Сергей Зарянко и его "живые" портреты: как крепостной мальчик стал любимым художником царской семьи

Фрагмент портрета Натальи Зарянко, дочери художника

Фрагмент портрета Натальи Зарянко, дочери художника

Девятнадцатый век был по-настоящему золотым в искусстве России – не в последнюю очередь потому, что талантливых художников ценили и поддерживали - как в залах учебных заведений, так и в залах дворцов. История творчества Сергея Зарянко, умевшего оживить холст и обессмертить своего натурщика – тому подтверждение. Однако, если не принимать в расчет блестящую карьеру живописца, его судьбу невозможно назвать ни простой, ни счастливой.

Из крепостных - в художники

Сергей Константинович Зарянко (Сяргей Заранка – так его имя звучит на белорусском языке) родился в 1818 году в семье крепостного, принадлежащего князю Любомирскому.

Родная деревня будущего художника находилась в Могилевской губернии (на территории современной Витебской области) и дала Сергею, как считается, первые навыки рисования.

С. Зарянко. Портрет В.А. Иордан, урожденной Пущиной
С. Зарянко. Портрет В.А. Иордан, урожденной Пущиной

В середине двадцатых годов отец получил вольную и вместе со всей семьей отправился в Петербург, где поступил на службу ни много ни мало как к другу покойного императора – князю Голицыну. Зарянко-младшего определили в недавно открывшуюся Третью гимназию, в которой учились дети разных сословий. Но в 1833 году мать Сергея скончалась, а отец уехал из столицы с новой женой. На попечении 15-летнего мальчика оказались братья и сестры, которых оставил отец. Гимназию пришлось бросить – Сергею приходилось искать способы содержать семью.

С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых
С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновы

Однако о живописи он не забывал – вовремя замеченный художником А.Г. Венециановым, которого всю жизнь потом боготворил, он устроился по его протекции вольноприходящим («посторонним») студентом Императорской Академии художеств. Отучившись, Зарянко получил звание «неклассного» художника, что приравнивалось к 14 классу Табели о рангах.

От "перспективного искусства" к портретам

Первые годы творчества Сергея Зарянко посвящены «перспективному искусству» - изображению интерьеров и пейзажей. Учителем его был знаменитый пейзажист М.Н. Воробьев, обучавший помимо прочих И.И. Шишкина.

Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников
Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников

Свою большую серебряную медаль Академии Зарянко получил за выполнение картины «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников». Современники отмечали блестящее «владение перспективой», уверенную передачу освещения, безошибочное изображение деталей.
Тем не менее, материальное положение художника продолжало оставаться плачевным, и в первую очередь по этой причине он начал давать уроки живописи, а также принимал заказы на создание икон и роспись храмов. В попытках справиться с нуждами семьи и расплатиться с отцовскими должниками он испрашивал у Академии разрешение получить в собственность одну из заказанных ему картин, но получил отказ, правда, в связи с денежными затруднениями Зарянко было назначено небольшое пособие.

С. Зарянко. Внутренний вид Морского Никольского собора в Петербурге
С. Зарянко. Внутренний вид Морского Никольского собора в Петербурге

По свидетельству брата художника Николая, именно работа с интерьерами привела к тому, что Зарянко ослеп и в течение долгого времени восстанавливал зрение. Однако до конца жизни он отчетливо видел лишь одним глазом.
После выставки 1846 года, устроенной Академией, Зарянко обрел славу непревзойденного портретиста. Его изображения певца Петрова и генерала Ломновского поразили публику – настолько живыми казались лица на картинах.

С. Зарянко. Портрет оперного артиста О.А. Петрова
С. Зарянко. Портрет оперного артиста О.А. Петрова
С. Зарянко. Портрет генерала П.К. Ломновского
С. Зарянко. Портрет генерала П.К. Ломновского

С этих пор Зарянко пишет на заказ картины для тех, кто в состоянии их оплачивать – постоянными его клиентами стали члены императорской семьи, в частности, он неоднократно получал заказы на изображение любимого всеми великого князя Николая Александровича.

С. Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича
С. Зарянко. Портрет цесаревича Николая Александровича

Над портретами Сергей Зарянко работал с особой тщательностью – бывало, в течение целого года. Критики отмечали его «верность натуре» - сходство изображения с живым человеком поражало воображение. Тем не менее, по свидетельствам семьи художника, оплачивалась такая работа всегда недостаточно.
Зарянко продолжал преподавание, которое выстраивал в соответствии с требованиями реализма. За свою жизнь Сергей Зарянко получил множество почетных званий – академика, профессора живописи, старшего профессора Московского училища живописи и ваяния.

Итоги жизни и итоги карьеры

В начале пятидесятых годов XIX века Зарянко наконец устроил будущее младших братьев и сестер и создал собственную семью, взяв в жены купеческую вдову Анну Павловну Разоренову. В браке у художника было трое детей.
Тем не менее, ограниченность в средствах сопровождала Зарянко до самой смерти – после женитьбы ему приходилось заботиться об обедневших родственниках своей супруги.

А. Колесов. Портрет художника С. Зарянко
А. Колесов. Портрет художника С. Зарянко

Живописец В.Г. Перов описывал своего коллегу по цеху так: «невысокого роста, рябой, со светлыми, словно совершенно белыми глазами, худой на лицо, худой в теле и чахоточный». Зарянко и в самом деле страдал от чахотки, от которой и умер в 1870 году в возрасте 52 лет.

С. Зарянко. Портрет М.В. Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой
С. Зарянко. Портрет М.В. Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой

За свою карьеру Сергей Зарянко создал около ста портретов – в настоящее время их можно увидеть во многих музеях России и Беларуси, в частности, в Третьяковской галерее выставлены девять картин художника. Журнал «Современник» в 1850 году отмечал, что «глаза на портретах Зарянко до такой степени поражают своею необыкновенною живостью, что, смотря на них, становится как-то неловко, сам опускаешь глаза, не вынося этого пристального, спокойного взгляда…»

С. Зарянко. Т.П. Голицына
С. Зарянко. Т.П. Голицына

Этот эффект получает дополнительную силу благодаря тому, что «оживающие» на портретах лица и фигуры принадлежат теперь людям из прошлого, тем, которых не встретишь в реальности. Тем ценнее наследие этого белорусского художника, выходца из крепостной семьи, обнаружившего и обнародовавшего свой замечательный талант.

Вообще, биографии тех, кто смог пробиться к вершинам творческого искусства, выйдя из крепостных, заслуживают особого внимания и безусловного восхищения.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281118/41445/

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх