На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    А вот потому и не взяли, что маразм-шизанутость за ней давно наблюдали.Избавиться и забыть
  • Олег Самойлов
    Мадам anna_n8mailru Надежда Антошкина могла бы назвать пару-тройку НАШИХ товарищей, родных россиян, кто бы трудился З...Мрачные прогнозы ...
  • Андрей Корольков
    А что, Армения ещё существует? Я думал, что Пашиняна пристрелили после предательства Карабаха , а все армяне слились ...Пашинян пытается ...

Безмозглость горбачёвской власти – главная трагедия Дмитрия Язова

Сергей Шойгу и Дмитрий Язов (Фото: Вадим Савицкий / ТАСС)

25 февраля на 96-м году жизни скончался последний министр обороны СССР, маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. Несколько месяцев назад он дал большое интервью обозревателю "Комсомольской правды", попросив опубликовать некоторые абзацы только после его смерти.

 

  Виктор Баранец:

Я был у него в день рождения, 8 ноября прошлого года. Мы, насколько возможно в его состоянии, поговорили. Маршал отвечал на мои вопросы.

Для меня важно, как для журналиста, как военная власть реагирует на какие-то сигналы беды, которые идут от военных людей. И мы с ним вспомнили одну такую историю. Однажды я опубликовал в "Комсомолке" крохотную, размером со спичечную коробку, заметку. Называлась, по-моему, "Кто поможет прапорщику-вдовцу". А суть вопроса была вот в чём. У прапорщика было трое детей, один – двухмесячный. Однажды он попросил у командира "УАЗик", чтобы поехать зарегистрировать этого карапуза. И когда поехали, это было где-то на Камчатке, попали в страшную аварию, в которой погибла жена прапорщика. Этот прапорщик прислал письмо в "Комсомолку", говорит: представляете, никто не помог. Офицеры и прапорщики скидывались на похороны жены. Никто даже с детьми не посидел. Хотя ему положены льготы…

Я это опубликовал в "Комсомолке". И вот, представьте себе, где-то в 5 часов 30 минут, я хорошо помню, мне раздаётся из Министерства обороны звонок от помощника министра обороны Советского Союза, полковника Михаила Замыслова, который спрашивает: "Виктор, маршал уже на работе, он сейчас читает эту заметку, спрашивает: ты отвечаешь за все слова, всё ли там правда?" Я говорю: товарищ полковник, я могу вам хоть сейчас привезти это письмо прапорщика. "Быстро привозите". Я смотался в "Комсомолку", забрал письмо и привёз, чтобы его передали Язову.

Что вы думаете? Денька через два я по каким-то делам, помню, подъезжаю к "Комсомолке". И вдруг вижу там двух пунцовых генералов, трёх полковников, которые привезли в "Комсомолку" ответ маршала Язова. Это была копия приказа министра обороны. Командира дивизии за бесчеловечное отношение к подчинённому, у которого случилась страшная беда, отстранить от должности и понизить в звании. Начальника финансовой службы дивизии уволить. Начальнику финансовой службы округа объявить неполное служебное соответствие. Это – самое страшное наказание, которое могло только быть. И ещё целый выводок был наказанных людей. Вот какая реакция была у министра обороны.

Я часто думаю, что вот так бы всем военачальникам реагировать на заметки нашей прессы. В этом отношении во многом повторяет Язова нынешний министр обороны. Как только какой-то критический сигнал – тут же из Минобороны позвонят, проверят информацию, и мгновенно следует такая же язовская жёсткая реакция на бесчеловечность.

У меня много, очень много воспоминаний. Они разные. Я, например, помню хорошо, что он во время этого последнего интервью не вычеркнул. Сначала поставил вопрос, а потом всё-таки подтер ластиком, сказал: "Оставьте". Я задал ему очень жёсткий вопрос: "Дмитрий Тимофеевич, вам когда-нибудь было стыдно за какой-нибудь свой поступок?". Он говорит: "Да, было стыдно. Один раз, но я до самой смерти буду просить прощения у тех людей, если они живы". Рассказывает: "Это было под Ленинградом. И я юным лейтенантом попал в окопы, на передовую. Вижу, там, в блиндажах, сидят люди с огромными лицами. Я думаю: ничего себе, тут фронт, а у них такие оплывшие морды. Подхожу к одному из бойцов, у которого лицо шире каски, и говорю: слушайте, где вы нажрали такие морды? И тот человек посмотрел на меня такими обиженными глазами и говорит: лейтенант, мы две недели зёрнышка не имели, мы выбивались из окружения, мы еле сидим, не ели, опухли от голода. Вот тогда мне стало стыдно, и стыдно до сих пор. Будет стыдно, Виктор, до самой моей смерти". Это много говорит о Дмитрии Язове.

Язова часто осуждали: и за ввод войск в Литву, и за события августа 1991 года, и за деятельность при Горбачёве. Но вся его трагедия заключается в том, что бездарная политика Горбачёва втянула армию в эти кровопролитные процессы. И Язов не виноват в том, что безмозглость горбачёвской власти заставляла армию расчехлять танки и идти против мирного населения. В этом трагедия маршала Язова. Но совесть его, честь при этом чисты.

Дмитрий Язов, выполняя все приказы и распоряжения президента и Верховного главнокомандующего, всегда находился во внутренней оппозиции Горбачёву. Самые колючие, выстраданные, горькие слова во время всех наших разговоров были, конечно, сказаны в адрес бездарной политики Горбачёва – и его внутренней политики, и отношений с армией. Это была самая большая язовская боль. И она не утихла у него до самой смерти.

Виктор Баранец 

Военный обозреватель КП
 
 
 
Маршал Советского Союза Дмитрий Язов.
Маршал Советского Союза Дмитрий Язов. © / Алексей Дружинин / РИА Новости

10 фактов из жизни Дмитрия Язова

Остался в школе на второй год, потому что не было рубашки

Будущий министр обороны СССР был «добровольным второгодником». Диме Язову было девять лет, когда умер отец и ему пришлось стать главным мужчиной в семье. Как вспоминал потом маршал, в 4 классе он остался на второй год по доброй воле — для продолжения учебы нужно было ехать в другой поселок, а у Дмитрия не было даже нормальной рубахи.

В Красную Армию попал 17-летним, приписав себе лишний год

В Красную Армию в ноябре 1941 года Дмитрий Язов поступил добровольцем, нарушив при этом закон. 17-летний ученик 10 класса призыву не подлежал, однако в военкомате сообщил, что он 1923 года рождения, а не 1924-го, как на самом деле. Дмитрия отправили на обучение в Московское Краснознаменное пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР, в тот момент эвакуированное в Новосибирск. Язов окончил его в июне 1942 года, после чего в звании лейтенанта был направлен на фронт. Аттестат об окончании школы Дмитрий Тимофеевич получил только в 1953 году, будучи уже майором.

Был тяжело ранен при прорыве блокады Ленинграда

Дмитрий Язов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах в должностях командира стрелкового взвода и командира стрелковой роты 483-го стрелкового полка 177-й стрелковой дивизии, командира взвода фронтовых курсов младших лейтенантов Ленинградского фронта. Молодой офицер участвовал в обороне Ленинграда, в наступательных операциях советских войск в Прибалтике, в блокаде Курляндской группировки германских войск. 

Много лет спустя он вспоминал: «Когда ты идешь в атаку, когда огневые точки не подавлены, ты чувствуешь: будь что будет. Страшно, пока ты думаешь, что вот надо подняться в полный рост и повести за собой в атаку. Очень страшно. А как вскочил, то тут уже ни до чего. Нам, молодым пацанам, было легче, а 50-летних солдат поднимали матом... Я был пацан по сравнению с теми солдатами, которые пришли по Ладожскому озеру из осажденного Ленинграда, с опухшими от голода лицами». Язов во время войны был дважды ранен, причем второе, тяжелое, ранение было получено при прорыве блокады Ленинграда.

 

Получил орден Красного Знамени за оборону Кубы во время «Карибского кризиса»

Дмитрий Язов был непосредственным участником так называемого «Карибского кризиса». 400-й мотострелковый полк 63-й гвардейской стрелковой дивизии, которым командовал Язов, был скрытно переброшен на Кубу и находился там с сентября 1962 года по октябрь 1963 года в боевой готовности для отражения вторжения войск США на Остров Свободы. Военного столкновения не произошло, но за данную операцию Язов был удостоен ордена Красного Знамени.

Первое генеральское звание получил в 1968 году

Накануне 50-летия Октябрьской революции Дмитрий Язов окончил Военную академию Генерального штаба, после чего был назначен командиром 122-й гвардейской мотострелковой дивизии Забайкальского военного округа. В начале 1968 года ему было присвоено первое генеральское звание — он стал генерал-майором. За последующие девять лет он прошел путь от комдива до первого заместителя командующего войсками Дальневосточного военного округа, поднявшись в звании до генерал-полковника.

В министры обороны СССР попал после визита Горбачева на Дальний Восток

В 1986 году советский генсек Михаил Горбачев совершал поездку по Дальнему Востоку. Помимо партийных руководителей региона, главу страны сопровождал и тогдашний командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал армии Язов. Горбачеву понравилась спокойная уверенность генерала Язова и образцовый порядок в воинской части, в которой побывал генсек. Советский лидер, столкнувшись с «генеральской фрондой», протестовавшей против его реформ, решил выдвинуть на пост министра обороны человека, максимально далекого от столичных интриг. В январе 1987 года Язова неожиданно назначили заместителем министра обороны СССР, а уже через четыре месяца он поднялся на высшую военную ступень.

 

Стал первым министром обороны СССР в звании генерала армии за несколько десятилетий

Дмитрий Язов был назначен министром обороны Советского Союза в мае 1987 года. На тот момент военачальник носил звание генерала армии. Это было крайне необычно, поскольку с 1930-х годов наркомами и министрами обороны страны были лишь носители звания маршала. Единственным исключением являлся Иосиф Сталин, который, став в 1941 году наркомом обороны, вообще не имел никакого воинского звания, а в 1943 году сразу стал маршалом.

Участвовал в ГКЧП, но отказался отдавать приказ на применение силы

Язов, не согласный с курсом Горбачева, в 1991 году выступил против предлагаемого им нового Союзного договора. Министр обороны предупреждал президента: предлагаемый им новый союзный договор нежизнеспособен, он не позволит сохранить единую систему управления Вооруженными Силами, их растащат по национальным квартирам. Президент только отмахивался, а затем и вовсе уехал на дачу в крымский Форос, заметив, что в случае осложнения ситуации придется ввести чрезвычайные меры. 

В итоге Язов примкнул к Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). 19 августа 1991 года войска по приказу Язова взяли под контроль стратегические важные объекты, а также центры государственного управления. Но какой-то внятной программы дальнейших действий не было. Особенно после того, как выяснилось, что президент РСФСР объявил о намерении «дать отпор путчистам». В ночь на 22 августа 1991 года министр обороны СССР Дмитрий Язов был арестован. В феврале 1994 Государственная Дума амнистировала участников ГКЧП. 

«Знаете, почему ГКЧП проиграл? Честно скажу, потому что надо с народом было работать. А думали, что вот танки ввели и все, — говорил Язов много лет спустя в интервью „Российской газете“. — Моя совесть чиста, я не заартачился перед своим народом, хотя я имел, так сказать, возможность. Силы-то были у нас. Мне предлагали занять все аэродромы воздушно-десантными войсками. Ничего не стоило отдать команду, и всё. Но к чему бы это привело? Только к крови. Во имя чего? Ради того, что мне свою шкуру жалко? Я ею никогда не дорожил. Надо быть выше своих амбиций. Это порой непросто, но можно. Уж поверьте». 

 

Последний орден получил в феврале 2020 года

После отставки Язов некоторое время занимал должности главного военного советника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, главного советника-консультанта начальника Военной академии Генерального штаба, а с 2008 года являлся генеральным инспектором Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации. Свою последнюю государственную награду маршал Язов получил 4 февраля 2020 года — за большой вклад в развитие ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Был последним человеком, носившим звание «Маршал Советского Союза»

28 апреля 1990 года министру обороны СССР Дмитрию Язову указом Горбачева было присвоено звание «Маршал Советского Союза». Это было последним присвоением такого звания в истории СССР. В биографии Дмитрия Тимофеевича вообще оказалось много «последнего» — он был последним министром обороны нашей страны, участвовавшим в Великой Отечественной войне, а также последним живым носителем звания «Маршал Советского Союза». 25 февраля 2020 года таковых не осталось.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх