Потеря, с которой невозможно смириться
Владимир Меньшов и Вера Алентова с дочерью Юлией
Вера Алентова и Владимир Меньшов прожили вместе почти 58 лет и привыкли все беды и радости делить пополам. И заболели они тоже одновременно. Вот только актриса сразу согласилась на госпитализацию, а режиссер еще несколько дней боролся с болезнью дома. А в конце июня 2021 г. все же попал в больницу, с двусторонней пневмонией и третьей стадией дыхательной недостаточности. К сожалению, все усилия медиков оказались тщетными.
Первой о том, что Владимира Меньшова больше нет, узнала его дочь. Юлии Меньшовой позвонили в шесть утра из больницы. Первое, о чем она подумала, – как об этом сказать матери. Вера Алентова сама на тот момент находилась в больнице, и Юлия очень переживала за ее состояние. А больше всего она боялась того, что эту новость мать узнает от журналистов.
Юлия Меньшова не хотела будить ее звонком. Она подождала, пока мать проснется, и успела первой сообщить ей эту страшную новость. Алентова приняла это очень стойко. Она до сих пор старается держать себя в руках, хотя это дается ей очень непросто. Они с дочерью не позволяют себе показывать друг другу слезы и стараются дома не говорить на эту тему.
«Мы не очень погружаемся в эту тему. Если о ней начинать говорить, то тогда мы обе будем плакать. Мы старается этого не делать… Если мы начнем друг на друге замыкать эту энергию, мы вообще не остановимся. Надо как-то друг друга беречь, поэтому на этом тонком льду чрезвычайно аккуратно. Именно в этой теме», – признается Меньшова.
Театр как призвание и спасение
Владимир Меньшов и Вера Алентова с дочерью Юлией | Фото: newrezume.org
Спасением для актрисы стала работа. Едва оправившись после болезни, Алентова вернулась в театр. Уже 11 и 12 августа 2021 г. она решила снова выйти на сцену в запланированных спектаклях «Семейка Краузе» и «Ложные признания» в Московском драматическом театре им. А. Пушкина. Реакция публики была неоднозначной.
В соцсетях на вдову режиссера обрушилась волна критики: мол, как она могла, не дождавшись даже 40 дней с момента ухода супруга, снова развлекать публику на сцене! Ее призывали соблюсти траур, вместо того, чтобы оказать актрисе поддержку. Тогда за нее вступились ее друзья и коллеги. Художник Никас Сафронов обратился к публике и призвал остановить травлю в соцсетях.
«Работа – это спасательный круг для нее... Когда в дом актера приходит беда, он не может оставаться без работы. Именно искусство спасает таких людей от всех бед и неприятностей, дает возможность на время забыть свою боль, помогает выкарабкаться из горя – а не тонуть в нем, забыв про жизнь, про близких, про свое дело. Работа дает творческому человеку возможность жить и дышать полной грудью… Наоборот, сейчас все должны говорить Вере: «Иди играй, работай, отвлекайся! Выкарабкивайся из своей беды, живи дальше». Я думаю, что Володя ей сказал бы так же», – заявил Сафронов.
Слезы, которых никто не видит
Владимир Меньшов и Вера Алентова | Фото: vokrug.tv
Алентова все же вышла на сцену и блестяще справилась со своей ролью, еще раз доказав зрителям, что ее не зря называют легендой Театра им. А. Пушкина. На этой сцене она выступает с 1965 года, с момента окончания Школы-студии МХАТ, и с тех пор сыграла немало ярких ролей. Именно театр Алентова всегда называла своим главным призванием. Даже свой юбилей актриса встретит на театральной сцене – 21 февраля она сыграет главную роль в новом спектакле «Мадам Рубинштейн», премьерный показ которого состоялся недавно. Зрителей восхитил ее новый образ.
Недавно актриса призналась, что до сих пор не может смириться с уходом супруга, но демонстрировать свои эмоции на публике она не намерена. «Меня никто никогда не видел – что бы у меня ни случилось – с грустной физиономией в театре! Я вышла на открытие сезона играть спектакли, когда Володи не стало. И играла все спектакли – и комедийные в том числе. «Ах, как она могла – 40 дней не прошло!» – да, не прошло, а я вышла играть спектакли. Потому что я должна! Я не могу подвести театр и сказать: «Вы знаете, у меня не прошло 40 дней», – сказала Алентова.
Ее обвиняли в черствости, но лучше всего о ее настоящих чувствах к ушедшему супругу говорит тот факт, что актриса не только не стала корить своих недоброжелателей, но вместо этого призналась им в любви. Алентова говорит: «Я их за это очень любила – за то, что они меня осуждали. Потому что это была абсолютно искренняя любовь к Володе». Отношение публики к режиссеру для нее намного более важно и ценно, чем отношение к ней самой.
Книга откровений
Вера Алентова на презентации своей книги *Все не случайно*, 2022 | Фото: starhit.ru
Накануне своего 80-летия актриса представила на суд публики автобиографическую книгу «Все не случайно», над которой работала последние 2 года. Впервые ей предложили написать о себе еще после выхода фильма «Москва слезам не верит», но тогда она отказалась – не чувствовала, что имеет моральное право браться за мемуары, ведь еще так мало сделала.
6 лет назад издательство предложило им с Меньшовым выпустить мемуары. Супруги решили, что сначала свою книгу напишет режиссер, а следом за ним – актриса. Но у него работа не заладилась, и Алентова начала писать сама. Когда 2 года назад временно закрыли все театры, актриса воспользовалась этой паузой, уехала на дачу и принялась за работу.
Единственное, о чем она позже жалела, – это то, что ее супруг не написал свою книгу: «Володя не успел, потому что снимал к 100-летию ВГИКа фильм… Но он много чего успел! А мы с Юлей, конечно, завершим все остальное. Кстати, муж даже прочитал мои воспоминания. И подумал, что, может быть, он успеет и мы сможем издать вместе. Но получилось так, как получилось».
В этой книге Вера Алентова поделилась воспоминаниями о своем детстве, о любимых ролях, откровенно рассказала о самом сокровенном и ответила на те вопросы, которые часто слышала от поклонников. Она не утаила даже информации о пластических операциях, за которые в последние несколько лет ее не критиковал только ленивый.
Актриса призналась, что четыре раза прибегала к помощи хирургов перед новой ролью, и результат всегда был отличным. А потом она согласилась на процедуру в другом городе. Врач работал по собственной «уникальной» методике, которая в результате изменила черты лица Алентовой до неузнаваемости. С последствиями пришлось бороться на протяжении двух лет.
Предупреждая возможные обвинения в излишней откровенности, во время презентации книги актриса заявила: «Когда ты проживаешь такую длинную жизнь и у тебя есть возможность оглянуться назад, понимаешь, что все случилось неслучайно. Это искренняя книга. Дойдя до определенного рубежа в возрасте, странно что-либо скрывать. Неразумно и неверно. Потому что, может, кто-то попозже заинтересуется такой актрисой. Есть внуки, возможно, скоро появятся правнуки – и им станет интересна моя жизнь. А интересна жизнь только тогда, когда она правдивая. Поэтому там много неприятных вещей для меня, но тем не менее – это все правда».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210222/52656/
.
«Это странно, но приятно». Вера Алентова — о прожитом и сыгранном
К 80-летию Веры Алентовой, которое она празднует 21 февраля, её родной Театр им. Пушкина преподнес актрисе самый лучший подарок — спектакль-бенефис «Мадам Рубинштейн» по пьесе австралийского драматурга Джона Мисто в постановке худрука театра Евгения Писарева.
Это история о Хелене Рубинштейн, основательнице могущественной «империи красоты». Властная, упорная, не боявшаяся экспериментов и открытых конфликтов, она всего добилась сама. Вера Алентова, сыгравшая мадам Рубинштейн, собственно, и сама такая — упорная, умеющая настоять на своём. Она давно сформулировала для себя принципы жизни и старается следовать им всю жизнь. И всю жизнь учится — у зрителей, у коллег, у близких
О возрасте
Интереснейшая вещь возраст. Он дает, как ни странно, много хорошего. Начинаешь понимать, что счастье — это ведь не постоянная величина. Счастье может быть просто от того, что солнце, что день замечательный. Помню, в молодости я как-то поехала на гастроли. В группе был актер в возрасте из Камерного театра. И он восхищался: «Вы посмотрите, какое дерево прекрасное». Одна молодая актриса смотрела-смотрела, а потом говорит: «Я не понимаю, ну дерево и дерево». Когда ты постарше — вот эту прелесть иначе видишь. Во-первых, у тебя есть время это разглядеть. И порадоваться. Бывают небольшие радости, но они доставляют покой и счастье. Их очень много, счастливых мгновений, если замечать их.
Раньше я судила о счастье глобально. «Она счастлива в браке», «она счастлива в профессии». Я вообще максималистка. А сейчас понимаю: счастье — такая неуловимая вещь. Помню, несколько лет назад я поехала в Вену — я там не была до этого. У нас холодно, а там было так тепло и можно было ходить без ничего. И город изумительный. И мне удалось попасть в Венскую оперу. Это же счастье!
Хотя, конечно, возраст несёт с собой потерю каких-то ролей. Статусных ролей — я бы так сказала. На этот возраст пишут очень мало. Важно, чтобы это была роль, которая тебе годится по возрасту. И чтобы она была тебе интересной. Чтобы ты был интересен режиссёру. К великой радости, к моему юбилею мне выдалось сыграть интереснейшую героиню. Роль сложная. Хотя я думаю, что любая работа, если ей заниматься всерьез, нелёгкая.
О профессии
Спектакли бывают разные. Это может быть комедия, когда нужно, чтобы умирали в зрительном зале от хохота, это может быть драма. После спектакля нужно, чтобы каждый что-нибудь своё понял. И что-нибудь своё вынес. Потому что люди приходят в театр всегда за чем-то, мне так кажется. Глубоко их волнующим и, может быть, даже не вполне осознанным. Для меня, как для актрисы, очень важно рассказать историю так, чтобы это была история про каждого сидящего в зрительном зале. Самое сложное в работе — сократить эту дистанцию между зрительным залом и собой, сделать своего героя по-человечески понятным. Потому что от всего непонятного мы отстраняемся. Мы любим то, что мы знаем, что мы понимаем.
О детстве
В моем детстве не было такого расслоения в обществе, как сейчас. И даже если кто-то был более обеспечен, это не выпячивалось. Все носили школьную форму. И это правильно — дети должны быть одинаковы. Иначе бедная девочка может сказать: «Вот, у нее такое платьице, а у меня такого платья нет». Юля училась в двух школах. Когда я пришла в одну школу и увидела, что у одной девочки серьги в ушах, чуть ли не кольцо в носу с бриллиантом, я подумала, что это бред. Честно говоря, я считаю, что её родители не вполне правы, если мне вообще дано право высказаться на эту тему.
Когда я училась, такого не позволялось. И это было верно, это было обосновано тем, что разные заработные платы у родителей. А в наше время, когда есть олигархи, а есть совсем бедные люди, как быть-то? Материальное положение мамы и папы не должно на детской психике никак отражаться.
Многие, когда слышат о моих детских годах, говорят: ай, какое тяжелое детство. Но детство не бывает тяжелым, оно всегда прекрасно, потому что оно детство. Даже те горести, которые у тебя бывают, пролетают мгновенно, ты их не замечаешь. Если это, конечно, не алкоголизм и не шизофрения родителей и т. д
Когда я была маленькой, мы жили очень трудно, бедно. Всегда. Но тогда все жили очень сложно. Страна жила тяжело. И знаете, что я вам скажу? Бедность — прекрасный воспитатель. Дети очень быстро взрослели.
Гораздо сложнее, когда ты живешь хорошо и можешь позволить ребенку купить игрушку, которую он хочет, сохранить его хорошим человеком. Чтобы он понимал: не всё нужно покупать, что видишь. Чтобы он понимал, что деньги зарабатываются трудом. Я никогда не просила маму что-то мне купить. И Юля никогда не просила меня об этом.
Свою маму я обожала. Были ли у меня на неё обиды, спрашиваете? Были. Но я их сумела изжить. Сумела даже ей об этом не сказать. Наши детские обиды мы умеем простить, когда становимся взрослыми и когда у нас свои дети появляются. А так ошибки у каждого есть. Это нормально, что мы ошибаемся — мы все не ангелы, а живые люди.
О фильме «Москва слезам не верит»
В чем секрет успеха картины «Москва слезам не верит», спрашиваете? Как я для себя определила, там заложен генетический код. Наш. Нации. Не национальности. Это фильм про каждого зрителя. Там представлены все слои общества и все возрасты и каждый узнает свою маму, свою сестру, брата... «Это так, как у меня», а не «Это история про них». Вот чтобы история была про меня, для меня было тоже очень важно. Я рада, что этот фильм смотрят до сих пор: рождается новое поколение, и они не знают всех тех дрязг, которыми был окружен выход картины «Москва слезам не верит». Они просто смотрят этот фильм и относятся к нам, как к классикам. Что странно, но приятно.
Свежие комментарии