На Крайнем Севере резьба по кости издавна является традиционным для этих мест промыслом. И это неудивительно – ведь здесь жители в больших количествах добывают не только рыбу, но и клыки моржей, называемые здесь «рыбьим зубом». Случалось также, находили и ископаемых мамонтов. И моржовая, и мамонтовая кость являются прекрасным материалом для резьбы. Моржовая кость очень красива – она имеет либо белый, либо желтоватый цвет, структура ее неоднородна. Что же касается кости мамонта – это уникальный и очень прочный материал. За тысячи лет в результате минерализации бивни приобретают самые разные оттенки – они могут быть оранжевыми, розовыми, фиолетовыми...
Особенно славились своим мастерством резчики из Холмогор. Поселение, возникшее в XIV веке на берегу Северной Двины, считается родиной этого древнего промысла.
Холмогорские резчики освоили и виртуозно владели самыми разными приемами работы с костью – гравировкой с окрашиванием, рельефной и ажурной резьбой...
Гравировку используют, когда хотят добиться впечатляющего эффекта, максимально сохранив естественную красоту используемого материала. В основном ее применяют на клыках моржей и зубах кашалотов.
Холмогорские иконы
Большая их часть относится к XVIII – нач. XIX вв. Выполнены иконы с большим мастерством, особенно впечатляет тонкая и выразительная рельефная резьба при изображении святых.
А это редкая и одна из самых ценных икон, «Преображение Господне». Очень красиво ее обрамление, выполненное в виде лент и рокайлей (элемент орнамента стиля рококо, похожий на завиток раковины).
Портреты и скульптурные композиции
Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска
Для придания большей торжественности портрету, резчик разместил его в пышном обрамлении из многочисленных холмогорских завитков.
Многие молодые мастера мечтали удивить всех своим умением, вырезав что-то необыкновенное, то, что до них никто не делал. Однажды два брата как-то похвастались, что смогут вырезать изображения всех русских царей. А в то время умение вырезать портреты считалось высшей степенью мастерства. И что же? Через несколько лет они смогли выполнить то, что обещали - на декоративной пластине вырезали 61 портрет правителей, начиная от Рюриковичей и заканчивая Елизаветой.
Моржовая и мамонтовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат: русские мастера вырезали их с XVII века.
Ларчики
Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. ГИМЛарчик собран из отдельных костяных дощечек.
Настольные кабинетики
По форме своей напоминают секретеры, со множеством ящичков, но без столешницы.
Настольный кабинетик-подчасник VVIII век моржовая кость
Конец XVIII-начало XIX века
На рубеже XVIII-XIX веков мастера наконец-то выпускают на волю свою фантазию: из-под их резца выходят причудливые орнаменты, портреты, жанровые композиции, состоящие из нескольких фигур.
XIX век
Классицизм, новый стиль начала XIX века, не мог не отразиться и на работах холмогорских мастеров – они становятся более строгими и лаконичными по форме, а их орнамент – более миниатюрным. Именно тогда работу холмогорских резчиков стали называть ювелирной.
Хотя создатели всех этих шедевров, виртуозы своего дела, чаще всего так и остались для нас неизвестными, несколько имен история все же сохранила.
.
Братья Шешенины
В письменных документах XVII века, касающихся холмогорских резчиков, записано, что местные мастера, братья Шешенины были вызваны в Москву самим царем для работы в Оружейной Палате. Им было поручено отреставрировать царский костяной трон Ивана III, который в XV веке сделали греческие мастера. Братья-поморы не подвели, с работой справились – отреставрировали трон. Взглянуть на их великолепную работу можно и сейчас – этот древнейший трон находится в Оружейной Палате Московского Кремля.
Шешенины же так и остались работать в столице, и почитались они там лучшими костерезами.
Дудин Осип Христофорович
Родился в Архангельской губернии в простой крестьянской семье.
Сейчас в музеях находятся две его резные кружки, выполненные в 70-е годы XVIII века. На них Дудин вырезал рельефные портреты русских царей и князей.
Одна из них, 1774 — 1775 rr., хранится в Эрмитаже. На ее поверхности на фоне тонкой ажурной резьбы в четыре ряда расположены пятьдесят восемь! портретов (от Рюрика до Екатерины II). Портретами украшена также и поверхность крышки, венчают которую изображения символов власти – короны и державы. Основа кружки выполнена из рога контрастного темного цвета.
Верещагин Николай Степанович
Одним из самых известных мастеров конца XVIII - начала XIX веков был Николай Степанович Верещагин. Сохранилось несколько его шедевров - декоративных ваз , которые сейчас хранятся в Эрмитаже.
И в заключение - несколько великолепных работ современных холмогорских мастеров-резчиков:
Коробочка-репка. 1978 Кость Ажурная резьба
Ваза «Завиток». 1980 Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова
Осипов Геннадий Федорович, заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба
Коробочка «Птица». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба
Нож «Фантазия». 2003 Кость. Ажурная, рельефная резьба
Норкин Валерий Владимирович
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба
Просвирин Виталий Александрович , заслуженный художник РФ
Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба
Ваза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба
Скульптура «Охота на медведя»
Свежие комментарии