На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Виноваты ваххабиты. Почему отношение к старикам на Кавказе изменилось?

 

В 1990-е удар по традициям уважения к старшим нанесла ваххабитская идеология © / Aleksandr Schemlyaev / globallookpress.com  

Первого октября в мире отметили Международный день пожилых людей. Кавказ всегда славился своим отношением к старшим. Чем руководствовались горцы в прежние времена и о каких тенденциях можно говорить сегодня, выясняем в этой статье.

Ингушетия. «От советов голова не заболит»

Уважительное отношение к старшим присуще всем народам Северо-Кавказского Федерального Округа. В Ингушетии традиционные правила соблюдаются и сейчас, считает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Танзила Чабиева.

По словам эксперта, старшее поколение всегда занимало особое место в обществе. Его статус определялся не только возрастом, но и мудростью. Это нашло отражение в народных пословицах и поговорках: «Кто старшего не послушался, в яму большую попал» или «От совета старшего голова не заболит», «Старшим место уступи, младшим помощь окажи».

Преемственность традиций нашла своё отражение и в многочисленных социальных институтах. Например, микхел - народный суд, собрание. В него испокон веков входили представители старшего поколения, которые решали ключевые проблемы жизни своих земляков. И сегодня ни один вопрос, возникающий в семье или в роду (в Ингушетии до сих пор сильны кровнородственные узы, объединяющие людей в роды - тейпы. - Ред.), не обходится без участия старших. Всё это отражается на правилах поведения.

«Во-первых, в присутствии старших младшие стоят. Даже если разница в возрасте всего несколько лет, младший может присесть только с разрешения старшего. Во время свадебных и других обрядов старшим отводится почётное место, отдельный стол, за которым их стоя обслуживают младшие. Принято очень высоко ценить жизненный опыт и советы старших», - отметила Танзила.

Взаимоотношения отцов и детей регулировались сводом народных традиций и правил, так называемых адатов, а также требованиями ислама, который Ингушетия приняла на рубеже XVIII-XIX веков.

«Сегодня ни один вопрос в республике не решается без участия совета тейпов, куда входят наиболее уважаемые представители разных родов. Это чаще всего люди преклонного возраста. Старейшины участвуют в разрешении различных кризисов, например, связанных с кровной местью. Поскольку зачинщиками конфликта зачастую становится молодёжь, опытные и уважаемые люди объясняют им, что такое поведение ставит под угрозу весь род», - говорит эксперт.

Пока старшие говорят, младшие молчат. Высказываются только после разрешения. Уступают людям в возрасте место в общественном транспорте, в очереди в поликлинике и других учреждениях. Того, кто пренебрёг советом, каким-то образом задел старшего, ждёт репутация невоспитанного человека. Дурная слава коснётся не только молодого человека, но и его семьи в целом. Поэтому воспитанию уважительного отношения к старшим занимаются с самого детства, чтобы избежать бесчестия.

Танзила Чабиева считает, отношение к старшим и традиции гостеприимства незыблемы для Кавказа. Однако её коллеги в других регионах СКФО не столь оптимистичны.

Чечня. Не слабый, а мудрый

В Чечне традиции уважения к старшим соблюдают далеко не все, рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии Академии наук Чеченской Республики Залпа Берсанова.

По её словам, перекос начался в 1990-е годы, когда в Чечне начал укрепляться ваххабизм. Старики пытались ограждать от него молодых, но силы, которые пропагандировали новые ценности, начали подтачивать авторитет старших. Они говорили молодёжи: «Кого вы слушаете? Людей, которые выросли при атеизме и даже молиться правильно не умеют?» Таким образом расшатывали незыблемый до этого постулат о том, что старшим нужно подчиняться беспрекословно. Сейчас национальный этикет возрождают, пытаются максимально поднять авторитет старших.

По правилам, когда в пути встречаются разные по возрасту люди, то младший должен первым поздороваться со старшим и спросить, нужна ли ему какая-либо помощь. Если старший несёт какую-то поклажу, младший без слов должен ему помочь. Если молодой человек ехал верхом, то при встрече с пожилым он обязательно должен был спешиться (в современных условиях выйти из машины) и поздороваться. При этом стоять нужно, повернувшись правым плечом к старшим (правая сторона - почётная).

По окончании диалога младший не должен первым отворачиваться от собеседника. Нужно дождаться, пока это сделает старший.

Некрасиво обгонять впереди идущего пожилого человека. Пока он сам не скажет, уступив при этом дорогу: «Я никуда не спешу, иди по своим делам!» Это правило этикета направлено на то, чтобы не дать пожилому почувствовать свою слабость по сравнению с молодым, который может идти гораздо быстрее. Запрещается также пересекать путь.

«Не переходи дорогу старшему, уступи дорогу спешащему, не останавливайся, преграждая путь другим» - так детей учат чеченцы.

Младшие должны подниматься, когда входят старшие, быстро исполнять поручения и вести себя в их присутствии сдержанно и вежливо. Нельзя громко смеяться и разговаривать, грубость и брань исключены.

В старину при пожилых также не принято было обсуждать романтические чувства, ухаживание за девушкой. Нельзя было назначать свидания там, где может оказаться старший. Зная об этом, люди в возрасте старались не появляться в местах традиционных свиданий, например у родников.

Почтительно нужно относиться не только к пожилому человеку, но и к его вещам. Самые «уважаемые» - головной убор и посох. Не принято садиться на постель старшего, находиться в одной с ним комнате без приглашения.

За столом на самое почётное место сажают пожилых. Насмешки над ними категорически запрещены, даже при наличии у них серьёзных недостатков, например пристрастия к крепким напиткам.

Сыновья, возвращаясь с работы домой, в первую очередь должны заходить к родителям, справляться об их здоровье, беседовать с ними. Сноха каждое утро должна навестить родителей мужа, принести кувшин с водой и таз для омовения, навести порядок в комнате.

Заботиться принято не только о своих, но и о чужих одиноких стариках.

«В прошлом народы Кавказа, в том числе и чеченцы, считали себя обязанными заботиться об одиноких. Чеченец-старец никогда не просил милостыню, и не потому, на наш взгляд, что наши предки жили лучше, чем сегодня, а потому, что это считалось позором для всех его родственников», - цитирует Залпа фрагмент из диссертации этнографа Зулай Хасбулатовой.

Роль старшего в жизни семьи и общества всячески старались подчеркнуть, чтобы старики не чувствовали себя лишними.

«К старцу обращались за советом, даже если в этом не было потребности, чтобы показать: его опыт нужен людям. Это придаёт старикам силы, обязывает их быть в форме», - говорит эксперт.

В основе чеченского менталитета - уважение достоинства человека и внимание к слабым. Это выражается во всех нормах этикета. Например, если человек идёт в гору, а другой спускается, первым должен подать руку тот, кто направляется вниз. Тот, кто едет верхом, уделяет внимание пешему, то есть более слабому. В этой же категории - пожилые. Но чтобы не задеть их достоинство, это преподносится как уважение, поясняет Залпа Берсанова.

Кабардино-Балкария. «Не обижайте стариков»

Подобные мотивы лежат в основе традиций черкесских народов. В старину у них почитание старших было сильнее сословных границ.

«Даже самый знатный князь должен был встать и поприветствовать вошедшего слугу, если тот был старше, - говорит руководитель общественного движения «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто. - В быту глава семьи обладал безграничной волей. При этом комплекс морально-этических, культурных и духовных  правил под названием «хабзэ» не позволял ему злоупотреблять своим положением. Это система сдерживания и противовесов, где каждый человек находил для себя возможность защититься от насилия, давления. Исторические и политические события последних 200 лет сильно пошатнули систему хабзэ. Тем не менее можно утверждать, что этот институт по-прежнему силён, хотя разбавлен советским и постсоветским чинопочитанием».

Сейчас древние устои проходят испытание на крепость. Молодые люди зачастую ставят под сомнение знак равенства между возрастом и авторитетом. Понятие «старший» подменяется понятием «старый». Периодически на этой почве возникают жаркие споры.

Молодые люди говорят: «Они нам не старшие, они просто состарились. Люди, которые в молодости не были умными, не станут ими и в старости». «По-своему они правы, - говорит Аслан Бешто. - Но молодой человек, ещё никак не показавший себя в жизни, тем более не имеет права осуждать других. К счастью, попытки разрушить сложившееся веками отношение к старшим встречают серьёзное осуждение в обществе. И я надеюсь, что и в будущем будет сохраняться добрая традиция почитания старших, даже если они не стали мудрецами, не добились славы». 

Смысл традиции не только в том, чтобы оказывать старикам почёт за их заслуги. Пожилые люди становятся слабыми, и отношение к ним должно быть соответствующее. Важно не дать им понять, что они могут быть для кого-то помехой и обузой, добавил эксперт.

«В Кабардино-Балкарии есть замечательный певец Черим Нахушев, который на черкесском языке поёт песню «Не обижайте состарившихся людей». Он очень по-доброму перечисляет всё, что может не понравиться в пожилых молодым, но призывает относиться к этому с мягкостью. Я всецело его поддерживаю и хочу, чтобы эта традиция оставалась с нами на века», - заключил Аслан Бешто.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх