На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Гении, которые творили вопреки возрасту и болезни

К концу жизни Бетховен был абсолютно глухим. Он писал музыку, полагаясь лишь на внутренний слух. Зажимал деревянную палочку в зубах и «чувствовал» звуки, прислонив её к пианино.

Великий композитор продолжал создавать шедевры, став, по сути, инвалидом. Также как и знаменитые художники.

У Репина, Моне, Дега болезнь забрала их главный рабочий инструмент – руки или глаза. Но не желание творить!

.

Феноменальная зрительная память против слепоты

Французского художника-импрессиониста Эдгара Дега называли «живописцем танцовщиц». Они запечатлены на сотнях его полотен.

Самую знаменитую картину из этой серии, «Голубых танцовщиц», Дега написал в 1897 году. Тогда он уже плохо видел: ещё в молодом возрасте у художника обнаружили отслоение сетчатки глаз. Конечно, сейчас такое заболевание поддаётся лечению, например, с помощью лазерной операции. Но в то время прогноз был неутешительным.

Голубые танцовщицы, Э. Дега
Голубые танцовщицы, Э. Дега .

Художник старался беречь глаза: избегал солнечного света, предпочитал рисовать в помещении, а не на воздухе. Возможно, именно из-за болезни он стал писать пастелью.

Этот материал позволял Дега рисовать, находясь на близком расстоянии от полотна. Можно заметить, что фигуры, изображенные на его поздних картинах, укрупнены. Кажется, будто художник любуется ими вблизи.

Вообще же Дега обладал феноменальной зрительной памятью. Он не рисовал с натуры в прямом смысле слова – модели не позировали ему, а танцевали, занимались обычными делами. В это время художник запоминал каждый их жест. И только когда они уходили, он начинал творить.

Может быть, поэтому гениальный живописец долго не уступал болезни и писал, опираясь на память. Даже в конце жизни совершенно слепой Дега рисовал углём.

Фиолетовый и жёлтый на картинах – цвета болезни

Ещё при жизни Клода Моне, одного из основоположников импрессионизма, был распространён миф, будто бы у живописца необычные глаза. Мол, они устроены так, что он рисует, видя картину целиком. Тогда как обычному человеку нужно отойти на большое расстояние, чтобы увидеть, как из разрозненных мазков краски складывается рисунок.

Но свои последние шедевры Моне писал с катарактой обоих глаз, то есть, почти слепой, – техника живописца не изменилась. Зато поменялся цвет! Если катаракту не лечить, она проявляется в ксантопсии, когда весь мир человек видит в желтоватом или красноватом цвете.

Это можно обнаружить в картинах Моне из серии «Венеция». Чем позже написано полотно, тем более у него нереалистичные, «марсовые», оттенки.

Венеция. Сумерки. Клод Моне
Венеция. Сумерки. Клод Моне .

Лишь в 80 лет уже слепой художник согласился на операции. К сожалению, они не вернули Моне «зрение Моне»: один глаз остался без хрусталика и видел в фиолетово-голубых оттенках, в другом всё двоилось, виделось жёлтым.

Однако живописец работал почти до самой смерти и писал с помощью «воображения». Правда, можно заметить, что кувшинки на картинах позднего Моне не белые, а голубые.

Левша поневоле

Знаменитый русский художник Илья Репин дожил, как и Моне, до 86 лет. Он был ярым сторонником здорового образа жизни. Не ел мясо и спал при открытых окнах, чем часто шокировал современников. Писал Репин не переставая.

В 50 лет у художника стала отказывать правая рука. Возможно, это была фокальная дистония кисти – заболевание тех, кто подолгу сжимает предмет (кисточку или смычок). Но Репин не унывал, а научился писать левой рукой, привязывая палитру к туловищу.

«Гопак» Репина последнее большое полотно, которое художник писал до самой смерти .

Довольно сложно научиться пользоваться другой рукой, а уж рисовать грандиозные полотна, подобные девятиметровому «Заседанию Государственного совета», – почти невозможно.

Но Репин отличался сильным характером. Он стал выполнять специальные упражнения, которые современные неврологи назвали бы «нейрогимнастикой». И даже отчасти восстановил подвижность руки.

Что объединяет этих живописцев, живших, кстати, в одно время? Сила характера и неудержимая жажда творить. Болезнь же придала их творчеству новый импульс: Дега занялся скульптурой, Репин - объединился с учениками, а Моне изобразил обычные кувшинки в сотнях разных оттенков.

Картина дня

наверх