На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Великая Страстная неделя


- Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной.

Первые три дня (понедельник, вторник или среда) мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа.

Среда — это день воспоминания предательства Иуды, ближайшего ученика Спасителя, который, тем не менее, в сердце своем вынашивает замысел совершить это злодейство. При всей значимости первых трех дней Страстной недели, несомненно, главнейшими являются три последующих.

Великий Четверг — это день, когда Христос вместе со своими учениками и для них, и для всех, кто будет носить имя христиан впоследствии, устанавливает то, что станет центром жизни исторической христианской церкви на протяжении двух тысяч лет и будет таковым, как мы верим, во всю земную историю.

Таинство, которое называется Евхаристией по-гречески, или в русском переводе — Благодарение. По-другому оно называется — таинство причастия, когда под видом хлеба и вина христианин соединяется с самим Богом предельно реальным способом, становясь с ним единым не только душевно, но и телесно. Это великий дар Божий, который всей христианской исторической традицией воспринимается не только как центр христианского богослужения, но и жизни церкви в этом земном мире, и это событие связано именно с четвергом. Этот день называется еще и Чистым четвергом, или Великим четвергом.

О некоторых суевериях, которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны

- Существует странное, иногда почему-то тиражированное представление, что Чистый (Великий) четверг, когда нужно все мыть.

Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает.

Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это служба 12-ти евангелий, или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа — на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе.

И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба, также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции.

Следующий день — Великая пятница, день, когда воспоминается распятие и смерть Господа Иисуса Христа. Два главных богослужения во всех православных храмах. Дневное в районе двух часов дня почти везде - вечерня, во время которой выносится плащаница. Плащаница - это иконописная, чаще вышитая на ткани , иногда печатным способом изготовленная икона , где изображается Христос, положение его во гроб в окружении ближайших учеников , иногда ангелов, но, повторю, главным сюжетом этой иконы является положение Спасителя во гроб. В западной традиции аналогом этого является всем известная пиета. Плащаница пользуется особой любовью и почитанием церковного народа. В этот день она выносится на середину храма и будет пребывать там до вечера субботы. И есть добрая благочестивая традиция, о ней, в частности, пишет И.С. Шмелев в своих книгах, в субботу совершать прогулку добрую по храмам города, где ты живешь, и подходить, смотреть, прикладываться к плащанице и так хранить себя от излишнего рассеяния и суеты, и помогать себе внутренне собраться на главном.

В пятницу вечером богослужение, которое уже относится к дню следующему, к Великой субботе.

День Великой субботы называется Днем покоя, днем, когда Христос плотью пребывает во гробе, душою, как верим мы христиане, сходит во ад, дабы победить смерть, божеством же своим неразлучно, как всегда в вечности, пребывает двумя другими лицами Святой троицы — Отцом и Святым Духом. И вот этот день его покоя по-человечески , пребывание во гробе и для нас должен быть днем по возможности покоя, а не суеты.

Чрезвычайно важное богослужение по сути уже предпасхальное, полупасхальное совершается в субботу утром. Оно очень древнее по своей структуре и как все древние службы достаточно драматично-демонстративное. Во время этой службы происходит яркий, очень ожидаемый верующими момент, когда примерно в ее середине почте чтения апостола в храме и сами священнослужители на себе меняют темные облачения на светлые, сияющие. И дьякон, подобно ангелу, сообщившему женам-мироносицам о воскресении Христа, выходит в белых блистающих одеждах, как правило, лучших, которые есть в храме, и читает Евангелие уже о воскресении. Это момент такого торжественного внутреннего не ожидаемого перехода. Обычно пасхальные богослужения ассоциируются только с ночью на Пасху. На самом деле оно начинается в этот момент — с выхода дьякона в белых одеждах и его проповедью за чтением Евангелие о воскресении Христовом. По традиции, после окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освещение куличей и пасх.

Что из себя представляет традиционно освящаемая пасхальная пища

-Это то, что называется пасхой — творожная еда из сырого творога или вываренного в форме усеченной пирамиды, это яйца вареные и крашеные, преобладающим цветом является красный, как символ воскресения. Традиция связывает пасхальные яйца с именем ученицы Христа Марией Магдалиной, которая, по преданию, подарила такое яйцо императору Тиверию. И это куличи. Почему именно кулич. Кулич — это тесто такого рода, которого нельзя было есть семь недель, в котором много яиц, сливочного масла, все это сдобно и приготовлено из продуктов, которые до того были недоступны для постящихся. Впрочем, это не исключает освящения и других видов пищи. Но не мясной. Мясо не принято по уставу церковному вносить в здание храма, а можно приносить только на прицерковную территорию.

Так проходят дни Страстной седмицы.

Пасхальное богослужение

-По традиции, установившейся на самом деле не очень давно, во второй половине 19 столетия, теперь начинается, как правило, в 12 часов ночи крестным ходом. Для верующего человека очень важно не только присутствие на богослужении, но и участие в нем.

Для христианина участие в богослужении это принятие таинств церкви — исповеди и причастия. И в данном случае можно сказать, в том числе и только подходящим к ограде церковной людям: славим древнего христианского святого Иоанна Златоуста, который призывает в этот день пасхальный прийти к чаще и постившихся, и не постившихся и трудившихся весь пост и пришедших к нему только в самом конце. Даже если кто-то еще к этому не готов, то сам по себе опыт присутствия, может быть, на несколько десятков минут, на ночном пасхальном богослужении для многих наших соотечественников уже стал опытом приобщения к небу, когда вопреки всему в тебе самом небо оказывается очень близко. И помимо рациональных убеждений и доводов, то, что благовествуется церковью, душою воспринимается, как никогда непосредственно, чего всем нашим соотечественникам и желаю.

Владимир Легойда

Картина дня

наверх