На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    А вот потому и не взяли, что маразм-шизанутость за ней давно наблюдали.Избавиться и забыть
  • Олег Самойлов
    Мадам anna_n8mailru Надежда Антошкина могла бы назвать пару-тройку НАШИХ товарищей, родных россиян, кто бы трудился З...Мрачные прогнозы ...
  • Андрей Корольков
    А что, Армения ещё существует? Я думал, что Пашиняна пристрелили после предательства Карабаха , а все армяне слились ...Пашинян пытается ...

Хорошо ли мы знаем свою страну

Участники гонок на тазиках в Красноярске. Фото: Виктор Хребтов / ТАСС

Участники гонок на тазиках в Красноярске

 

Что сибиряки думают о жителях Москвы, Санкт-Петербурга и европейской части России

Сибиряки часто жалуются, что в европейской части России их воспринимают стереотипно, не представляя, как устроена реальная жизнь в таежном краю. Школьный учитель географии Вадим Лужнин провел исследование и выяснил, что сами сибиряки знают о россиянах из западных регионов страны. О результатах своего исследования Вадим Лужнин рассказал «Русской планете».

— Вадим Евгеньевич, что подтолкнуло вас к исследованию?

— Я родился и вырос в Красноярске. Учился тоже здесь, в нашем вузе. Так уж сложилось, что впервые за пределы края выбрался уже взрослым человеком. И, попав в Москву, был страшно удивлен, что о сибиряках ходит множество мифов.

Как оказалось, жители столицы практически ничего не знают о Сибири, о нашей жизни здесь. Помню, как меня огорошили просьбой завезти посылку в Хабаровск. Я в ответ вежливо уточнил, что живу в Красноярске. Мне ответили: «Ну и что, это же совсем рядом». Я не знал, плакать мне или смеяться.

В последующие годы я часто бывал на семинарах в Москве, Санкт-Петербурге, многих других городах европейской части России. И каждый раз убеждался, что мой первый вывод правилен. Там действительно многие верят, что в Сибири по улицам ходят медведи, что у нас нет уличного освещения и многоэтажных домов, трамваев и троллейбусов. Верят, что мы все поголовно питаемся пельменями и ездим на джипах с правым рулем. Однажды мне вполне серьезно предложили не пугаться, потому что сейчас мы поедем на лифте. А каждый раз, когда мне нужно уточнить что-нибудь у московских коллег, они начинают рассказывать, что есть такая программа — Skype, и если у нас есть интернет, я могу ею воспользоваться... И смех и грех.

— Мне как-то раз в Москве пытались объяснить, что сейчас мы будем есть такие шарики из водорослей и риса с сырой рыбой — они похожи на блины с начинкой, порезанные ножом…

— Думаю, с подобными ситуациями сталкивался каждый красноярец, когда общался с жителями Москвы и Петербурга. Я десятки раз слышал жалобы, что в столице Сибирь воспринимают, как в «Грозе» Островского. Помните, там Феклуша рассказывает: «А есть еще земля, где все люди с песьими головами…».

Особенно обидно, что самые дикие стереотипы распространены не только на обывательском уровне. На прошлой конференции в Москве, когда узнали, что я из Красноярска, то задали мне всего два вопроса. Ни за что не угадаете, какие. Первый: «За что вы туда попали»? И второй: «А когда вам будет можно оттуда уехать?» Оказывается, адекватные, образованные люди искренне убеждены, что в Сибири нельзя жить по собственной воле!

А задуматься, что сибиряки знают о жителях европейской части России, насколько соответствует истине наше стереотипное представление о них, меня заставил такой случай. Мы с женой решили, что Турция с Египтом надоели, пора проехать по Европе. Летели через Москву, остановились у дальних родственников жены. Стали их расспрашивать, где нужно обязательно побывать во Франции, Италии, Испании, какие блюда и в каком ресторане стоит попробовать… Хозяева дома слушали нас с мрачным видом. А потом объяснили, что еще ни разу не были за границей. Я был поражен. Ведь сибиряки уверены, что все без исключения москвичи каждые выходные отправляются в новую страну. Мол, это от нас все далеко и дорого, а у них так принято, они весь мир уже объехали. Именно тогда я понял, что мы и сами живем в плену стереотипов. И мне захотелось выяснить, каких.

— В вашем исследовании приняли участие более тысячи респондентов из Красноярска. Как вам удалось добиться такого охвата?

— Честно признаюсь: злоупотребил своим служебным положением. Проводил анкетирование среди учеников старших классов нашей школы, среди их родителей. Коллеги тоже заинтересовались, помогали добирать нужный материал. Совместными усилиями удалось составить вполне репрезентативную подборку.

— Неужели среди такого количества участников не нашлось ни одного, кто воспринимал бы жителей европейской части России адекватно?

— Я не ставил перед собой задачу оценить, насколько стереотипные представления красноярцев о жителях Москвы, Петербурга и других городов соответствуют действительности. Для этого нужно как минимум точно знать, какова она, эта действительность. Моей задачей было выяснить, какой образ жителей столиц и европейской части страны живет в массовом сознании сибиряков. Подчеркну: не насколько этот образ верен, а каков он.

Есть еще один важный методологический момент. В результатах моего исследования представлен усредненный образ. Так сказать, средняя температура по больнице. 20% ответов, которые не совпадали с большинством — остальными 80%, я просто отсекал. Поэтому совсем не обязательно, что каждый красноярец разделяет те стереотипы, которые у меня описаны. Но возьму на себя смелость утверждать, что большинство думает именно так.

— Давайте перейдем к конкретике. Итак, как среднестатистический красноярец представляет себе жизнь типичного москвича?

— Это сказочная жизнь! Во-первых, красноярцы свято верят, что большинство коренных москвичей нигде не работают. Они сдают свои квартиры в аренду, а на полученные большие деньги путешествуют по миру. Домой они возвращаются исключительно затем, чтобы получить очередную толстую пачку денег и снова уехать к теплому морю.

Отдыхающие москвичи на пляже в Серебряном бору

Отдыхающие москвичи на пляже в Серебряном бору.

Правда, есть и другие москвичи — те, кто приехал покорять столицу из провинции. Их коренные жители не любят, упрекают, что «понаехали тут». Они как раз поначалу вынуждены много работать, но через пару-тройку лет превращаются в коренных и сами начинают с презрением относиться к вновь прибывшим.

Работают москвичи исключительно в офисах. Ни один из них никогда не станет трудиться на стройке или на заводе. Для этого есть гастарбайтеры — именно они выполняют все непрестижные или тяжелые обязанности.

До работы типичный москвич добирается как минимум четыре часа туда и столько же обратно. Из-за огромных пробок пользоваться автомобилем практически бесполезно, но от них все равно не отказываются — так положено.

Все без исключения москвичи получают белую зарплату, у них огромные отпуска и соцпакеты. В офисах есть тренажерные залы, на обед привозят бесплатную еду за счет фирмы. Строго запрещен харассмент — нельзя даже подать руку коллеге противоположного пола.

Уровень доходов в столице отличается от красноярского в несколько раз. За такую же точно работу, за которую красноярец получает 20 тыс., москвичам платят как минимум 100. Если зарплата меньше 50―60 тыс., то жители столицы за нее никогда не возьмутся. Многие получают зарплату в долларах, поэтому им плевать на кризис.

Успешность продвижения по карьерной лестнице почти полностью зависит от того, как человек выглядит. Поэтому все свободное время москвичи тратят на фитнес-клубы, бассейны, косметологов и походы по дорогим бутикам. Единственный вариант отдыха — всю ночь протусить в клубе с коктейлями. Кстати, все без исключения сибиряки уверены, что они запросто перепьют жителей любой другой части страны.

На природе, по убеждению красноярцев, москвичи не бывают никогда. Если они попадут в лес, то сразу заблудятся и не будут знать, что им делать. Не сумеют разжечь костер, приготовить еду. Собирать грибы и ловить рыбу они не умеют в принципе и никогда и не пробовали этим заниматься. Зато каждый из них побывал в десятках стран. Москвичи прекрасно говорят по-английски и знают, как вести себя на распродаже в Милане.

Женятся жители столицы только по расчету, ради карьеры или денег. Просто так никто узаконивать отношения не будет, потому что «пробные» браки стали нормой и никого не удивляют.

Настоящих дружеских связей в Москве не отыщешь — там не умеют посидеть и поговорить по душам, не придут другу на помощь, если он попал в беду. Ситуация, когда вечером знакомые звонят тебе в дверь и приносят ведро ягоды с дачи, причем не за деньги, а просто так, в Москве невозможна в принципе.

Почти у всех московских семей в квартирах дизайнерский ремонт, на каждого члена семьи приходится по дорогой машине. У всех есть либо шикарный особняк под Москвой, куда можно уехать на выходные, либо вилла на берегу моря в Испании. Бедных москвичей не бывает.

Кроме того, сибиряки уверены, что жители столицы серьезно проигрывают им не только в душевности и бескорыстности, но и по культурному уровню. Они не читают книг, не посещают театры и музеи. Единственное их увлечение — это ходить по клубам и готовить замысловатые блюда из экзотических продуктов.

― Да уж, образ явно окрашен в оттенки зависти… А каков типичный житель культурной столицы?

― Здесь негативных стереотипов меньше, да и образ в целом менее детализован — с петербуржцами красноярцы пересекаются нечасто.

По мнению сибиряков, коренные жители Северной столицы делятся на два больших класса. Одни ходят по музеям, могут часами рассуждать о Бродском или Ахматовой, вести высоколобые и непонятные разговоры о тонкостях этикета. Они живут в огромных квартирах, уставленных антикварной мебелью, по вечерам выгуливают вдоль Фонтанки маленьких собачек и периодически устраивают светские приемы.

Вторая группа — это типичные болельщики «Зенита». Неформалы, бунтари, нонконформисты со всеми вытекающими. Среднего не дано. На эти две группы жители Санкт-Петербурга делятся по возрасту.

Болельщик футбольного клуба «Зенит»

Болельщик футбольного клуба «Зенит».

Красноярцы верят, что петербуржцы высокомерно относятся к жителям всех других городов, сознательно культивируют свою «самость», всячески подчеркивают культурный уровень. Но к гостям города относятся доброжелательно — всегда подскажут, как пройти в нужное место, в то время как москвичи этого не сделают.

По уровню доходов Санкт-Петербург намного ближе к Красноярску, поэтому его жители по заграницам не разъезжают. Зато на все выходные уезжают в Финляндию, где у каждой семьи есть своя дача.

— А что думают красноярцы о жителях средней полосы, Урала?

— Как выяснилось, почти ничего. Есть только очень смутные, обобщенные представления. Например, что в средней полосе очень медленная жизнь. Там живут бедно, почти как в советское время. Никуда из своих маленьких городков не выезжают. Годами ничего не меняется.

На Урале встречаются суровые челябинские мужики, но и им не тягаться с сибиряками. На юге все занимаются своими садами и делают вино. На севере — ловят рыбу и охотятся. О конкретных городах почти ничего не знают. Почти единственное исключение — Волгоград, про героическую оборону которого в годы Великой Отечественной войны помнят все.

Когда я обнаружил, что у сибиряков нет даже стереотипов о жителях европейской части России, я провел несколько простых экспериментов в классах, где преподаю. Составил список самых крупных городов и попросил назвать, чем они знамениты. В ответ услышал только невнятное мычание. Тогда я попросил расставить города на географической карте. Результаты поразили. Архангельск переехал в Тюмень, Новгород — в Кубань, а Екатеринбург стал пригородом Москвы. Третий эксперимент был такой: нужно было выбрать из предложенных вариантов город, в котором делают знаменитые кружева, или город, прославившийся своими танками. Как вы уже догадываетесь, правильных ответов практически не было. Отсюда вывод: сибиряки почти ничего не знают обо всех городах по ту сторону Урала, за исключением столиц.

— Наверное, причина в том, что вы проводили опрос среди старшеклассников. Их родители наверняка знают больше…

— Если бы! Результаты почти такие же, я проверял. Есть подозрение, что больше знают о жизни в других городах России только бабушки и дедушки нынешних старшеклассников. Они выросли в Советском Союзе и много путешествовали по стране. А сейчас это дорогое удовольствие — дешевле слетать в Турцию или Египет. В другие города России попадают или по работе, или в гости к родственникам. Очень надеюсь, что сейчас, с падением рубля, у нас наконец-то начнет развиваться внутренний туризм, мы больше узнаем друг о друге и перестанем жить дурацкими предубеждениями. На просветительскую роль масс-медиа рассчитывать не приходится — там тиражируется все тот же обывательский стереотип. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх