Как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику: Уникальная майолика Абрамцева

О том влиянии, которое оказал на русскую культуру меценат Савва Мамонтов, собравший в своей усадьбе «Абрамцево» величайших художников, известно всем. Но особого внимания требует создание им знаменитого завода майолики. С помощью талантливых художников и не менее талантливого химика производство Саввы Мамонтова совершило настоящий прорыв в технологии изготовления керамики. Абрамцевская майолика, сохранившаяся на фасадах домов, до сих пор радует глаз как памятник эпохе модерна и непревзойденный вид искусства.
 
Русскую майолику возродили в XX веке благодаря Савве Мамонтову. /Фото:artchive.ru
Русскую майолику возродили в XX веке благодаря Савве Мамонтову. /Фото:artchive.ru

Экспериментальная керамико-художественная мастерская появилась в этом уникальном уголке русской культуры в 1889-м, через 19 лет после того, как Савва Мамонтов приобрел усадьбу у писателя Сергея Аксакова.

Мамонтов (за роялем) и его талантливые друзья - художники И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В.Серов и скульптор М.Антопольский. Абрамцево.
Мамонтов (за роялем) и его талантливые друзья - художники И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В.Серов и скульптор М.Антопольский. Абрамцево.

Удачное сочетание талантов

Возрождать русскую майолику (уникальные произведения искусства, выполненные из цветной обожженной глины и покрытые глазурью) взялись талантливые русские художники. Пробовали свои силы в этой мастерской Репин, Васнецов и многие другие живописцы, и даже… сам Савва Иванович Мамонтов. Но самый большой вклад в возрождение этого искусства внесли, пожалуй, Петр Ваулин и Михаил Врубель.

Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru
Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru

По задумке организаторов этой затеи майолика Абрамцева должна была возродить моду на старинные усадебные печи XVI-XVII веков с красивейшими изразцами, которая, как надеялись художники, непременно должна была вернуться.

Ваулин, запечатленный возле уникальных образцов майолики. Абрамцево.
Ваулин, запечатленный возле уникальных образцов майолики. Абрамцево.

Кстати, на заре работы мастерской Врубель изготовил проекты для печей усадебного дома и флигелей Мамонтова в Абрамцеве, а также надгробия Андрея Мамонтова. 

Врубель внес в производство «новой майолики» свою фантазию, талант декоративного искусства и смелость идей. Ваулин – уникальный и современный способ производства. Как химик по образованию он разработал новый технологический процесс и придумал уникальные рецепты покрытий. Более того, способ обжига, который разработал Ваулин, позволял добиться при изготовлении изделий очень оригинальных и невероятно красивых художественных эффектов.

Тандем Врубеля и Ваулина при очень важном участии и других талантливых художников привел к созданию шедевров и нового направления в искусстве. Но, безусловно, без финансового (и не только финансового) покровительства влиятельного Саввы Мамонтова таких блестящих результатов добиться им вряд ли удалось бы.

Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц./Фото:artchive.ru
Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц./Фото:artchive.ru

 

А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. /Фото:artchive.ru
А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. /Фото:artchive.ru

А результаты не заставили себя долго ждать. Майолика Абрамцева очень высоко ценилась как в России, так и за рубежом, работы художников занимали высокие места на престижных выставках. 

Через несколько лет после создания мастерской Мамонтов перевел производство из Абрамцева в Москву, где построил завод по производству майолики. Предприятие получило новое название –гончарный завод «Абрамцево».

Скамейка М. Врубеля. Абрамцево/Фото:.russian-mayolica.ru
Скамейка М. Врубеля. Абрамцево/Фото:.russian-mayolica.ru

Майолика, выпускаемая на заводе, продолжала иметь бешеную популярность. Ее уникальность была не только в удивительно красивом покрытии и мастерстве великих художников, но еще и в том, что изделия изготавливали из разномодульных частей, из-за чего они чем-то напоминали мозаику. (родоначальником этой идеи считается Врубель, хотя она встречается и в работах испанского архитектора Гауди того же периода). 

Для сравнения: скамейка Врубеля и скамейка Гауди. /Фото:artchive.ru
Для сравнения: скамейка Врубеля и скамейка Гауди. /Фото:artchive.r

В 1900 году Мамонтов представил образцы своего производства на Всемирной выставке в Париже. Майолика Абрамцева была оценена по достоинству: владельца завода наградили золотой медалью как производителя, а Врубеля – золотой медалью как художника за представленный на выставке камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», который, кстати, какое-то время даже использовали по назначению, а также за скульптуры, выполненные по сюжетам опер.

Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской Галерее. /Фото:artchive.ru
Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской Галерее. /Фото:artchive.ru

Именно на предприятии «Абрамцево» была создана Врубелевская «Принцесса Греза» и другие керамические панно, украсившие фасад «Метрополя». 

«Принцесса Греза». /Фото:artchive.ru
«Принцесса Греза». /Фото:artchive.ru

Здесь же, на заводе Мамонтова, по эскизам Константина Коровина было изготовлено панно, посвященное Северу России, которое украсило здание Ярославского вокзала. Фриз, расположенный над окнами второго этажа вокзала, также изготовлен на гончарном предприятии «Абрамцево».

А майоликовые фризы, украсившие фасад Третьяковской галереи, завод изготовил по эскизам Виктора Васнецова.

Фриз на здании Третьяковки. /Фото:prokhozhyj.livejournal.com
Фриз на здании Третьяковки. /Фото:prokhozhyj.livejournal.com

Знаменитую абрамцевскую майолику можно разглядеть и на здании дипмиссии Швейцарии в Хлебном переулке – когда-то этот особняк построил для себя известнейший архитектор и реставратор Сергей Соловьев. Свой дом он щедро украсил разнообразным декором – в том числе 14 майоликовыми панно «Рим. Форум ночью», которые можно разглядеть на фасаде здания со стороны Хлебного переулка. Авторство этих панно точно не определено – среди наиболее вероятных кандидатур искусствоведы называют Врубеля и Васнецова.

Фрагмент особняка Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com
Фрагмент особняка Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com

 

Майоликовый медальон на доме Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com
Майоликовый медальон на доме Соловьева. /Фото:bykovvg-1952.livejournal.com

Майолику великих художников, выполненную на заводе Мамонтова, до сих пор можно встретить на зданиях по всей России, и это здорово. 

Считается что майолика Абрамцевского завода не уступает ни работам современных европейских мастеров, ни древним художникам-керамистам. Многие искусствоведы даже утверждают, что она превосходит своих «конкурентов» из любых эпох и ей просто нет аналогов. 

Абрамцевская майолика на здании в Таганроге. Особняк Шаронова. /Фото:artchive.ru
Абрамцевская майолика на здании в Таганроге. Особняк Шаронова. /Фото:artchive.ru

Изделия, изготовленные на гончарном заводе «Абрамцево», можно увидеть не только на зданиях, но и в экспозициях крупнейших национальных музеев нашей страны – например, в Третьяковке, музее керамики Кусково и Русском музее.

Майолика до мастерской Мамонтова

Историю русской майолики принято вести от керамической фабрики, которую открыл в Стрельне князь Меньшиков, а также московского завода Гребенщикова. В Стрельне производили богато декорированные изразцы для дворцов и храмов (производство было развернуто по образцу голландских мануфактур). Московское предприятие с 1724 года выпускало в основном крупную плитку с монохромной росписью и глиняную посуду.

Затем майолика появилась в знаменитом Подмосковном поселке Гжель и в Ярославле. На первых порах русские мастера перенимали приемы керамической росписи у западноевропейских и китайских предшественников, но со временем майолика, производимая в России, приобрела национальный колорит. 


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260619/43503/

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх