На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Сухарев
    Это нелюдь. О чем и чем он думал, когда ни за что ни про что убивал безвинных людей. Для него главное деньги. Так и з...Новые неожиданные...
  • Игорь Васиков
    Да. В сети полно баламутов. Особенно сейчас.Странные события ...
  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...

КЕМ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ «ОФИЦЕРЫ»

Всем знаком и многими любим старый советский фильм «Офицеры». Но кем были реальные прототипы Ивана Вараввы, Алексея Трофимова и его жены Любы? Как сложилась их судьба, их жизненный путь?

Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. Заказанное военными кино должно было повествовать о нелегкой судьбе офицерских жен. Сценарист Кирилл Раппопорт предложил писателю Борису Васильеву написать киносценарий по его пьесе «Танкисты» (в театре она шла под названием «Офицеры»). Он хоть и отходил от канвы офицерских жен, а повествовал о потомственной семье офицеров, но очень понравился Гречко. Просить грозный маршал не умел, поэтому сказал: «Полный вперед, но лишь одно пожелание. Воспринимайте его как приказ. В фильме должна быть фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Хотя Гречко не отличался красноречием, фраза стала знаковым афоризмом – своего рода, девизом советских, а затем и российских офицеров.

Первоначально сценарий предусматривал две серии. Первая должна была заканчиваться арестом главных героев во время «сталинской чистки». Во второй их с началом войны выпускают и отправляют на фронт. Но надо открыть страшную тайну – главными врагами советских режиссеров и сценаристов были не цензура и партийный контроль, а обычная бухгалтерия. За отсутствием фондов киностудия не хотела выпускать двухсерийный вариант. Васильев не соглашавшийся резать сценарий, предложил переделать его Раппопорту.

Правдивости добавил тот факт, что почти все создатели и актеры были участниками Великой Отечественной войны или хотя бы ее свидетелями. Борис Васильев ушел на фронт 17-летним мальчишкой-добровольцем, защищал родной Смоленск, в 1943 подорвался на мине и был комиссован. Похожая судьба и у режиссера фильма Владимира Рогового – ушел в 18 лет добровольцем на фронт, защищал Ленинград, прошел всю войну в пехоте. Кирилл Раппопорт Победу встретил курсантом военного училища. До 1954 года служил в армии. Георгий Юматов, он же красный командир Алексей Трофимов, был юнгой, а затем рулевым матросом на бронекатере Дунайской флотилии. Шрамы на его спине – это не грим и бутафория, а последствия настоящих ранений. Алина Покровская (Любаша) и Василий Лановой хоть войну не прошли, но помнили. Лановому в Победу было семь лет, Покровской – пять.

Кем были настоящие легендарные «Офицеры»

Только одному из героев Борис Васильев дал имя реально существующего человека – Ивану Варавве. Так звали его товарища-поэта. Лихой лейтенант из кубанских казаков, он прошел всю войну, был ранен и контужен, дошел до Варшавы и Берлина и даже оставил стихотворный автограф на стене рейхстага. Вернувшись с десятком орденов и медалей на груди, поступил в Литературный институт, работал в журналах, писал стихи и, как и его киношный герой, дарил женщинам цветы, сорванные с клумб. Был одним из инициаторов возрождения Кубанского казачьего хора. Умер Иван Федорович Варавва сравнительно недавно – в 2005 году.

Иван Федорович Варавва

Иван Федорович Варавва

Хотя прототип киношного Вараввы это не только сам поэт, но и его дед, Тихон Варавва, кубанский казак, участник Первой мировой и Гражданской войн. Служил в Первой Конной Армии, воевал с махновцами и басмачами. Поэт частенько рассказывал Борису Васильеву про него, в том числе и забавную историю, как в горячке конной рубки у деда порвались по шву галифе, и комиссар наградил его «красными революционными шароварами». Так что красные шаровары в реальности принадлежали не Алексею Трофимову, а Варавве.

Слева красный командир Тихон Варавва

Слева красный командир Тихон Варавва

Кем были настоящие легендарные «Офицеры»

А вот образ Алексея Трофимова и командира эскадрона, Георгия Петровича, Борис Васильев полностью срисовал со своего отца – Льва Александровича, кадрового офицера царской армии. Тот закончил юнкерское училище, в Первую мировую Войну дослужился до чина поручика. Однажды солдаты, рискуя собой, спасли молодого офицера, и с тех пор он относился к нижним чинам с уважением и заботой.

Когда после революции бойцы его роты приняли решение перейти на сторону красных, он, как командир, посчитал своим долгом остаться с ними.

Хотя был дворянином, но всю жизнь верно служил той власти, которую выбрал его народ. «Чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...».

Умер в звании полковника в 1968 году. Борис Васильев познакомил Георгия Юматова со своим отцом. Актер, попав под обаяние этого неординарного человека, полностью перенял его интонации, мимику, походку.

Лев Александрович Васильев

Лев Александрович Васильев

Рядом с настоящим офицером всегда его верная жена. Прототипом Любы Трофимовой стала мать Бориса Васильева – Елена Николаевна, в девичестве Алексеева, происходившая из древнего дворянского рода, связанного родственными узами с Пушкиными и Толстыми. С уделом офицерской жены была знакома с детства – в ее роду все мужчины были потомственными военными. Кстати, те первые кадры знакомства красного курсанта Алексея с дворянкой Любой позаимствованы из рассказа о знакомстве родителей Васильева. Та же голодная и промерзшая Москва, тот же театр, где ценой билета были дрова. Только вместо пролетария-курсанта был молодой красный командир эскадрона Лев Васильев, бывший поручик и дворянин.

Елена Николаевна Васильева

Елена Николаевна Васильева

Актриса Алина Покровская, игравшая в театре Советской Армии, тоже была знакома с тяжелой жизнью офицерских жен. Поэтому и сыграла так убедительно. До нее режиссер Владимир Роговой снимал в роли Любы известную тогда актрису Елену Добронравову. Но та не поняла замысла сценаристов и режиссера – играла женщину, тайно влюбленную в Варавву, но по долгу живущую с Алексеем Трофимовым. Уже после первых дублей ее поменяли на Покровскую, и та стала символом верной спутницы офицера.

Кем были настоящие легендарные «Офицеры»

Первоначально не понимал своей роли и Василий Лановой. Как красивый, молодой, волевой мужчина не может отбить женщину, пусть даже у своего товарища?!

Раппорт и Роговой долго с ним беседовали и, наконец, определили ему романтическую канву. Он – не просто офицер, а романтик, безнадежно влюбленный в жену друга.

Он не может переступить через святое для него чувство дружбы. «Но в нем нет уныния от безнадежности любви. Он все равно любит, он счастлив, что наделен этим высоким чувством, что снизошло к нему, как дар, как награда, и он радуется этому: «Как все же замечательно, что мне дано любить ее!» – так определил актер свою роль. – «Привлекала в нем, помимо других черт характера, одна, главная черта – верность.

Верность в любви и дружбе, верность долгу – человеческому, воинскому, верность Отечеству. Это качество его испытывается в фильме в самых различных жизненных ситуациях – в боевой обстановке, в быту, в отношениях с любимой женщиной, с другом – и везде выдерживается на самом высоком счету».

Кем были настоящие легендарные «Офицеры»

Снимали фильм по всему Союзу – в жаркой Туркмении, холодной Москве, благодатном Севастополе. Всякое было по ходу съемок.

И кони под актерами понеслись, и были они на волосок от смерти, и второй режиссер Владимир Златоустовский, упав со скалы, сломал ногу, но с фильма не ушел, и даже вместо Ланового спел песню «О героях былых времен».

И Георгий Юматов, случалось, уходил в запои.

И игравшие в массовке студенты-китайцы несколько раз переходили холодную Москву-реку. Чтобы массово не заболели, им помимо заработка выдали ещё ящик водки.

В первоначальном сценарии внук Алексея и Любы Иван Трофимов должен как отец и дед стать танкистом.

Но вмешался сам «десантный батя» генерал Василий Маргелов. В неформальной обстановке, за бутылочкой конька он уговорил создателей фильма сделать Ивана Трофимова десантником.

Даже организовал поездку съемочной группы на боевые учения ВДВ.

Кем были настоящие легендарные «Офицеры»

Премьера фильма «Офицеры» состоялась в неудачное время – 26 июля 1971 года. Все в отпусках – зал кинотеатра был практически пуст. Но зато на премьере была жена маршала Гречко. Ее настолько тронула эта житейская картина, что в конце она заплакала. Вернувшись домой, посоветовала мужу обязательно посмотреть фильм: «Это про нас с тобой! Это почти наша жизнь!» Гречко, затребовав копию картины, поехал с ней к Брежневу на дачу. Друзьям-фронтовикам фильм очень понравился, и Брежнев приказал провести повторную премьеру (простите за лингвистическую ошибку) осенью, когда все отдыхающие вернутся в столицу. Фильм с тех пор стал культовым, и хотя у него мало международных наград (всего одна), зато он любим народом.

Источник →

https://nethistory.su/url?e=simple_click&blog_post_id=43...

Картина дня

наверх