Татьяна Петрова предлагает Вам запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»
Вы хотите запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

САЙТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МУДРОГО ВОЗРАСТА

Памяти героев. Как и почему погиб «Курск»

развернуть

Памяти героев. Как и почему погиб «Курск»

"Всем привет, отчаиваться не надо" — предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

.

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный.

Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же "Антеи", подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами "Гранит".

Правда, уже исходная конструкция "Антеев" содержала немало спорных решений. В течение 80-х годов "Антеи" постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Подводные ракетоносцы получали имена по названиям российских городов: "Краснодар", "Иркутск", "Воронеж"…

Десятый "Антей", заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994, получил номер К-141 и название "Курск". В 90-е годы "Курск" нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования.

На возможностях "Курска" сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 году "Курск" ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

При этом единственное спасательное судно флота не получило никаких задач в связи с подготовкой учений, а участвовавший в них водолазный катер не располагал глубоководными водолазами.

При этом задача, поставленная морякам "Курска", вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом "Курск" получил торпеды типа "Кит", которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда "Курска" попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа "Курск" ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений.

12 числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель "Курска" породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно.

В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке.

Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого.

Лодка клюет носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров.

В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Между взрывами прошло 135 секунд.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с "Петра Великого", зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь. Крейсер "Пётр Великий" начал подавать сигналы, вызывая "Курск" на поверхность. Ответа нет.

Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. "Рудницкий" отправляется туда и прибывает около 9 утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

В это время в кормовом отсеке "Курска" мучительно умирали последние моряки. Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для свой жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: "шансов, похоже, немного, процентов 10–20".

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари. Судя по всему, люди пытались связаться с другими частями лодки: телефон для связи между отсеками был подключен к сети.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное — пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы: "В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток".

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остатков экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло. От взрывов и ударов лопнули трубопроводы, и отсек был замаслен весь, а манипуляции морякам приходилось совершать в темноте, в лучшем случае — при свете аварийных фонарей.

Как бы то ни было, случилось то, что случилось. Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых. Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически, к моменту, когда "Рудницкий" появился на месте действия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком.

Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде, чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

В СМИ передавались безумные сообщения, уверявшие, что на подлодку подаются электроэнергия и кислород, а с личным составом налажена связь. Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но вся страна была возмущена.

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь — но ни одного живого человека.

21 числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность.

Подъём "Курска" стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий. Изучались варианты гибели лодки в результате столкновения с другим кораблём, поражение торпедой или ракетой извне, теракт, гибель на мине 40-х годов и, наконец, нештатная ситуация с вооружением.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования "вероятным противником". Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне. Однако в ходе следствия эта версия также отпала.

Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше "Курска" и столкновение — тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате — просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании "Курска". Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию "Курска", на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Чтобы обосновать версию о торпедировании "Курска" американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить "Курск", не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна. Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Следы внешнего взрыва и взрывчатых веществ также не обнаружены. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Предположение о случайном таране "Курска" надводным кораблем имеет очевидное слабое место: такой удар должны были ощутить все, находившиеся на борту уцелевшего корабля.

Что же произошло в реальности?

Судя по известным сведениям, произошёл взрыв "практической" (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на "Курске", применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до 3 тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается.

Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды.

Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

В его пользу говорит ряд обстоятельств. Проверки, проведённые на Северном флоте уже после катастрофы, выявили просто-таки вопиющие нарушения. Уплотнительные кольца использовались вторично, на торпедах обнаружились следы ржавчины, коррозии, многие узлы и механизмы торпед использовались далеко за пределами срока годности.

Вне зависимости от того, была неисправна торпеда или экипаж не имел навыков обращения с ней, отправка "Курска" в море — это безумие. Тем не менее по результатам расследования трагедии "Курска" никто не был привлечён к ответственности.

Евгений Норин


Источник

Памяти героев. Как и почему погиб «Курск»


Опубликовано 12.08.2017 в 21:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Алекс Стрижак
Алекс Стрижак 13 августа, в 07:43 Только слёзы душат...Сколькими жизнями флотских оплачены просчёты адмиралов? Вт мирное время, почти в идеальных условиях... Текст скрыт развернуть
9
Зинаида Высотина
Зинаида Высотина 13 августа, в 08:19 Самое неприятное в том, что полнейшая безответственность рождает следующие явления подобного рода. Текст скрыт развернуть
6
Ирина Янчак
Ирина Янчак 13 августа, в 10:01 Случайно встретили это фото на стене дома на одной из улочек Венеции. Текст скрыт развернуть
6
Олег
Олег 13 августа, в 11:15 Плоды дерьмократической революции Горбачева-Ельцина..... Текст скрыт развернуть
6
Светлана Голубева
Светлана Голубева 13 августа, в 11:42 Вечная память ребятам... Текст скрыт развернуть
9
Галина Смолова
Галина Смолова 13 августа, в 13:06 У меня в семье нет военных,но мне было таак больно.Нестерпимо.Как выдержали родные погибших?
Всех им благ и вечная память героям.
Текст скрыт развернуть
3
просто Валентина
просто Валентина 13 августа, в 14:16 Светлая память погибшим морякам.... Текст скрыт развернуть
3
Dima Petrov
Dima Petrov 13 августа, в 15:04 ШПИОНАЖ Подводная война разведок За что был представлен к званию Героя России Геннадий Лячин?
30 ноября 2011, 18:48 [«Аргументы Недели», Александр КОНДРАШОВ ]
После гибели 118 моряков атомного подводного крейсера «Курск» его командир капитан I ранга Геннадий Лячин посмертно был удостоен звания Героя России. Многие тогда недоумевали: за что? Не за вторую же по человеческим жертвам трагедию в истории отечественного подводного флота? Или за подвиги во время сверхсекретного похода в Средиземное море в августе – октябре 1999 года? Точные ответы на эти вопросы будут даны только через 38 лет. Именно на полвека засекретили вахтенные журналы по этой уникальной автономке. А другие официальные документы слишком скупо рассказывают о том плавании.
И пока над этой операцией дамокловым мечом висит гриф «Совершенно секретно», подводники и разведчики лишь в рамках дозволенного делятся своими соображениями о тайной войне в морских глубинах.
Отклик из Франции
Любой журналист всегда с интересом ждёт откликов на свои материалы. Особенно ценно мнение профессионалов. Обозреватель «АН» обрадовался, когда на экране планшетника появилась улыбающаяся физиономия Сергея Ивановича. Это по скайпу вышел на связь давний знакомый.
– Бонжур, колонель, – Серёга был в своём репертуаре.
Когда двадцать лет назад, вернувшись из длительных загранкомандировок, мы обмывали мои полковничьи погоны, тогда ещё молодой капитан шутливо обращался ко мне на немецкий манер «герр оберст». Потом в зависимости от его страны пребывания слово «полковник» произносилось на разных языках. Сейчас видеозвонок был из Франции.
– По Интернету прочитал твой материал «Шквал «в паутине» паука». В целом нормально, но… – Сергей Иванович, общаясь по скайпу, был, на мой взгляд, порой чересчур откровенен. Он считал, что этот канал связи пока не прослушивается. – Про Поупа и военно-морскую разведку США написано маловато. А ведь это настоящие отморозки. Играют не по правилам. Себя считают этакими морскими джеймсами бондами, элитой разведки. А сами не брезгуют ничем: пытают заключённых на базе Гуантанамо, в России пачками долларов разбрасываются, покупая агентуру. А чуть хвост им прижали, сразу прикидываются невинными овечками. Этот твой капитан Поуп так вообще симулянт. Когда его посадили в Лефортово, американские заступники раструбили на весь мир, что у него редкая форма рака кожи и он доживает в застенках КГБ последние дни. Под давлением Клинтона Путин его помиловал. А вышел шпион на свободу, и все болячки куда-то испарились.
– Чего возмущаешься? – пришлось вопросом прервать этот монолог. – Обычная военная хитрость. Сам знаешь, разведку в белых перчатках не делают.
– Но джентльменские договорённости стараются соблюдать. И убивать – давно уже никого не убивают, – отозвался на мониторе айпада Сергей. – А эти, суки, из-за «Шквала» погубили наших подводников на «Курске».
– Есть доказательства?
– Их с избытком приводит французский режиссёр Жан-Мишель в своём фильме «Курск». Подводная лодка в мутной воде», – ответил Сергей Иванович. – Он был показан на французском телевидении. В фильме утверждается, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». На учениях «Курск» выполнял показательный выстрел модернизированной ракеты-торпеды. Якобы эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». Одна из них столкнулась с нашим атомоходом. А другая, то ли с перепугу, то ли отомстила «Курску» за старые дела, но расстреляла его тремя торпедами.
– А не сгущает ли французский режиссёр краски? Чем же так насолил американцам наш подводный крейсер? – не удержался я от ехидных вопросов.
– Расспроси об этом своих адмиралов. Ты ведь брал интервью у Эдуарда Балтина, – на этом сеанс связи закончился.
Справка «АН»
3 марта 1882 г. приказом министерства военно-морского флота Северо-Американских Соединенных Штатов было сформировано новое подразделение – отдел разведки в бюро навигации, который некоторое время спустя стал Управлением военно-морской разведки (ОНИ – Нейвил Интеллинженс). Эта дата считается днём основания военно-морской разведки Соединённых Штатов Америки – старейшей из всех американских спецслужб.
В 2000 г. военно-морская разведка США «засветилась» два раза – в деле Эдмонда Поупа и вокруг катастрофы АПЛ «Курск». Во время аварии в этом районе находился американский противолодочный разведывательный корабль «Лойял». Его всегда сопровождают 1–3 атомные подводные лодки – противолодочные истребители подводных лодок противника. Используя вертолёты и космические средства обнаружения, «Лойял» эффективно наводит на цель свои противолодочные субмарины-истребители. Именно этот корабль первым 13 августа передал в Пентагон и Управление военно-морской разведки сообщение об аварии на «Курске».
Рассказ адмирала
Ксожалению, Герой Советского Союза Эдуард Дмитриевич Балтин, бывший командующий Черноморским флотом, уже никогда не откроет дверь своей уютной квартиры в доме на Рублёвском шоссе. Три года назад его похоронили на малой родине – в Смоленске. Другие адмиралы на расспросы о средиземноморском походе «Курска» делали каменное лицо и замолкали. И лишь Ярослав Александрович, попросив не называть его фамилии, согласился ответить на вопросы обозревателя «АН».
– Какие задачи выполнял «Курск» в том походе?
Адмирал достал из красной папки какую-то бумагу и сказал:
– Вот единственный рассекреченный официальный документ. Зачитываю выдержку: «В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан I ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России».
– Написано казённо и не совсем понятно: за что же моряки представлены к высоким государственным наградам?
– Лячинцы уже в наше время показали, что российским подводникам по плечу преодолеть фареро-исландский противолодочный рубеж и пройти к западным берегам Европы. Ещё в 50-х годах США разместили по этой «границе» специальную систему SOSUS – приборы на дне океана, фиксирующие шум винтов подлодки. А «Курск» благодаря мастерству экипажа проскочил незамеченным. Тем самым наши моряки доказали, что любую оборону можем прорвать. Нет неуязвимых ПРО и ПЛО. И зря американцы выделяют на них огромные деньжищи. Противолодочная и противоракетная оборона – это миллиарды долларов, выброшенные на ветер.
– Как удалось прорваться через Гибралтар?
– Командующий Северным флотом адмирал Попов про это говорил восторженно: «Это был не прорыв, а песня!» И действительно, это очень узкое место, и шансы проскочить там сверхмощную противолодочную оборону очень невелики. Раньше, в советские времена, Гибралтар подлодки преодолевали, спрятавшись за судном гражданского флота. Шёл какой-нибудь старый сухогруз, тарахтел винтами, а под ним скрытно шла атомная субмарина. Но сейчас это запрещено. Лячину впервые удалось прорваться незамеченным через Гибралтарский пролив самостоятельно. А как он это сделал, ещё долго будет оставаться военной тайной.
– Говорят, в том походе Лячин стал личным врагом американских адмиралов. Кого наказали за прорыв «Курска»?
– Действительно, Гена Лячин, как во время Великой Отечественной легендарный подводник Маринеско, был объявлен личным врагом. Только не фюрера и великой Германии, а Америки и её военно-морской разведки. Он нанёс сокрушительный удар по самолюбию американских адмиралов. Ведь после похода «Курска» сразу несколько видных военно-морских начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей. Кстати, был строго наказан и командир американской подводной лодки «Мемфис», который потерял в Средиземке наш «Курск».
– Правда ли, что после того похода Лячина принимал Путин? Часто ли докладывают президенту подводники?
– На моей памяти это был единственный случай. Как рассказывал потом сам Лячин, президент внимательно выслушал его доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» в Атлантике и Средиземноморье. А мы в Главном штабе ВМФ отмечали в отчёте в Кремль, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких внештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден бросить на поиски нашей лодки все свои силы.
– Сколько денег потратили американцы на поиски «Курска»?
– Только топлива на поиски нашей лодки ими было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.
– Зачем тратить такие деньги? Одна лодка в море не воин. Что мог сделать один «Курск» с 6-м флотом США?
– Вы не поверите но, получив приказ, Лячин вполне мог разгромить 6-й флот США. На вооружении лодки 949-го проекта, каким являлся «Курск», находятся 24 крылатые ракеты типа «Гранит». Они способны прорвать любую корабельную ПВО. Да ещё торпеды с ядерными боеголовками. Когда наша новейшая лодка пришла в Средиземное море, там как раз производилась смена авианосных группировок США и НАТО. Одна уходила на свою базу в Норфолк, другая только пришла. Задача была обнаружить и отследить как первую группу, так и вторую. Экипаж «Курска» их обнаружил. И лячинцы даже условно произвели пять ракетных стрельб: три по одной группировке, две – по другой. В реальности авианосцы, с которых в то время бомбили Сербию, могли быть потоплены.
Мнение эксперта
Капитан I ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН, бывший командир атомной подводной лодки:
– Это была месть. Командир «Мемфиса» не раз получал щелчок по носу от Гены Лячина. В Средиземке американца «выпороли» не единожды за то, что он проморгал российскую подлодку... Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, «Курск» очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным... Чтобы замять скандал, уже 17 августа – на пятый день после катастрофы! – в Москву прилетел инкогнито, на частном самолёте, директор ЦРУ Джордж Тенет...
Текст скрыт развернуть
3
Dima Petrov
Dima Petrov 13 августа, в 15:09 ВЫШЕНАПИСАННАЯ СТАТЕЙКА - ЭТО ЧЬЯ-ТО ЗАКАЗУХА, ЗАМЫЛИВАНИЕ ГЛАЗ ОБЩЕСТВУ!!! Текст скрыт развернуть
2
Надежда Мельникова
Надежда Мельникова 15 августа, в 12:18 Очень тяжело вспоминать. Как противно, когда из-за чьей-то халатности гибнут лучшие из лучших. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 10
Тува - союзник СССР.  Они не…

Тува - союзник СССР. Они не брали немцев в плен...

1 ноя 16, 22:04
+162 15
Мегалиты Приморья. Гора Пидан.

Мегалиты Приморья. Гора Пидан.

20 ноя 16, 22:02
+22 7
Предатели Родины

Предатели Родины

8 ноя 16, 23:54
+21 46
РОМАНТИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ, КОТОР…

РОМАНТИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ, КОТОРЫЕ СОГРЕЮТ ДУШУ ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ

9 окт 16, 22:38
+21 5
САМЫЙ ОКЛЕВЕТАННЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ.

САМЫЙ ОКЛЕВЕТАННЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ.

20 окт 16, 22:21
+19 8
КАК  ЖИЛА СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

КАК ЖИЛА СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

1 ноя 16, 22:07
+18 34
МАТРЁШКА — СИМВОЛ РУСИ И САК…

МАТРЁШКА — СИМВОЛ РУСИ И САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

27 ноя 16, 23:09
+17 20
"Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ..." -…

"Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ..." - ИГОРЮ ТАЛЬКОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 60

4 ноя 16, 23:12
+17 4

Поиск по темам блога

Последние комментарии

Ирина Лащенова
просто Валентина
Спасибо. Интересно.
просто Валентина Лечебные свойства бересты.
просто Валентина
просто Валентина
radiofree RF
Остапы Бендеры вне закона.
radiofree RF В столице растет число обманутых бабушек, набравших займы на миллионы рублей
♔♡Вер@♡♔ Удачи!
♔♡Вер@♡♔ Удачи!
Лариса Иванова
*
Лариса Иванова СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО...
Татьяна Петрова
Yadviga Korotina (Николаева)
Светлая и вечная память лучшему из лучших кумиров!
Yadviga Korotina (Никола… СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО...
Елена Мария
Соболезнования семье и близким.
Елена Мария СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО...
Елена Алексеева
Лана Nik
Светлая и вечная память кумиру миллионов!!!! Очень жаль...
Лана Nik СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО...
Татьяна Петрова
Елена Алексеева
Наталия Кузнецова (Мунштукова)
вера долголева
Татьяна Петрова
Аристарх Гаранов
Тамара Василёк
Спасибо, попробую реанимировать любимый берет.
Тамара Василёк КАК ОТБЕЛИТЬ ШЕРСТЯНУЮ ВЕЩЬ
Тамара Коротова
Людмила Ханалиева
просто Валентина
просто Валентина
просто Валентина
Спасибо.
просто Валентина Почему диабет стал эпидемией и как от него уберечься
просто Валентина
Надо попробовать отбелить белый платок-паутинку. Спасибо.
просто Валентина КАК ОТБЕЛИТЬ ШЕРСТЯНУЮ ВЕЩЬ
Игорь Сивов
vlv vlv
татьяна ломакина
Не пойму? Почему в раковину? Что тазика нет?
татьяна ломакина КАК ОТБЕЛИТЬ ШЕРСТЯНУЮ ВЕЩЬ
Николай Арзамасцев