Прерванный путь Веры Глаголевой: Чего не успела сделать «женщина без возраста»

31 января могло бы исполниться 63 года известной актрисе и режиссеру, народной артистке России Вере Глаголевой, но полтора года назад она ушла из жизни. Ее внезапный преждевременный уход для многих стал потрясением – немногие знали о том, что она тяжело больна. Многие планы остались нереализованными, а проекты – незавершенными.

Чего не успела Вера Глаголева, и о чем она жалела в последние дни.

Актриса в юности | Фото: kino-teatr.ru

Актриса в юности

У нее не было профессионального актерского образования. На «Мосфильм» она попала случайно, за компанию с подругой.

В очереди в буфет ее заметил оператор фильма «На край света» и пригласил на пробы.

Ее кинодебют состоялся в 18 лет, и первый же фильм стал для нее судьбоносным не только в творческой, но и в личной жизни – с этого момента ее кинокарьера пошла на взлет, а на съемочной площадке Глаголева встретила своего будущего мужа – режиссера Родиона Нахапетова.

Вскоре после съемок они поженились. У пары родилось две дочери.

Актриса в юности | Фото: trud.ru
Актриса в юности

Немногие знали о том, что Вера Глаголева – мастер спорта по стрельбе из лука. Она сама говорила о том, что это увлечение в юности во многом сформировало ее характер, сделало выносливой и целеустремленной.

Многие обращали внимание на то, что у этой хрупкой девушки был очень сильный характер, и в сочетании с невероятной искренностью и трогательностью это стало ее главным козырем как актрисы.

Во многих фильмах Вера Глаголева снималась без грима – на него у актрисы была аллергия, но ее простота, непосредственность и естественность в кадре завораживали зрителей.

Ей даже никогда не предлагали сыграть отрицательных персонажей – с ее внешним обликом это никак не сочеталось. И в зрелом возрасте Вера Глаголева великолепно выглядела, и ее знакомые называли ее «женщиной без возраста».

Кадр из фильма *В четверг и больше никогда*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *В четверг и больше никогда*, 1977

Кадр из фильма *Не стреляйте в белых лебедей*, 1980 | Фото: kp.ua
Кадр из фильма *Не стреляйте в белых лебедей*, 1980

Родион Нахапетов очень ревностно относился к съемкам жены у других режиссеров, сопровождал ее в киноэкспедиции, когда она снималась у Анатолия Эфроса.

Тогда Глаголева так впечатлила знаменитого режиссера, что он пригласил ее в свой театр, но она вынуждена была отказаться. Об этом решении она позже очень сожалела, ведь это был прекрасный шанс начать театральную карьеру, и этот шанс она упустила.

Позже Глаголева признавалась: «Я поступила как полная идиотка: лучший театральный режиссер Москвы просит все-таки подумать над его предложением, а я мямлю, что у меня ничего не получится».

Вера Глаголева в фильме *О тебе*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru
Вера Глаголева в фильме *О тебе*, 1981
Кадр из фильма *Выйти замуж за капитана*, 1985 | Фото: kp.ru
Кадр из фильма *Выйти замуж за капитана*, 1985

Доказать свою творческую независимость от мужа ей удалось в фильме «Выйти замуж за капитана», который принес ей первую настоящую славу и звание лучшей актрисы года. А дальше, от фильма к фильму, она все больше набиралась опыта, взрослела, менялась, и все меньше хотела во всем подчиняться мужу.

Из-за этого в их семейной жизни произошел разлад. В конце 1980-х гг. Нахапетов уехал в Америку, а Глаголева с детьми осталась в СССР.

Там у него появилась другая женщина, и спустя 14 лет совместной жизни одна из самых красивых пар советского кинематографа распалась.

Вера Глаголева в фильме *Выйти замуж за капитана*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru
Вера Глаголева в фильме *Выйти замуж за капитана*, 1985
Кадр из фильма *Искренне ваш*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Искренне ваш*, 1985

Актрисе очень хотелось доказать – в первую очередь самой себе, что она одна не пропадет. Это стало стимулом для того, чтобы попробовать свои силы в другой сфере.

Так Глаголева стала режиссером. В 1990-х гг., когда старый кинематограф умирал, она начала снимать кино о судьбах безработных актеров.

Фильм «Сломанный свет» стал ее режиссерским дебютом.

А вскоре она нашла счастье и в личной жизни. В 1991 г. на кинофестивале в Одессе Вера Глаголева познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским, который стал ее вторым мужем и отцом третьей дочери.

Вера Глаголева и Александр Абдулов в фильме *Сошедшие с небес*, 1986 | Фото: kp.ua
Вера Глаголева и Александр Абдулов в фильме *Сошедшие с небес*, 1986
Вера Глаголева была мастером спорта по стрельбе из лука | Фото: 24smi.org
Вера Глаголева была мастером спорта по стрельбе из лука

Как режиссер Глаголева успела снять 7 полнометражных фильмов. Ее фильм «Одна война» вошел в программу нескольких международных кинофестивалей, получил несколько наград, в том числе приз за режиссуру в Монте-Карло. Однако из-за постоянной занятости на съемках Глаголева не могла уделять много времени своим дочерям, о чем, конечно, жалела. Но понимала, что без своего дела она жить уже не сможет.

Вера Глаголева на съемках своего фильма *Одна война* | Фото: 24smi.org
Вера Глаголева на съемках своего фильма *Одна война*
Вера Глаголева и ее второй муж, Кирилл Шубский | Фото: kp.ru
Вера Глаголева и ее второй муж, Кирилл Шубский

Свой 7-й фильм «Глиняная яма» Глаголева сняла в рекордные сроки – всего за 3 недели. Она торопилась, так как уже знала о том, что серьезно больна – у нее был рак желудка. Оставаясь верна себе, последние дни Вера Глаголева отдала работе – ей очень хотелось завершить начатое. Но этот фильм пришлось доделывать ее коллегам уже без нее. Последнее, что она успела сделать, – побывать на свадьбе своей младшей дочери. Через месяц, 16 августа 2017 г., ее не стало.

Актриса и режиссер Вера Глаголева | Фото: rg.ru
Актриса и режиссер Вера Глаголева
Вера Глаголева с дочерьми | Фото: kino-teatr.ru
Вера Глаголева с дочерьми

Известие о ее преждевременном уходе для многих стало шоком – она до последнего никому не говорила о своей болезни и во всех интервью уверяла, что просто устала на съемках фильма.

Даже оператор Александр Носовский, с которым она работала над своим последним фильмом «Глиняная яма», не подозревал о надвигающейся беде: «Я и не знал, что у Веруни такая серьезная болезнь, сейчас просто в шоке.

Она мне за четыре дня до смерти звонила. Мы обсуждали, что осталось в нашем фильме доснять. Планировали поработать в конце сентября в Казахстане.

Не знаю, что теперь будет с картиной. Вера очень ждала этих видовых съемок. Она хотела, чтобы лента получилась визуально красивой. Она и сама до последнего оставалась красавицей, хорошо выглядела. Не верю, что ее нет. Не верю…».

Этот фильм вышел на экраны только осенью 2018 г. под названием «Не чужие».

Вера Глаголева с актером Дмитрием Кривочуровым на съемках своего последнего фильма *Глиняная яма* | Фото: trud.ru
Вера Глаголева с актером Дмитрием Кривочуровым на съемках своего последнего фильма *Глиняная яма*

Возможно, Вера Глаголева не успела реализовать свой потенциал на театральной сцене и завершить все свои кинопроекты, но ей удалось главное – оставить память о себе в сердцах миллионов зрителей и продолжение себя в трех дочерях.

Народная артистка России Вера Глаголева | Фото: 24smi.org

Народная артистка России Вера Глаголева

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх