На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Игорь Васиков
    Да. В сети полно баламутов. Особенно сейчас.Странные события ...
  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...

Война, боль и слава Павла Луспекаева. К 90-летию со дня рождения.

Павел Луспекаев в фильме «Белое солн­це пустыни», 1970 год.

Павел Луспекаев в фильме «Белое солн­це пустыни», 1970 год.

«Меня каждая собака знает», - говорил начальник таможни Верещагин, и самого актера Павла Борисовича Луспекаева, который сыграл эту роль, хорошо знает и помнит любой, кто хоть раз посмотрел фильм «Белое солнце пустыни».

Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в Луганске, родителями его были армянин и донская казачка. Такое смешение кровей не могло не отразиться на характере Паши, с детства он был отчаянным сорванцом.

Уже в 15 лет ушел добровольцем на фронт и воевал в составе партизанского отряда. Зимой, во время одного из разведывательных рейдов, он сильно обморозил ноги, позже это обморожение даст о себе знать.

В 26 лет у Луспекаева, молодого красивого мужчины, развился атеросклероз сосудов ног. Врачи были вынуждены ампутировать некоторые фаланги пальцев на ногах. А спустя несколько лет, во время съёмок в картине «Республика ШКИД», болезнь обострилась настолько серьёзно, что встал вопрос об ампутации обеих ног до колен. После долгих консультаций врачи ограничились ампутацией стоп.

Но пока Госпожа удача будет сопутствовать ему, после войны он, не имеющий даже среднего образования, поступил в Щепкинское театральное училище. Остаться в Москве помешал южный акцент, Павел Борисович, вместе с женой Инной Кирилловой и дочкой, - он женился во время учебы на студентке «Щепки», переезжают сначала в Тбилиси, а потом в Киев. В это время актер играл в театре, снимался в кино – «Они спустились с гор» (1954) и «Тайна двух океанов» (1955).

В Киеве талантливого актера заметил Кирилл Лавров, приехавший навестить отца, и посоветовал ему перебраться в Ленинград. После официального предложения режиссера Большого драматического театра Георгия Товстоногова Луспекаев перебирается в северную столицу.

Несмотря на то, что во время игры на сцене актер постоянно импровизировал и несколько вольно обращался с текстом пьесы, успех его был огромным.

В это же время он снимается в фильмах «Капроновые сети» (1962), «Республика ШКИД» (1966), «Три толстяка» (1966). Но главный успех к нему приходит после фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Прежде чем появиться в своем главном фильме, Луспекаеву пришлось через многое пройти, его в очередной раз порезали хирурги – отняли теперь уже полностью стопы, от длительного приема обезболивающих препаратов образовалась наркотическая зависимость, от которой нужно было немедленно избавляться.

«Начинаю курс лечения от наркомании, дай Бог как-нибудь излечиться от этой гадости», - записал в своем дневнике Павел Борисович.

Курс лечения состоял в волевом терпении, из вспомогательных средств были только семечки, которых он, чтобы отвлечься, щелкал мешками.

Сильные наркотики оказались слабее воли Луспекаева. А вскоре ему дали прочесть сценарий фильма «Спасите гарем» (рабочее название фильма). Режиссер Владимир Мотыль предлагал ему маленькую, почти эпизодическую роль таможенника Верещагина – ветерана Первой мировой войны и Георгиевского кавалера.

Актер, находившийся на инвалидности, поставил режиссеру условие – никаких дублеров и никаких костылей, и Владимир Мотыль согласился.

Для Луспекаева съемки были самыми изнурительными в жизни.

«Трудно поверить, но в «Белом солнце» Паша играл исключительно на силе воли. Специальные металлические протезы были слабым подспорьем, - рассказывал Олег Басилашвили. - А работать надо было на качающемся корабле, где палуба постоянно уходит из-под ног. Да и до корабля ещё надо было дойти - несколько километров по тяжёлому песку, в котором вязли колёса машин, не то что ноги. Лишь в одной сцене Пашу заменил каскадёр - там, где Верещагин ногами сталкивает бандитов в воду».

Мы, восхищаясь русским богатырем Верещагиным, даже не представляем, каких титанических усилий стоил актеру каждый шаг и каждое движения!

Но Луспекаев не только блестяще сыграл, он «расширил» участие своего героя в фильме. Верещагин, который на экране должен был появиться эпизодически, с приходом Луспекаева стал полновесной фигурой фильма, наряду с товарищем Суховым.

В 1970 г. фильм вышел на экраны, став одним из лидеров проката. На Луспекаева обрушилась всенародная слава. Верещагин, блистательно сыгранный Павлом, стал неофициальным символом таможенной службы, а его фразы навсегда вошли в народный фольклор. «Я мзду не беру - мне за державу обидно!» - говорил с экранов ТВ суровый таможенник в годы безвременья, когда не было уже ни таможни, ни державы, которой он когда-то служил и, казалось, не будет уже никогда.

Памятник герою фильма «Белое солнце пустыни», таможеннику Павлу Верещагину в исполнении актера Павла Луспекаева (скульптор Екатерина Коваль) у здания Федеральной таможенной службы России в Москве.

Памятник герою фильма «Белое солнце пустыни», таможеннику Павлу Верещагину в исполнении актера Павла Луспекаева (скульптор Екатерина Коваль) у здания Федеральной таможенной службы России в Москве.

Но это всесоюзное признание пришло слишком поздно. Луспекаев умер 17 апреля 1970 г. - за три дня до своего 43-летия. Он ушёл, полный творческих планов и предложений от лучших режиссёров страны.

Он знал, что Андрей Кончаловский без всяких проб предложил ему сыграть чеховского доктора Астрова.

Владимир Мотыль пригласил его на роль Несчастливцева в картине «Лес».

Татьяна Лиознова назвала Луспекаева в числе претендентов на роль Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны». Звонил и Товстоногов, говорил о ролях Отелло и Бориса Годунова...

Ничего этого Луспекаев сыграть не успел. Госпожа Удача оказалась слишком вероломной по отношению к выдающемуся актёру.

Могила Павла Луспекаева на Северном кладбище

(из открытых источников)

Картина дня

наверх