая послереволюционная жизнь звала ее за собой, а для Коровина "былые звезды гасли одна за другой". В 1920 году, уволенный из Большого театра, с женой и сыном уехал в глушь Тверской губернии. Без средств к существованию в столице было слишком уж голодно. 

В 1922 году Коровин, измучившись в борьбе за выживание, попросил у новых властей разрешения выехать за границу, чтобы подлечить жену, у которой обнаружился туберкулез, и сделать новые протезы для Леши. И уезжал он в Париж с надеждой на лучшую жизнь. Именно на этот город, который столько раз изображал на своих картинах и где когда-то был так тепло принят, художник возлагал все свои чаяния. Но последние шестнадцать лет жизни проведенные во Франции, оказались для него крайне тяжелыми. 

Париж. Сен-Дени. 1930-е годы.  Автор Константин Коровин.
Париж. Сен-Дени. 1930-е годы. Автор Константин Коровин.


Картины которые живописец планировал переправить в 1922-м из России в Париж через агента - пропали, заказанные для Леши протезы не удались, с жильем также было туго, да и Анна Яковлевна расхворалась совсем. А сын изо дня в день, незаметно, но необратимо становился нервным, неуравновешенным и озлобленным, с комплексом неудачника. Казалось, в той трагедии он искалечил не только его ноги, но и душу. Молодая жена Алексея, балерина-эмигрантка Лиза Думаревская, забрав маленького сына, ушла от него, из-за чего Константин Алексеевич очень переживал.

Автопортрет. 1938. Автор Константин Коровин.
Автопортрет. 1938. Автор Константин Коровин.


Коровин продолжал писать картины, выполнял отдельные заказы для театров Европы и Америки. Но денег катастрофически не хватало. Безденежье угнетало художника, который работал как каторжанин, не покладая рук. И даже когда начал слепнуть он не сдался. Обладая незаурядным литературным талантом, он начал писать рассказы.
Никогда в жизни, даже в самое сложное время, не бравший в долг, Константин Алексеевич занимал теперь где мог. Однако деньги, присланные другом Борисом Красиным на билет обратно в Россию, хранил свято. Но вернуться туда художнику было уже не суждено. Он скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. 

Похороны первого импрессиониста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное погребение Коровина не оказалось. Прах Константина Алексеевича Коровина покоится на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь же под общим с ним крестом лежат Анна Яковлевна и Алексей, покончивший с собой во время очередной депрессии в 1950 году.

Надгробный крест семьи Коровиных.
Надгробный крест семьи Коровиных.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120819/43886/

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх