Татьяна Петрова предлагает Вам запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»
Вы хотите запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

САЙТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МУДРОГО ВОЗРАСТА

Жизнь за «Союз». Невыполнимая миссия космонавта Комарова

развернуть

16 марта 1927 года родился советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Комаров.

Владимир Михайлович Комаров (1927-1967), летчик-космонавт СССР, инженер-полковник.

Владимир Михайлович Комаров (1927-1967), летчик-космонавт СССР, инженер-полковник.

Самый старший

Имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина известно всему миру. На долю его товарища по первому отряду советских космонавтов Владимира Комаровавыпало трагическое первенство — он стал первым в истории человеком, погибшим при совершении космического полета.

Сегодня космические корабли семейства «Союз» считаются самыми надежными в мире. Но их доведение до совершенства давалось потом и кровью — не в переносном, а в самом прямом смысле.

Комаров, отправляясь в полет на «Союзе-1», был практически уверен, что он закончится неудачей. В первом отряде космонавтов Комаров был наиболее технически подготовленным специалистом и понимал, что корабль «сырой». Но также ясно ему было и то, что у его товарищей справиться с этой техникой шансов еще меньше.

Владимир Комаров был старше коллег из первого отряда космонавтов — он родился в Москве 16 марта 1927 года. Когда началась война, ему было 14, и, как все сверстники, он рвался на фронт сражаться с фашистами. В 1943 году Владимир поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС. Окончил ее Комаров в июле 1945 года, когда война уже завершилась. Выпускников школы отправили учиться дальше. В 1949 году Владимир Комаров окончил Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова и был направлен для прохождения службы в Грозный, где базировался авиаполк истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа.

«Работа с новой техникой»

В 1952 году Комарова, уже обзаведшегося семьей, перевели в город Мукачево Закарпатской области, в 486-й истребительный авиаполк 279-й истребительной авиадивизии 57-й воздушной армии.

В середине 1950-х летчик решил продолжить образование, поступив Военно-воздушную академию имени Жуковского. После окончания академии Комарова распределили в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где он стал летчиком-испытателем.

Вскоре в ГК НИИ ВВС приехала комиссия, которая запросила для ознакомления личные дела летчиков. Комарова вызвали на беседу и предложили «работать с новой техникой». Комаров согласился и вскоре был вызван для прохождения нового этапа отбора.

В Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале медики были безжалостны, отсеивая кандидатов с малейшими отклонениями в здоровье. Некоторых не только не пускали к работе с «новой техникой», но и запрещали дальнейшую работу в авиации.

Комаров был признан годным и 7 марта 1960 года был зачислен в списки войсковой части 26266, которая впоследствии станет известной как Центр подготовки космонавтов.

Среди 20 человек, составивших первый отряд советских космонавтов, Комаров был самым старшим — ему исполнилось 33 года. За плечами был большой опыт летчика-истребителя, академия, работа летчика-испытателя. Инженерам с Комаровым работалось легче всего, поскольку его знания позволяли быстрее вникать в техническую сторону дела.

«Восток» становится «Восходом»

Однако в шестерку тех, кто готовился к первому полету, Комаров не вошел. Больше того, стоял вопрос об исключении его из отряда — врачи нашли отклонения в работе сердца. Его отстранили от тренировок на полгода. Но упрямый Комаров поехал в Ленинград, в Военно-медицинскую академию, где прошел новое обследование у лучших специалистов, и получил заключение — «пики» на кардиограмме, взволновавшие медиков Центра подготовки космонавтов, появляются не у больных, а как раз у хорошо тренированных людей. Ему снова разрешили тренироваться.

Опыт и знания Комарова потребовались в 1964 году, когда было решено впервые запустить корабль с экипажем из трех человек.

Перед главным конструктором Сергеем Королевым такую задачу поставил лично советский лидер Никита Хрущев.

Сделать это было чрезвычайно трудно. Принципиально новый корабль находился на стадии проектирования, поэтому необходимо было модернизировать одноместный «Восток».

Для Королева ничего невозможного не было — «Восток» стал «Восходом». Для экономии места в кабине, которого было катастрофически мало, пришлось отказаться от скафандров. Экипажу первого трехместного корабля предстояло отправиться на орбиту в легких тренировочных комбинезонах.

«Неужели всё кончено и экипаж вернулся из космоса без царапин?»

Командиром «Восхода-1» стал Владимир Комаров, в экипаж вошли инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров.

Корабль успешно стартовал 12 октября 1964 года и после суточного полета совершил благополучную посадку.

Экипаж космического корабля «Восход-1» (слева направо): Константин Феоктистов, Владимир Комаров и Борис Егоров.

Экипаж космического корабля «Восход-1» (слева направо): Константин Феоктистов, Владимир Комаров и Борис Егоров

Свидетели вспоминали, что Королев, получив доклад о посадке, произнес: «Неужели всё кончено и экипаж вернулся из космоса без царапин? Никогда бы никому не поверил, что из „Востока“ можно сделать „Восход“ и трём космонавтам слетать на нём в космос».

Пока «Восход-1» был на орбите, в Москве произошел «дворцовый переворот», и космонавты, улетавшие при Никите Хрущеве, докладывали об успехе уже Леониду Брежневу.

Королев ценил Комарова. После полета «Восхода-1» он несколько раз предлагал ему перейти на работу в КБ, но Комаров, ставший инструктором-космонавтом и работавший с новичками, предпочел остаться в отряде космонавтов.

В это время набирала обороты «лунная гонка». Корабль, ныне известный как «Союз», разрабатывался первоначально для советской пилотируемой лунной программы. Работы по проекту шли тяжело, а в январе 1966 года на операционном столе умер Сергей Королев. Советская космонавтика лишилась своего «мозга» и «мотора».

Почти невыполнимое задание

Советское руководство подгоняло новых руководителей космической программы. Несмотря на то, что три первых беспилотных пуска «Союзов» прошли частично или полностью неудачно, было принято решение о пилотируемом запуске.

Причем планировался сразу качественный прыжок вперед. Стартовать должны были два корабля, которым надо было состыковаться на орбите, после чего два космонавта из одного корабля должны были в скафандрах перейти на борт другого.

Конструктор Василий Мишин, сменивший Королева, оспаривать мнение политического руководства не решался. Старт «Союза-1» был назначен на 23 апреля 1967 года, «Союза-2» — на 24 апреля.

Комаров с лета 1966 года готовился к полету на «Союзе-1». Он все видел и все понимал. Но как летчик-испытатель, как самый опытный в отряде, отступить не мог.

Незадолго перед полетом он посетил своего друга, лежавшего в больнице. В разговоре Комаров спокойно сказал: «Процентов на девяносто полет будет неудачным».

Родные вспоминали: Владимир Михайлович привел в порядок все свои дела, заставил жену научиться водить машину, на 8 марта подарил ей роскошный сервиз, заметив: «Будешь потом принимать гостей».

16 марта 1967 года Комарову исполнилось 40 лет. Поверье гласит, что этот юбилей праздновать нельзя, но космонавт три дня принимал в своей квартире родных и друзей.

На кинокадрах предстартовой съемки видно, что Комаров предельно сосредоточен и почти мрачен. Несмотря на всю тяжесть предстоящего полета, сдаваться он не собирался.

Драма на орбите

«Союз-1» успешно стартовал с Байконура ночью 23 апреля 1967 года. Но на орбите почти сразу начались большие проблемы.

Не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии. Все попытки раскрыть ее к успеху не привели. Был план запустить «Союз-2» с экипажем в составе Валерия Быковского, Алексея Елисееваи Евгения Хрунова, после чего космонавты в скафандрах должны были вручную попытаться раскрыть солнечную батарею.

Государственная комиссия после совещания решила — слишком большой риск. Комаров получил приказ завершать полет и возвращаться на Землю. Но тут возникли новые проблемы — отказали датчики ионной ориентации. Оставался только один шанс: сориентировать корабль вручную, соразмеряя пространственное положение «Союза» с Землей. При этом требовалось не допустить серьезных отклонений корабля при полете над ночной стороной планеты.

К такой ситуации космонавтов не готовили, и специалисты на Земле полагали, что шансов на успех у Комарова минимум.

Но космонавт сумел сделать невозможное и «Союз-1» начал спуск с орбиты.

Когда службы наблюдения подтвердили, что корабль идет на посадку и даже сообщили расчетное время приземления, в Центре управления полетами начали аплодировать. Казалось, и в этот раз обошлось.

«Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков»

Владимир Комаров сделал все возможное, но то, что произошло дальше, он не был в состоянии изменить. На заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы: парашют на высоте 7 км (при скорости около 220 м/с) не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы.

Спускаемый аппарат «Союза-1» врезался в землю со скоростью около 50 м/с. Выжить при этом ударе у космонавта шансов не было. Поврежденные емкости с пероксидом водорода спровоцировали сильнейший пожар, который уничтожил спускаемый аппарат.

Из дневника руководителя подготовки первого отряда космонавтов генерала Николая Каманина: «Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров».

Недостаток конструкции парашютной системы мог погубить и «Союз-2», отняв жизни четырех советских космонавтов. Отмена старта спасла жизни Быковского, Елисеева и Хрунова.

Позднее появлялись «подробности» о том, что Комаров якобы перед смертью кричал в эфире проклятия в адрес советского руководства и плакал. Это ложь. Последний доклад космонавта с орбиты был штатным и спокойным. Успел ли понять Владимир Комаров, что погибает, мы никогда уже не узнаем — магнитофон, записывавший то, что происходило на борту, сгорел в пожаре.

Вдова Валентина Комарова, космонавты Алексей Архипович Леонов и Павел Иванович Беляев (слева направо) во время возложения венков к могиле летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова.

Вдова Валентина Комарова, космонавты Алексей Архипович Леонов и Павел Иванович Беляев (слева направо) во время возложения венков к могиле летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова.

Большая цена

Комаров стал первым среди космонавтов дважды Героем Советского Союза и первым, кому звание Героя было присвоено посмертно.

Есть страшная фотография, сделанная в морге перед кремацией останков космонавта. Ее сделали для того, чтобы представить высшему руководству подтверждение невозможности прощания с телом погибшего и необходимости немедленной кремации.

«Открыли гроб, на белом атласе лежало то, что еще совсем недавно было космонавтом Комаровым, а сейчас стало бесформенным черным комком. К гробу подошли Гагарин, Леонов, Быковский, Попович и другие космонавты, они печально осмотрели останки друга. В крематорий я не поехал. При кремации присутствовали генерал Кузнецов и космонавты», — писал в дневнике генерал Каманин.

26 апреля 1967 года урну с прахом Владимира Михайловича Комарова после торжественной церемонии прощания замуровали в Кремлевскую стену.

Родные и близкие у могилы Героя Советского Союза Летчика-космонавта СССР Владимира Комарова во время похорон.

Родные и близкие у могилы Героя Советского Союза Летчика-космонавта СССР Владимира Комарова во время похорон.

Дочь космонавта Ирина вспоминала в интервью «МК»: «В выданном свидетельстве о смерти в графе «причина» было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щелково.

У мамы от возмущения срывался голос: «Какое Щелково? Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?». Она показала это свидетельство Гагарину: «Юрочка, и кто мне поверит, что я вдова космонавта Комарова?». Гагарин побледнел, пошел «наверх» разбираться... Вскоре маме принесли другой документ, где уже значилось: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1».

После катастрофы «Союза-1» пилотируемые полеты в СССР были прерваны на полтора года, конструкция корабля дорабатывалась, состоялось еще шесть беспилотных пусков. Программа, которую должен был выполнить Комаров, была осуществлена лишь экипажами «Союза-4» и «Союза-5» в январе 1969 года. Корабль «Союз» в итоге стал надежной и проверенной машиной. Надежность которой была оплачена жизнью Владимира Комарова.


Источник →

Опубликовано 16.03.2017 в 22:44

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Анатолий Жуков
Анатолий Жуков 17 марта, в 09:46 Комаров выдающийся космонавт, чей подвиг уникален.
Владимир Михайлович знал на какой рискованный и смертельно опасный полёт посла его Родина, о чём свидетельствует его разговор с Косыгиным в ЦУПе.
"Вспоминает подполковник Валентин Светлов:
"Я во время полета Владимира Комарова Через смену дежурил на связи в Евпатории, в Центре управления полетом. Примерно в половине второго ночи 24 апреля в ЦУПе возникло замешательство после поступившего из Москвы указания руководству полетом: "Всем быть на связи, в готовности к немедленному замыканию на борт "Союза-1"!"
И действительно, через несколько минут в динамиках что-то зашуршало, защелкало, и властный мужской голос произнес: "Говорите, корабль – на связи!"
И все мы, сидящие и стоящие в зале ЦУПа, услышали голос (председателя Совета Министров СССР. – И.М.) Алексея Николаевича Косыгина:
– Товарищ Комаров, здравствуйте. Как слышите меня?
– Здравствуйте. Слышу вас нормально.
Косыгин продолжал:
– Мы внимательно следим за вашим полетом. Мы знаем о том, что вы столкнулись с трудностями, и принимаем все меры для их устранения…
На эту фразу Комаров не прореагировал. Возникла неловкая, тягостная пауза.
Потом Косыгин произнес еще одну, последнюю в этом разговоре фразу:
– Что мы можем для вас сделать?
Комаров изменившимся голосом ответил:
– Позаботьтесь о моей семье!.."
Источник: https://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-aviakatastrof/14...
Вечная память геройскому подвигу Владимира Михайловича Комарова, который сознательно пожертвовал своей жизнью ради покорения космоса!
Текст скрыт развернуть
10
Александр Пахоменко
Александр Пахоменко 17 марта, в 09:52 для нас гибель космонавта была шоком...наши ракеты были первыми, лучшими...всей правды нам тогда не говорили... Текст скрыт развернуть
7
Александр С.
Александр С. 17 марта, в 20:22 Вечная слава и вечная память нашему космонавту Владимиру Михайловичу Комарову. Текст скрыт развернуть
4
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Пост памяти Любови Полищук

Пост памяти Любови Полищук

29 ноя 16, 02:45
+35 8
Трагедия в Кармадонском ущел…

Трагедия в Кармадонском ущелье: загадочные обстоятельства гибели Сергея Бодрова и его съемочной группы

20 сен 16, 10:08
+35 6
Умер старейший в мире актер …

Умер старейший в мире актер Владимир Зельдин

31 окт 16, 21:09
+31 23
Скончался легендарный команд…

Скончался легендарный команданте, лидер кубинской революции Фидель Кастро

26 ноя 16, 13:07
+26 14
Неосуществленные мечты Галин…

Неосуществленные мечты Галины Польских

27 ноя 16, 23:10
+26 11
Ты - моя мелодия… История лю…

Ты - моя мелодия… История любви Муслима Магомаева и Тамары Синявской

21 окт 16, 21:54
+23 12
Истории об искусстве. Триумф…

Истории об искусстве. Триумф и трагедия Фроси Бурлаковой

24 ноя 16, 23:00
+20 2
«Позови меня с собой…».  Тра…

«Позови меня с собой…». Трагическая судьба автора знаменитого хита, поэтессы Татьяны Снежиной

25 ноя 16, 23:10
+19 6
"Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ..." -…

"Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ..." - ИГОРЮ ТАЛЬКОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 60

4 ноя 16, 23:12
+17 4

Поиск по темам блога

Последние комментарии

ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
валерия кузнецова
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
сергей Снегирев
Элеонора Коган
Элеонора Коган
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!!!
Элеонора Коган ПОМНИШЬ ЭТУ ПОЖИЛУЮ ПАРУ ИЗ «ТИТАНИКА»? А ВОТ КАКИМИ ОНИ БЫЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ!
Воробей
Уря! Уря!! Уря!!!
Воробей Русский пацан быстро сообразил, как не давать себя обижать в бельгийском детском саду
Наталия Кузнецова (Мунштукова)
Правда очень смешные!!! Прелесть!
Наталия Кузнецова (Муншт… Позитивные коты которые поднимают настроение
Николай Кузнецов
TEFT
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
TEFT В каких продуктах питания содержится магний
О. Лена
Благодарю за идею!
О. Лена Позитивные коты которые поднимают настроение
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
О. Лена
i.g. g.i.
Лоло Ивская
здОрово! спасибо!!!
Лоло Ивская ВОТ ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «БАБА»
Елена Скрыльникова
Замечательные мурлыки!
Елена Скрыльникова Позитивные коты которые поднимают настроение
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
Сергей Ефимов
инна малашкина
инна малашкина
bianka012 Белая
Тамара Коротова
Людмила Ханалиева
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
Vallen Tina
Вам много советов надавали. Удачи!
Vallen Tina Прошу совета. Вопрос о пенсии.
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
Жаль, совет запоздал - уже подумала...
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева) Нашелся один, для которого Родина - не пустое слово