На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Балу -
    Если что-то пошло не так - обвиняй во всем Россию... Ну или Трампа... Они ж уже и собственную импотенцию с Россией св...В США истерика. N...
  • Михаил Бердников
    Сегодня сказали эксперты по 1 каналу,что США превращается в страну 3-го мира,когда всё ломается и рушится,не находитс...Рухнувшее величие...
  • Евгения Баринова
    БРАВО!  ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО!!!В США истерика. N...

Формула любви Марка Захарова

28 сентября не стало режиссера. художественного руководителя "Ленкома" Марка Захарова.

28 сентября умер советский и российский режиссёр театра и кино, актёрсценаристпедагоглитераторобщественный деятель,  художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»)  Марк Захаров

 

В конце августа Марка Захарова доставили в Боткинскую больницу. Двустороннее воспаление легких в 85 лет не сулит ничего хорошего. Уговорить его лечь в больницу удалось с трудом: накануне Захаров вернулся из Германии, где каждые полгода немецкие врачи ему «ремонтировали» сердце.

Директор театра «Ленком» Марк Варшавер успокаивал и вселял надежду: Марк Анатольевич – человек волевой, мобилизуется к 3 сентября и откроет 87-й сезон в родном театре. Увы, театральный сезон открылся без него впервые за 46 лет его руководства.

Но актеры продолжали верить - Захаров вернется в строй. В сентябре он должен был приступить к репетициям нового спектакля «Капкан». Эту инсценировку, сочиненную вместе с Владимиром Сорокиным, Марк Анатольевич переписывал семнадцать раз, пока не пришел к окончательной версии.

Уже было распределение ролей. Уже стало известно, что Дмитрий Певцов сыграет генералиссимуса Сталина. Но репетиции никак не начинались… Неделю назад Марка Анатольевича выписали из больницы домой. С ним рядом почти круглые сутки находилась его дочь Александра. А сегодня утром случилась катастрофа. Народный артист СССР умер у себя дома от воспаления легких. Театр узнал эту новость на гастролях в Петербурге.

Марк Захаров с труппой "Ленкома" в 2003 году. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Марк Захаров с труппой "Ленкома" в 2003 году

В прошлом году 13 октября Марк Захаров отмечал 85-летие. Кстати, накануне этой даты он тоже находился в больнице в Германии. И до последнего не было ясно, сможет вернуться в Москву или нет. Состоится в «Ленком» театральный капустник, который ему подготовили его коллеги из других театров или праздник придется отложить. Но он все-таки прилетел из Германии практически в свой день рождения, нашел силы прийти в театр и получил такое море любви, благодарности и призвания, которые продлили ему жизнь еще на год.

Почти каждое выступление участников того капустника начиналось со слов: «Марк Анатольевич, вы подарили нам «Обыкновенное чудо» и «Формулу любви». Захаров, сидя в зрительном зале, на это улыбался своей знаменитой ироничной полуулыбкой.

Он снимал в кино музыкальные комедии, на сцене ставил рок-оперы, зрители называли его театр «Ленком» самым пронзительным, хитовым и модным. Но в жизни он был очень сдержан, в том числе со своими актерами. Со стороны захаровскую «мрачность» воспринималась как суровость. Но это была маска. Он не был суров, наоборот, относился к «заскокам» актеров снисходительно. Правда в шутку любил говорить, что к артистам нельзя поворачиваться спиной. Это правило укротителей хищников. «Иначе могут укусить, причем с большим удовольствием, даже если потом будут сожалеть об этом...»

Марк Захаров в редакции "Комсомольской правды". Фото: Михаил ФРОЛОВ

Марк Захаров в редакции "Комсомольской правды".

Однажды еще в 1967 году, когда он ставил спектакль «Доходное место» в Театре сатиры и рассказывал труппе, какой это будет хороший спектакль, актеры вдруг резко замолчали и напряглись. Захаров воспринял это как одобрение. И только успел порадоваться, как народная артистка СССР Татьяна Ивановна Пельтцер вдруг «подумала» вслух: «Ну что же за время началось! Как только человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссеры».

Тем не менее в режиссуру полез (кстати, Пельтцер стала его любимой актрисой и перешла из «Сатиры» в театр Ленинского комсомола) и поставил только в «Ленкоме» с полсотни спектаклей, каждый из которых стал театральным событием. Его «Юнона и Авось» почти сорок лет не сходит со сцены и каждый раз идет при полном аншлаге. Довольно известная история о том, как легендарный кутюрье Пьер Карден пригласил этот спектакль в Париж, а после гастроли прокатились по всему миру.

Марк Захаров снял семь фильмов по своим сценариям. И про каждый можно сказать, что это кинохит. Он поставил и записал три десятка телеспектаклей. И по совокупности своих заслуг получил все мыслимые советские и российские награды и премии. От звания народного артиста СССР до полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».

Марк Захаров по совокупности своих заслуг получил все мыслимые советские и российские награды и премии. От звания народного артиста СССР до полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством». Фото: Агентство городских новостей "Москва"

Марк Захаров по совокупности своих заслуг получил все мыслимые советские и российские награды и премии. От звания народного артиста СССР до полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».

При этом он был самым доступным и доброжелательного среди худруков столичных театров. И безотказным даже к звонкам журналистов. Сколько раз «Комсомолка» ему звонила с «вопросом дня» (ежедневная газетная рубрика), столько раз Марк Анатольевич добросовестно на наши вопросы отвечал. И если не мог по какой-то объективной причине, просил перезвонить через некоторое время. И ни разу не подвел. Этой чертой настоящего интеллигента обладает далеко не все народные любимцы.

Все актрисы театра были в Захарова влюблены и боролись за его внимание. И со всеми он был одинаково вежлив, но не щедр на знаки внимания. Больше полувека прожил со своей первой и единственной женой актрисой Ниной Лапшиной, которую, кстати, только однажды снял в своем фильме – в небольшой роли в комедии «12 стульев».

Никогда не подавал поводов для разговоров и сплетен ни в театре, ни на съемочной площадке. Актриса Евгения Симонова, которую играла принцессу в фильме Захарова «Обыкновенное чудо» вспомнила, как после съемок он подвозил ее домой. Они почти никогда не разговаривали во время этих поездок. Сидели молча. «Однажды мы ехали вместе с актрисой Ниной Пушковой, которая играла одну из фрейлин. Сидели сзади, - рассказывает Симонова. - У Нины оказалась шоколадка. Она стала меня угощать. Мы начали шелестеть фольгой и наконец предложили шоколадку Марку Анатольевичу. Он отказался. Но вдруг впервые за длинную историю наших поездок спросил меня: «Евгения Павловна, а вы любите шоколад?» Мне было тогда 23 года, но Марк Анатольевич имел привычку ко всем обращаться по имени-отчеству невзирая на возраст. Я, помертвев от ужаса и восторга, что наконец он меня заметил, ответила: «Да, люблю». Была небольшая пауза, а потом он снова спросил: «А какие у вас еще есть слабости?» Тут совершенно неожиданно для себя я сказала: «Я влюбляюсь в режиссеров, у которых снимаюсь в кино». Это было сказано от отчаяния, чтобы обратить на себя внимание. Марк Анатольевич замер, а потом начал медленно ко мне оборачиваться. Стало страшно... Он повернулся, посмотрел на меня, и в уголках его губ немного дрогнула улыбка».

Эта улыбка Марка Захарова теперь навсегда останется в его фильмах и спектаклях.

10 мудростей от патриарха «Ленкома» Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда»

28 сентября, не стало выдающегося режиссера, теоретика театра и Марка Захарова — он ушел на 86 году, прожив насыщенную творческую жизнь, оставил после себя блок бессмертных фильмов и спектаклей, воспитал чуть ли не лучшее поколение советских актеров. «КП» приводит выдержки из интервью и мемуаров Марка Анатольевича — главного специалиста по эзопову языку и «лицедейству без фарисейства».

ПРО РЕЖИССУРУ И ГИПНОЗ

«Режиссура — система созидания того, чего не знает Бог. (Произвольный вариант бердяевской формулы.) В еще более грубом, глобальном и даже космическом аспекте режиссура есть строительство принципиально новой собственной динамической конструкции, до конца не подвластной логике зримых событий, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека. Театр использует определенные дозы гипноза. Хороший артист не просто говорит текст, он еще посылает в зал гипнотическое воздействие, и это самое интересное».

Марк Захаров: "Режиссура — система созидания того, чего не знает Бог" Фото: Агентство городских новостей "Москва"

Марк Захаров: "Режиссура — система созидания того, чего не знает Бог"

ПРО СЛАВУ И ВЛАСТЬ

«Слава заставляет любого человека (вне зависимости от того, артист он или, скажем, политический деятель) двигаться против течения. И если он этого не делает, то быстро борзеет и становится самодуром. У меня об этом – финал «Фальстафа и принца Уэльского», ведь там наверху, во властных кругах, сквозняк, наверное, больше и потому очень трудно усидеть на троне. Когда анализируешь природу власти, понимаешь, как вообще возник фашизм, ведь ужас заключался в том, что Гитлер овладел волей и настроением народа – подавляющее большинство его поддерживало. Сопротивление было, но незначительное».

ПРО ИНТУИЦИЮ

«Всегда повторяю своим коллегам: очень хорошо бы мобилизовать интуицию. Что такое интуиция, не знает даже ваша редакция. Но есть статистика, согласно которой люди сдают билеты на авиарейс, который кончится катастрофой. Они действуют под влиянием интуиции и от этих цифр нельзя отмахнуться».

Два выдающихся режиссера - Марк Захаров и Эльдар Рязанов. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Два выдающихся режиссера - Марк Захаров и Эльдар Рязанов.

ПРО ЗАВИСТЬ И СТЕРЕОТИПЫ

«Человек, добившийся благосостояния, в российском народном сознании подлежит уничтожению. Когда мы читаем в газете очередной «ужастик» о каком-нибудь страшном убийстве и в последних строках обнаруживаем, что покойник занимался бизнесом, — у читателей как гора с плеч. Почти всенародное облегчение. Россиянин вызывает у своих сограждан законную симпатию только в том случае, если он беден как церковная крыса и перебивается с хлеба на квас»

ПРО ПАТРИОТИЗМ

«Вообще риторика по поводу собственного патриотизма мне кажется подозрительной и вызывает недоверие. Настоящий патриотизм не декларируется, а проявляется в поступках людей, имеющих возможность их совершить. Патриотизм — чувство интимное, как и отношения с верой. Когда я учился в институте, нас иногда спрашивали: вы боретесь за мир? Я отвечал: да, конечно, я — за мир. Был такой обмен речевыми заклинаниями, и они получили вполне заметное распространение в культуре нашей страны. Страна же огромна по размерам и силе инерции, и ей, как большому океанскому лайнеру, чтобы повернуть и изменить курс, надо заблаговременно готовиться. И постепенно. Сразу ничего не выйдет».

ПРО ХУДОЖНИКА И ЦАРЯ

«Тот лозунг, который шахтеры повесили на Горбатом мосту «Все начальники сволочи», это очень, к сожалению, актуально для российской психики, для нашей ментальности. У нас, в общем, диалог с властью - это что-то постыдное, недостойное интеллигента настоящего. Если ты настоящий интеллигент, ты должен власть ненавидеть, а вот как Пушкин, то карикатуры, то шаржи, то какие-то эпиграммы, а потом общаться с государем, да еще как-то всерьез, да еще с удовольствием, вот этого допускать ни в коем случае нельзя. Это одна из химер нашего сознания, нашей ментальности».

ПРО РУССКИЙ ХАРАКТЕР

«Некая широта, мощь и душевная глубина русского характера, который меня очень волнует, сидит во мне. Во мне намешано много кровей, но процентов 75 славянской крови. Поэтому я это как-то ощущаю вместе со всеми нашими недостатками и нашей дурью, нашим неумением работать, нашей аритмичностью в работе и всякими другими еще пороками и химерами. Все-таки сидит в нас какая-то радостная ширь, радостный азарт, радостное движение неизвестно куда, но веселое движение. Вот это меня как-то привлекает и увлекает. Еще Ключевский, наш великий историк, заметил, что русский человек, великороссийский характер, может в три солнечных дня развить такую бешеную энергию, что никакой голландец, никакой европейский труженик за ним не поспеет. Правда, потом он постепенно чахнет и ложится на печь, и работоспособность свою резко снижает, но в какой-то момент он снова может продемонстрировать некое чудо»

Марк Захаров оставил после себя блок бессмертных фильмов и спектаклей, воспитал чуть ли не лучшее поколение советских актеров Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Марк Захаров оставил после себя блок бессмертных фильмов и спектаклей, воспитал чуть ли не лучшее поколение советских актеров

ПРО РОССИЙСКОЕ КИНО

«В кино мы впервые открыли для себя шокирующую нас истину: при некоторых особых условиях дилетант может быть выразительнее профессионала».

ПРО СЕБЯ

«В последние годы я слышу в свой адрес (особенно с глазу на глаз) много явно завышенных восторгов. Пока у меня хватает ума реально их оценить, а также ощутить свои слабости, сомнительные режиссерские акции, кстати, и человеческие. Я считался зримым воплощением всех худших сторон заблуждающегося и вредного художника сцены»

Марк Захаров: "Приближение смерти вызывает и обостряет в людях чувство национального самосознания и национальную память" Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Марк Захаров: "Приближение смерти вызывает и обостряет в людях чувство национального самосознания и национальную память"

ПРО СМЕРТЬ

«Приближение смерти вызывает и обостряет в людях чувство национального самосознания и национальную память. В людях происходит своеобразное очищение, рождается потребность освободиться от суетных комплексов, обрести мир и душевную гармонию с далекой российской землей».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх