На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Петрова
    Называется "смотрю в книгу - вижу фигу"... Попробуйте хоть раз статью прочитать.... "Конституция уже 31 год содержит ...Вопрос жизни и см...
  • Алекс Сэм
    Ксю лошадь вызывает отторжение у нормальных людей на уровне безусловных рефлексов.Помощь от Ксюши С...
  • Геннадий Иевский
    Беспокоятся за чиновников-казнокрадов и комерсантов от государстваВопрос жизни и см...

«Кругом одни шпиёны!»

Машины все больше знают о нас, и многих это тревожит. Знают даже то, что им вроде бы знать не положено. Владимир ГЕНДЛИН пытается разобраться, стоит ли этого бояться.

Порой звонят по нескольку раз в день с незнакомых номеров. То просят поучаствовать в социологическом опросе, ответить, какой канал и программы вы сейчас смотрите по телевизору, либо предлагают вложить деньги в некие супервыгодные инвестиционные инструменты, либо требуют положить недостающую сумму на телефон. Все чаще звонят роботы, предлагающие глупую игру: ответьте «да» или «нет» на какой-нибудь заковыристый вопрос, причем бесполезно спрашивать: «А с какой целью интересуетесь?» или просто посылать — робот лишь прочтет лекцию о том, как правильно надо отвечать на его вопросы. 

Все это вызывает раздражение, а иногда и опасения. Особенно когда выясняешь, что представитель какой-нибудь коммерческой организации знает о тебе то, что вообще не принято знать посторонним людям, например твое финансовое положение, потребительское поведение, траты на определенные статьи расходов. Все больше возникает ощущение, что мы все давно «под колпаком» у Большого брата, что кто-то нас изучает, просчитывает и предугадывает наши поступки. То есть профилирует, говоря современным языком.

Мы давно уже привыкли, что нам то и дело подсовывают в интернете рекламу вещей, которыми мы недавно интересовались в поисковой строке браузера. Но это уже вчерашний день. Сегодня наши гаджеты подглядывают и подслушивают за нами. Мы о чем-то поговорили по телефону с приятелем, а затем в смартфоне всплывает реклама на тему этого разговора. Паранойя? Да нет. Года два назад Facebook пришлось извиняться и оправдываться за прямые обвинения в прослушке разговоров пользователей через микрофон — оказалось, это делалось для более точного таргетирования рекламы. 

То же самое с геолокацией: сотовый оператор точно знает, где вы находитесь, поскольку телефон отправляет данные о ваших передвижениях с помощью GPS или базовых станций. Зачем? А он продает эти данные заинтересованным организациям. Например, вы проходите мимо супермаркета, и оттуда вам на телефон приходит сообщение о скидках и акциях: мол, заходите, не стесняйтесь. 

На днях прочитал в соцсети вопрос одной знакомой: «Друзья, а может быть, кто-то знает тайну, почему на «Литрес» на айфоне цена аудиокниги — 459 рублей, а на Xiaomi — 249?» Оказывается, она с одного и того же аккаунта посмотрела цену с двух телефонов. Ответ на ее вопрос элементарно прост: робот продавца достаточно умен, чтобы понять: с владельца более дорогого айфона можно содрать денег в два раза больше. То же самое будет, если вы закажете билет из Москвы в Питер в один конец — робот догадается, что вы в любом случае захотите вернуться назад, и при покупке обратного билета продаст его вам рублей на 50 дороже.

Кто-то может пошутить, что настало время опасаться домашних устройств: телевизор начнет сам «стучать» в социологические службы о том, какие программы вы смотрите; холодильник и электроплита будут сообщать продуктовым магазинам, что у вас сегодня на обед; стиральная машина — напоминать, что ваши трусы и носки износились и пора покупать новые, а утюг определит по растянутой одежде, насколько у вас вырос живот за последние полгода, и передаст куда следует ваши новые размеры одежды. Но шутки давно закончились. Еще в 2016 году эксперты по кибербезопасности уличили секс-игрушку We-Vibe 4 Plus в передаче интимной информации о сексуальных предпочтениях пользователей, об изменениях температуры устройства во время работы и уровне вибрации. Производитель устройства, компания Standard Innovations оправдывала сбор этой информации желанием исследовать рынок и лучше удовлетворять желания пользователей.

Но сегодня машины умеют уже не только собирать фактуру о нас, но и делать предположения на основе анализа косвенных данных. Специалисты одного из российских банков проанализировали данные о клиентах и обнаружили, что могут уверенно определить, если ли у человека любовница — всего лишь на анализе его покупок. Широко известен случай, когда в кабинет директора американского магазина сети Target ворвался разгневанный папаша с ворохом рекламных буклетов для беременных и спросил, как посмели присылать такие материалы его дочери-школьнице. Директор извинился и ответил, что в магазине тестируют новую аналитическую систему для беременных и машина, вероятно, ошиблась. Но через месяц папаша уже сам перезвонил с извинениями — его дочь вскоре должна родить. Искусственный интеллект догадался о беременности девочки раньше, чем она сама и ее родители, — просто проанализировал ее покупки.

Другая американская розничная сеть, Tesco исследует своих покупателей по более чем 30 тысячам категорий — продукты, одежда, рыбалка, охота, книги и другие хобби — и после этого анализа получает ваш полный портрет со всеми вашими потребительскими привычками. Например, знает, на сколько вам хватает упаковки туалетной бумаги или по каким дням вы выпиваете ящик пива.

Возможности искусственного интеллекта стремительно растут благодаря развитию нейронных сетей и операций с «большими данными». По данным исследовательской компании IDC, по итогам 2019 года объем глобального рынка больших данных и бизнес-аналитики (Big Data Analytics, BDA) достигнет примерно 190 млрд долларов, к 2022 году вырастет до 274 млрд долларов, а темпы его роста составят 12–15% в год. С каждым годом машины будут становиться все умнее, чтобы видеть нас насквозь и изощреннее принуждать нас тратить деньги на всевозможные покупки.

Нами интересуются не только коммерческие структуры. Главный потребитель информации о гражданах — государство. В Китае работают почти полмиллиарда камер видеонаблюдения (в США — всего 50 млн), многие оснащены системами распознавания лиц на основе искусственного интеллекта. В местах скопления народа вроде торговых центров эти камеры определяют подозрительных лиц, на въездах в город и на АЗС узнают свои и иногородние машины. Есть даже система, которая сообщает в полицию о необычных изменениях маршрута граждан — например, если по дороге с работы вы пошли не домой и не в бар, то это неспроста, считает видеокамера и переживает за вас.

В других странах пока что сопротивляются тотальной слежке со стороны властей. Так, в 2013 году в Сиэтле из-за протестов мэрия демонтировала систему видеонаблюдения из нескольких десятков камер и 150 точек Wi-Fi, на которые потратила 3,6 млн долларов. Тем не менее люди постепенно привыкают к тому, что понятие приватности в цифровую эпоху исчезает. Хотим мы этого или не хотим, но приходится жить в новом мире — мире прозрачности, предсказуемости и подотчетности. Плохо это или хорошо?

Возможно, эволюция общества приведет к представлению, что «честному человеку нечего скрывать». Уже сейчас в крупных мегаполисах, в том числе в Латинской Америке, стала снижаться преступность. Информационная прозрачность позволяет предупреждать и пресекать террористические угрозы, геолокация не даст далеко уйти злоумышленнику, а искусственный интеллект позволяет распознавать по фотографиям лиц, склонных к насилию. 

Легенда гласит: в середине XVI века наместником испанской короны в Нидерландах был кровавый Фернандо Альварес де-Толедо, 3-й герцог Альба, который очень боялся голландских заговорщиков-революционеров. Одной из мер по борьбе с бунтовщиками стал указ, запрещающий в домах вешать занавески на окна. В итоге революция все равно победила, и Альба был вынужден покинуть Нидерланды. Но, как ни странно, голландцы сохранили традицию не занавешивать окна как признак правильного христианского образа жизни. А чтобы уберечься от нескромных глаз, была придумана другая традиция — не заглядывать в чужие окна: это считается неприличным.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх