Что нам рассказали старые вещи, которые в свое время рука не поднялась выбросить

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.

Аврелий Августин

С патефоном по жизни

Патефон служит всем на радость с 1937 года. Фото: Светлана Сибина

В семье омички Надежды Толмачевой хранится старинный довоенный патефон с пластинками. Упакованное в компактный чемоданчик устройство ее мать на зависть соседям купила еще в 1937 году. Впрочем, новенький коломенский патефон (были еще серпуховские) сразу стал народным достоянием.

Подъемный вес, умная и простая система механического завода позволяли завести его где угодно - во дворе, в парке, на берегу реки...

- Патефон был настолько популярен, что мы не успевали менять иглы, - рассказала "РГ" Надежда Васильевна. - Пластинки тоже периодически затирались, начинали заедать. И когда многократное повторение одной и той же фразы уже становилось невыносимым, мы несли их в магазин, чтобы поменять. Старые диски приемщики сразу разбивали, осколки взвешивали. Если их было достаточно, давали новую пластинку бесплатно, если нет, просили доплатить 10-50 копеек, не больше.

Самыми популярными у довоенной молодежи были русские и украинские народные песни.

Но однажды веселье разом закончилось.

- У мамы был день рождения, который выпал как раз на воскресенье. Прихватив патефон, вся наша веселая компания отправилась в парк, где в выходные летние дни собиралось полгорода, - вспоминает Надежда Толмачева. - Но вскоре мы увидели, что люди стали быстро покидать парк. Один из ребят побежал узнать, что случилось, и тут же вернулся: "Война!" Патефон надолго отправился в чулан.

Вновь он зазвучал только в мае 1945 года. Граммофонный репертуар теперь кардинально поменялся. Окрыленные Победой омичи под звуки пластинок распевали фронтовые песни. Обожали Георгия Виноградова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову. С упоением слушали утесовский джаз и танцевали под него всей улицей.

Несколько таких пластинок вместе со старинным патефоном Надежда Васильевна бережно хранит до сих пор. Иногда заводит, чтобы удивить гостей и внуков.

Светлана Сибина, Омск

 

Многоуважаемый шкаф

По всей видимости, этот шикарный шкаф принадлежал купцу второй гильдии Константину Куцупи. Фото: Роман Бочарников

У любителя старины из Ростова-на-Дону Романа Бочарникова есть дореволюционный шкаф, купленный в Таганроге три года назад. На родине Чехова Роман бывает часто и непременно заходит в старые особняки. Однажды Роман зашел в такой дом и на лестничной площадке на втором этаже обнаружил притулившийся в углу старый шкаф. Жильцы вынесли громоздкую мебель из тесной коммуналки.

- Меня привлекло, что он старинный (даже клеймо мастера имелось), и еще я был очарован классикой форм. Предложил за шкаф семь тысяч рублей, хотя было видно, что согласились бы и за трешку. Еще две тысячи отдал за "Газель", чтобы перевезти в Ростов, и полгода у меня ушло на реставрацию, - рассказывает Роман.

Роман поднял источники и узнал, что двухэтажный на шесть окон дом, где жил его шкаф, принадлежал наследникам богатого греческого купца второй гильдии Константину Куцупи, державшему в городе в 1830-х годах торговлю российскими и заграничными товарами. Нынешние жильцы дома добавили, что род этот был несчастливым, молодой хозяин то ли застрелился, то ли повесился от несчастной любви.

- Называю шкаф, как Гаев из "Вишневого сада", - мой дорогой, многоуважаемый шкаф, - признается Роман. - Сейчас этот шкаф стоит в моей квартире и, по сути, сформировал остальной интерьер.

Ирина Варламова, Ростов-на-Дону

 

Как Слон стал Кузнечиком

"Москвич-401", возможно, первый частный автомобиль города Волоколамска. Фото: Борис Голкин

На этом "Москвиче-401" дед забирал из роддома мою маму, мой отец - меня, а когда у моей дочки (на фото) появится ребенок, я оставлю на стоянке свой джип и приеду за наследником на нашем верном "Москвичонке". Только вот 6-вольтовый аккумулятор бы раздобыть. Да и 76-го бензина на заправках что-то не вижу...

Своими корнями "Москвич-401" восходит к довоенному Opel Kadett 38, по факту первые образцы машины были точной копией немецкого предшественника и даже комплектовались немецкими стартерами Bosch.

Кстати, управление стартером задумывалось отдельной педалью в салоне, но на моей памяти он никогда не работал - крутили кривым стартером или же заводили с толкача, для чего на стоянку автомобиль ставили на горке, подперев колеса заботливо прихваченными с собой кирпичами (стояночный тормоз тоже не работал никогда). Но в целом авто оказалось с хорошими немецкими генами и не подводило.

Серийное производство первой советской "народной" легковушки началось в апреле 1947 года и продолжалось по 20 апреля 1956 года, всего выпущено более 247 тыс. экземпляров.

В основном 401-е "Москвичи" красились в унылый серый цвет, и получили прозвища Сутулый и Слон. Видимо поэтому мой отец перекрасил авто в веселенький зеленый цвет, отчего мы прозвали его Кузнечиком. Кузнечик, надо сказать, не очень прыткий - выше 80 км/ч на нем разогнаться можно было только с очень высокой горы. Но для той размеренной и неторопливой жизни этого вполне хватало.

Борис Голкин, Волоколамск

 

Чтобы знать норму

Чарка вмещает ровно 123 миллилитра. Фото: Борис Голкин

Занятный черпачок мне подарили. На нем выбит двуглавый орел и год - 1864. Еще можно разглядеть клеймо - Чекановъ.

Оказался черпак водочной меркой - чаркой, им отмеряли порцию водки в питейных заведениях. Московская "норма" равнялась в то время 1/100 ведра. Ведро же было основной мерой жидкости - 12 литров (московское или царское называлось). Все более мелкие единицы были его частью. Первые упоминания о подсчетах ведрами появляются в конце Х века. Ими считали мед, основной для той поры алкоголь. Позже и всякий другой. Одна чарка вмещает 123 мл, почти привычные "сто грамм". А "стопарик" в те времена назывался "стопа" и имел он объем 1,5 л, то есть 10 чарок. На нашей чарке клейма стоят у самого верхнего края. Так их клеймили, чтобы в кабаках не вздумали дурить люд и не срезали верхний край, уменьшая порцию. Авось, на государственный герб рука не поднимется. Поинтересовалась на антикварных сайтах, сколько стоит такая вещица, - оказывается, аж 20 000 рублей. Но я не продам!

Арина Попова, Рязань

 

Расскажите свою историю

А у вас хранятся интересные вещи, про которые есть что рассказать? 

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх