На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Павлов
    Европейцы они сейчас все сплошь такие. Чему удивляться?!  Им хозяин приказал, вот они молотят. что приказано, не дума...О странностях виз...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Ливерный тухлый олух и в Китае обосрался как анька бербочка в индии.О странностях виз...
  • Sergey Ivanov
    Схитрил автор! Фотки нашего завода сделаны в цехе финишной обработки. Понятно: такие цеха всегда чистые! А вот фотки ...США безнадёжно от...

Минтруд отказывает в соцзащите

Фото: Сергей Портер/Fotoimedia /ТАСС

Безработных поделят на «достойных» денежной поддержки и тех, кто справится без нее

Министерство труда и социальной защиты сообщило о подготовке законопроекта, меняющего принцип начисления пособий по безработице. Как пояснил глава ведомства Максим Топилин, изменения позволят увеличить выплаты российским безработным на 70%, не наращивая при этом бюджетных расходов. Иными словами, деньги просто перераспределят: кому-то достанется больше, чем сейчас, а кому-то не останется ничего.

Право против справедливости

Максимальная величина пособия по безработице на текущий год, согласно решению правительства, составляет 4900 рублей. Для людей, потерявших работу с ежемесячным жалованьем в 20–40 тысяч рублей (а именно такой диапазон зарплат наблюдается почти везде за пределами МКАД), такая «помощь» от государства выглядит натуральной издевкой: прожить на эти деньги при нынешнем уровне цен в принципе невозможно. В случае принятия законопроекта размер выплат увеличится до 8 тысяч рублей. Почувствуйте разницу: этой суммы уже хватает на то, чтобы приобрести минимальный набор продуктов на месяц.

Однако в экономике, как и в физике, действует закон сохранения материи: если где-то прибыло, значит, где-то убыло.

По мнению авторов проекта, более существенных денежных пособий достойны граждане, имеющие значительный трудовой стаж. С одной стороны, это логично: человек долго и успешно трудился, но из-за кризиса неожиданно лишился рабочего места и попал в сложную жизненную ситуацию. Не его вина, что российскую экономику шатает из-за отраслевых перекосов и лихорадит от скачков нефтяных цен. Кроме того, обширный стаж — это еще и своего рода гарантия, что будущий получатель пособия не относится к категории «профессиональных тунеядцев» и не будет по своей воле сидеть на шее у государства.

С другой стороны, убудет у другой категории безработных — у тех, кто впервые ищет себе рабочее место или ранее не участвовал в системе социального страхования. Иными словами, Минтруд предлагает не тратиться на вчерашних студентов и сотрудников «серых» областей экономики, решивших выйти из тени. Этим категориям граждан, по мнению Топилина и его подчиненных, государство должно помогать переобучением и рабочими местами, но не деньгами.

Одни на всех

Нельзя не признать, что в предложении Минтруда имеется рациональное звено. Критики новшества могут заявить, что такая практика нарушит права части граждан, тогда как Конституция номинально гарантирует равные права для всех. Однако на практике, чтобы реализовать большинство своих прав, граждане должны сами приложить усилия.

Фото: Максим Богодвид /РИА Новости

Пенсию, скажем, нужно заработать; для получения водительского удостоверения — отучиться в автошколе и сдать экзамен; для приобретения оружия — пройти специальные курсы и собрать кучу справок. Почему тогда право на получение пособия по безработице должно быть исключением? Пока гражданин не вложил ни рубля в фонды, из которых выплачиваются пособия состоящим на учете в службе занятости, вряд ли он имеет много оснований ожидать, что государство будет содержать его за счет взносов других людей.

Преследовать или игнорировать?

В 2015 году в России насчитывалось 1,1 млн официально зарегистрированных безработных. Это 1,3% населения страны. Не секрет, однако, что далеко не все граждане, оказавшись без работы, спешат регистрироваться на биржах труда. Таких «молчунов», независимо от того, чем они занимаются на самом деле (многие, разумеется, работают, но неофициально), власти традиционно именуют тунеядцами и регулярно высказываются за их законодательное преследование (по аналогии с Советским Союзом) или хотя бы за взимание с них налога или специального платежа.

В 2013 году к этому призывал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев; затем в апреле 2013-го депутаты Заксобрания Петербурга подготовили пакет поправок о введении уголовной ответственности для лиц, «сознательно уклоняющихся от трудоустройства». Парламентарии предлагали приговаривать тунеядцев к году исправительных работ. «Сажательный» зуд коллег Виталия Милонова охладили в Госдуме, наотрез отказавшись рассматривать инициативу как явно антиконституционную.

Позже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила лишать пособий и льгот всех граждан, принципиально не желающих работать. В мае 2015-го с инициативой о введении «налога для тунеядцев» выступил замглавы Роструда Михаил Иванков.

Нынешнее предложение Минтруда принципиально отличается от этих инициатив. Оно не умножает сущностей государственного управления, не плодит новых статей УК и не требует создания новых контролирующих и проверяющих структур. Вместо создания новых чиновничьих кормушек ведомство предлагает изменить режим работы уже существующих структур. Государству не потребуется тратить дополнительные средства на охоту за «тунеядцами», вместо этого бюджет будет экономить средства на тех, кто официально не работает и не платит отчислений.

Люди за бортом

Есть, однако, у схемы Минтруда и серьезный недостаток. В начале года власти признавались, что не имеют сведений о том, чем занимаются и где работают 22,5 млн россиян. Вряд ли столь значительное количество людей может поголовно быть лентяями и маргиналами. А если они вынуждены работать в тени, то это говорит не об их злонамеренности, а о системном перекосе российской экономики.

Если предложение Минтруда окажется принято и в дальнейшем распространится на медицинское обеспечение, детские сады и прочие социальные блага, то более четверти экономически активного населения страны окажется за бортом социальной политики государства. Это еще не уровень Африки, но уже вполне себе Латинская Америка. Снижение уровня социальной защищенности граждан неизбежно повлечет за собой развитие криминала, коррупции… Вряд ли это тот путь развития, которого хотелось бы России.

Беда в том, что в рамках действующей экономической модели ребус не решается. Российская экономика в своем нынешнем виде страдает от последствий «голландской болезни», от низких нефтяных цен; механизм распределения сырьевой ренты, сложившийся в сытые двухтысячные, больше не работает. А значит, даже самые лучшие попытки маневрировать ресурсами будут неизбежно приводить к спасению одних отраслей или групп населения за счет удушения других.

Реально изменить ситуацию сможет только выстраивание самодостаточной экономики, создающей прибавочный продукт и обеспечивающей население миллионами новых рабочих мест. Такая экономика не строится за неделю, зато и работает потом не один десяток лет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх