Советский «Терминатор». Почему героя-партизана немцы обвиняли в колдовстве?

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде. Фотография из зачётной книжки студента.

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде. Фотография из зачётной книжки студента. © / Commons.wikimedia.org

 

«Он прекрасно говорил по-немецки — выучил в плену. Смелости парень был необыкновенной, просто фантастической. 22 апреля 1944 года зашёл в ресторан вблизи города Триест вместе с соратником-партизаном в форме ефрейтора вермахта, предварительно раздавив ампулы детонаторов. Они оставили сумки с взрывчаткой под столом, вышли из зала — якобы за забытыми в машине продовольственными талонами. Ресторан взлетел на воздух, немцы после этого двое суток вытаскивали из-под развалин трупы своих солдат».

 

Согласно свидетельствам очевидцев, этот человек (как сказали бы сейчас) был настоящим «советским Терминатором» и, пожалуй, являлся одним из лучших диверсантов Второй мировой войны. Он прославился дерзкими актами саботажа и нападениями на нацистов среди бела дня: на счету «партизана Михайло» около 1 000 (!) убитых немецких солдат и офицеров. Ему присвоено звание Героя Советского Союза, а в нескольких городах Словении стоят памятники в честь советского лейтенанта, считающегося также национальным героем Югославии. Так какое же его настоящее имя?

Мехти Гусейн-заде в Тбилисском военном училище, 1941 год.
Мехти Гусейн-заде в Тбилисском военном училище, 1941 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Не брезгуют гнусными методами»

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде родился в 1918 году в азербайджанском селе Новханы. До войны он окончил Бакинское художественное училище, позднее работал преподавателем рисования. Дважды пытался поступить в Академию художеств в Ленинграде, но неудачно. В начале Великой Отечественной парня призвали в армию: после «учебки» Мехти направили под Сталинград командиром миномётного взвода. В своём последнем письме сестре Гусейн-заде писал: «Здесь идут ожесточённые бои. Трудно описать злодеяния фашистов. Они не брезгуют никакими гнусными методами». В том же месяце Мехди после тяжёлого ранения попал в плен к оккупантам. Тогда нацисты поспешно создавали «национальные части» вермахта из представителей народов СССР и зачисляли туда военнопленных, зачастую не спрашивая их согласия. Так Гусейн-заде оказался в «азербайджанском легионе». 

В 1943 году азербайджанцев вывезли в северную Италию, и подпольщики среди военнопленных тут же установили связи с итальянскими и югославскими партизанами-коммунистами. Мехти удалось похитить документы с планами наступления немцев на бригаду «Гарибальдийцы», а два азербайджанца из легиона (Рашид Рагимов и Гасан Джаббаров) передали бумаги итальянцам. Партизаны нанесли упреждающий удар, многие немецкие солдаты были убиты… Увы, Рагимова и Джаббарова гитлеровцы разоблачили и вскоре расстреляли.

Сделал могилу из кинотеатра

В январе 1944 года Мехти Гусейн-заде вместе с группой товарищей сбежал от нацистов и присоединился к югославским партизанам в Словении. Из «новеньких» сформировали «русскую роту», ибо все выходцы из СССР для югославов автоматически считались русскими. Взяв себе псевдоним «Михайло», Мехти в итоге «прогремел» как наиболее удачливый диверсант на земле Югославии. Помогало то, что он отлично знал немецкий язык. Вскоре Михайло уничтожил нацистскую казарму: одетый как нацист, он спокойно вошёл в помещение и спрятал мину в огнетушителях, а затем привёл в действие взрыватель. 

2 апреля 1944 года Гусейн-заде и другой азербайджанец, Мирдамат Сеидов, по схожей схеме (с переодеванием в немецкие мундиры) заложили взрывчатку в кинотеатре, битком набитом оккупантами. 120 гитлеровцев были убиты и 220 ранены. Итальянская фашистская газета «Ил-Пикколо» в своей публикации обозвала партизан «террористами», «ублюдками» и «кровавыми коммунистами». Такая критика обошлась ей дорого: Мехти подорвал редакцию и типографию этого издания. Соратники Михайло отмечали: тот был просто одержим местью вермахту за унижение в плену, за своё ранение, за то, что его заставили надеть ненавистную форму… да в принципе, честно говоря, за всё сразу.

Партизан Михайло, 1944 год.
Партизан Михайло, 1944 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Убил 20 солдат из автомата»

День, когда он не убивал ни одного немца, советский лейтенант считал напрасно прожитым. Список всех его диверсий трудно перечислить, это отдельную книгу издавать нужно. По приказу партизанского штаба Мехти расстрелял майора гестапо Кертнера, заявившись к нему прямо в рабочий кабинет. Устроил засаду, уничтожив 10 грузовиков противника с боеприпасами. В мундире офицера люфтваффе проник на аэродром, установил магнитные мины — в клочья разнесло 2 самолёта и 25 немецких автомобилей. Он словно считал себя неуязвимым, постоянно подвергаясь опасности: на мотоцикле подъехал к роте вермахта, совершавшей учебный марш без оружия, убил из автомата 20 солдат и скрылся. В городе Гориции угнал нацистский грузовик с гранатами и патронами. В октябре 1944 года Михайло (снова в гитлеровском кителе) организовал налёт группы партизан на тюрьму оккупантов, освободив 700 узников, в их числе — 147 советских пленных. 

В Мехти стреляли много раз, но пули миновали храбреца. И среди партизан, и даже среди немцев поползли слухи, что советский офицер — «заговорённый», колдун: имеет амулет, дарующий невредимость. Немцы назначили за голову Михайло награду: 400 тысяч итальянских лир. Однако получить её было некому: партизан виртуозно уходил от облав. В биографии Мехти Гусейн-заде, изданной в СССР в 1975 году, приведён документ из архивов Югославии: «Можно считать, что в результате его действий убито около 1 000 немцев, среди которых были в основном офицеры». Поистине удивительно: столько дерзких нападений, и партизан всегда оставался цел. Да, тут уж поверишь в колдовство.

книги «На боевых путях» (1936). Художник М. Гусейн-заде.","author":"","source":{"url":"http://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page","title":"Commons.wikimedia.org"},"photobank":null}">
Обложка книги «На боевых путях» (1936). Художник М. Гусейн-заде.
Обложка книги «На боевых путях» (1936). Художник М. Гусейн-заде. Фото: Commons.wikimedia.org

Забрал винтовку, сбежал

Однажды гестаповцы схватили Михайло: тот был в крестьянской одежде и назвался бродячим художником. Немцы немедленно потребовали набросать рисунок карандашом, и Мехти охотно это сделал: всё же, как-никак, специальное училище окончил. Оккупанты оставили «художника» под арестом «до выяснения обстоятельств». Через 2 недели азербайджанец убил часового, забрал его винтовку и сбежал. Казалось бы, вечный счастливчик, ему небывало везёт. Увы. 

2 ноября 1944 года Мехти Гусейн-заде погиб в бою. Существует множество версий его смерти, но все они сходятся в одном: во время ночёвки партизан в глухой деревне туда внезапно нагрянули немцы. Возможно, кто-то из местных жителей оказался предателем. Михайло был тяжело ранен. Чтобы не попасть снова в руки врага, которого ненавидел всей душой, он застрелился.

Советского воина похоронили югославские крестьяне, впоследствии партизаны перенесли останки на кладбище села Чепован. После войны отношения СССР с Югославией испортились, и о герое долгое время не вспоминали. Лишь в 1956 году газета «Красная Звезда» опубликовала статью «Храбрость партизана», а КГБ Азербайджанской ССР начал расследование по поводу подвигов Михайло. К сбору фактов и документов присоединилось посольство Югославии. 11 апреля 1957 года лейтенанту Красной армии Мехти Гусейн-заде было присвоено звание Героя Советского Союза. Как заявил историк Станко Петелин, Михайло уничтожил больше командных кадров противника, чем весь 9-й корпус Народно-освободительной армии Югославии, где он сражался. 

Герою стоят памятники в словенском городе Мариборе (в Нова-Горице открыт мемориальный музей его имени) и в столице Азербайджана Баку. Мы тоже не забудем: азербайджанец Мехти сражался в «русской роте» и гордился тем, что говорит по-русски. Своей тёте перед уходом на фронт он сказал: «Мой долг встать на защиту нашей Родины — СССР».    

Памятник Мехти Гусейн-заде в Баку.
Памятник Мехти Гусейн-заде в Баку. Фото: Commons.wikimedia.org

 

Источник ➝

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх