Школьники СССР: 70-е годы

Какой была школа в 70-е годы прошлого века.

 

Когда говорят о 70-х, в первую очередь отмечают, что это была золотая эра Советского Союза, его вершина, когда внешне все еще было благополучно. Атмосферу тех лет я вспоминаю как нечто особенное, и не только потому, что они пришлись на школьные годы. Кто-то называет этот период застоем, а для меня это время, когда все еще были вместе, заодно. Заканчивая школу в 1981 году, все мои одноклассники чувствовали себя в безопасности, знали, что найдут работу или будут учиться, а дальше все пойдет по накатанной-семья, дети, пенсия.

Можно сказать, что наше поколение росло защищенным и спокойным — в это десятилетие не было войн, революций, голода, резкой смены политического курса. Конечно, битвы были-за урожай, за мир во всем мире и за права трудящихся капиталистических стран. Нас ждало социалистическое соревнование на предприятиях, перевыполнение плана на стройках коммунизма. Насколько все это подготовило школьников 70-х к переменам, показало время. А оценки, как всегда, поставила жизнь.

Наша школьная страна

Образование в 70-х была организовано как стройный, хорошо отлаженный механизм. Все его звенья были взаимосвязаны и согласованы. Существовала чёткая вертикальная система. Сначала средняя общеобразовательная школа, которая подразделялась на три ступени:

  • начальную — 1-3-й классы;
  • неполную среднюю (4-8-е классы);
  • среднюю школу — 9-10-е.

Затем шли техникум, вуз, аспирантура, докторантура. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, одинаковые учебники. При смене школы не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.

В СССР особенно подчеркивали доступность школьного образования, а в 1977 году в Конституции было закреплено право граждан на всеобщее среднее образование и бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего. Учебники в школьной библиотеке также выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем. Зато наблюдался дефицит художественной литературы, хотя был культ книги и она считалась лучшим подарком.

Нас мамы впервые за ручку приводят сюда

В 1975-1976 учебном году в стране работали 167 тыс. общеобразовательных школ. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 училищах.

Несмотря на это, школы были переполнены. Бывало по пять параллелей, по 40 человек в каждом классе, учеба во вторую и даже в третью смену. Удивительно, ведь многодетных семей в то время было мало, в семье стандартом считалось 1-2 ребенка. Интересно, что в нашей школе из-за большого количества учащихся использовались не буквенные, а цифровые литеры, и я пошла в 1/4 класс. Вот так примерно выглядела школьная линейка

Еще из интересного - в нашем потоке было мало мальчиков, примерно треть класса, а к выпуску осталось и того меньше.

По мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 году менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы. После 8-го классы многие шли в техникумы и ПТУ, в основном те, кто учился похуже. Школьников даже пугали, что если будешь плохо учиться-пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии уже в то время начали дискредитировать, хотя государство именно в них нуждалось больше всего. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации, существовала трудовая практика на предприятиях. Наш класс работал на кожевенно-обувном комбинате, на настоящем конвейере.

Школьные годы чудесные

Те, кто пошел в 9 класс, как правило, были нацелены поступать в вузы, много внимания уделяли учебе. Получить медаль в то время было очень сложно. Насколько я помню, в нашем классе была только одна медалистка. ЕГЭ, конечно, еще не было. В восьмых и десятых классах сдавали выпускные экзамены. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра. В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы — литература, физика, химия, история, иностранный язык — экзаменаторы принимали устно.

 

Экзамены принимались в своих школах, в тех же аудиториях, где мы учились. Школьник устно отвечал на один-единственный теоретический вопрос и решал одну-единственную задачу, выбрав билет на удачу. Экзамен принимали учитель-предметник и два ассистента. Преподаватели, принимавшие экзамены, тоже были своими. Мамы из родительского комитета разносили нам еду, т.к. экзамен длился 4 часа. И, хотя обстановка очень накручивалась, сдавать было нетрудно.

Школа, школа! Я скучаю

О школьных атрибутах тех лет - обязательной школьной форме, партах Эрисмана, перьевых ручках, тетрадях с промокашками, портфелях знают, пожалуй, все. Особенно хорошо они показаны в фильмах о школе тех лет. Таких, как “Розыгрыш”, “Вам и не снилось”, “Ключ без права передачи”, “Школьный вальс” и многих других. Эти фильмы очень хорошо передают атмосферу, царившую в школе в те годы. С одной стороны - строгие, авторитетные учителя, с другой - мятущиеся, растущие подростки, у которых все время что-то случается - то плохие отметки, то прогулы, то выяснения отношений между товарищами. Сколько себя помню в школе, особенно в старших классах, все время что-то обсуждалось на собраниях, какие-то морально-этические вопросы решали всем коллективом. Много спорили, обсуждали проблемы всем классом. Например, был случай, когда класс взбунтовался против своего преподавателя и пытался его поменять на другого. Но как-то все решили миром.

В школе дети зачастую проводили большую часть дня-оставались на продленку, где с ними дополнительно занимались, готовились к концертам, рисовали стенгазеты, проводили дискотеки

 

В конце 10 класса, как и положено - Последний школьный звонок

 
 

И юный Октябрь впереди!

Конечно, как и все в стране, школьная жизнь была подчинена идеологии. Школа не только учила, но и воспитывала «гармонически развитого человека», формировала «коммунистическую сознательность и нравственность». Все школьники в 70-е прошли школу октябрят, затем пионеров и комсомольцев. 

Старшеклассники обязательно участвовали в демонстрациях, впрочем, младшие тоже ходили, только с родителями. Как правило, на демонстрациях было весело - шутки, смех, розыгрыши. Очень похоже на современную Монстрацию, только обязательно-принудительно, поэтому на снимке не все рады

 

Большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию. Встречи с ветеранами, шефство над ними, участие в съездах, торжественных заседаниях - партсобраниях, смотры строя и песни - все это фоном сопровождало школьную повседневность.

Особенно почетно, если тебе доверили нести дежурство у Вечного огня. У нас Пост №1

 

Большое место занимало трудовое воспитание. Оно начиналось со сбора макулатуры. Соревновались октябрятскими звездочками - кто больше соберет. Приносили из дома, ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты.

 
 

Металолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все что подвернулось под руку.

 

А это встреча электропоезда, собранного из того самого металолома

 

Весной в день рождения Ленина - субботник. Выходили все, и школьники, и взрослые. Весь город был оцеплен людьми и за день убирался снег, мусор, высаживались деревья.

 

С наступлением сентября школы выезжали на сбор урожая, потому что полей и урожая было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь.

 

Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классе проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе.

 
 

Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота

В свободное от учебы время школьников тоже не оставляли без внимания.

В 1971 году в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, несчетное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах, и т.д. Все это предоставлялось бесплатно или почти бесплатно.

Вот один из местных коллективов художественной самодеятельности - балет на льду при Доме культуры

 

Я особенно любила пионерский лагерь от маминой работы. Знаю, что не всем были по души пионерлагеря, но у нас был отличный! Свой кинотеатр, клуб, библиотека, бассейн, спортивные площадки и аттракционы. И все это в лесу, рядом с рекой. Спортивные соревнования, съёмки телевидения, встречи с выдающимися людьми, много иностранных делегаций. И, конечно, традиционные для пионерского детства забавы - игра “Зарница”, танцы по вечерам, костер, походы.

 

С любовью вспоминаются и занятия спортом. В школе к нам регулярно приходили тренеры с отбором в секции плавания, баскетбола, гимнастики. Спортом занимались все, были популярны детско-юношеские турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».

Требовательные, но внимательные учителя, единая форма и общие цели для всех, активная общественная нагрузка, обилие кружков и секций, учеба на результат, а не на ЕГЭ – такой сейчас вспоминается советская школа.

 

А вы вспоминаете свою школу? 

Источник ➝

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх