Татьяна Петрова предлагает Вам запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»
Вы хотите запомнить сайт «ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

САЙТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МУДРОГО ВОЗРАСТА

Александр Ширвиндт: Живя в России, сложно не материться

развернуть

Александр Ширвиндт: Живя в России, сложно не материться

У Ширвиндта новая роль – пожилой клоун в спектакле «Где мы?» родного Театра сатиры. Пожалуй, артист впервые принимает участие в фантасмагории – так в программке обозначено произведение.

Действие происходит в сумасшедшем доме, который невольно сравниваешь с нашей страной.

У нас – своя жопа, подвешивай как хочешь

– Идею этой постановки принесли в театр мои ученики – Саша Олешко и Родион Овчинников, – рассказывает Александр Анатольевич. – Родион – человек спонтанно талантливый, хорошо пишущий – «нарисовал» зерно будущей постановки. Нам это показалось интересным – рассказать о полемике вкусов поколений. Мы и навалились.

Вспомнились давно ушедшие времена, когда театр работал с автором. Ведь сейчас чаще всего присылают очередную графоманию, которой у меня весь стол завален. Как приложение – рекламу того или иного автора, что где-нибудь в Сызрани с огромным успехом идет его спектакль «Писькин кот», все это с фотографиями. И дальше страниц на шестьдесят какой-нибудь бодяги. А не читать нельзя, потому что – а вдруг Гоголь или Горин? К счастью, это «вдруг» кончается на пятой странице, когда ты понимаешь, что читать дальше бесполезно. В данном же случае мы делали постановку вместе – придумывали, дописывали, переписывали в процессе работы.

– Я так полагаю, что и сейчас, когда спектакль уже идет в театре, что-то добавляете на злобу дня. Например, упоминаете пресловутую пенсионную реформу...

– Гуляй, рванина, понимаешь! Свое же. В «Горе от ума» подсудно переделать рифму, хотя кто-то и делает с классикой что захочет. Молодая режиссура сейчас начинается с того, что автор – Салтыков-Щедрин или Гоголь – старомодное говно. И Вассу Железнову для остроты подвешивают за задницу к люстре. А у нас – своя жопа, своя люстра, подвешивай как хочешь.

– Кстати, как вы относитесь к пенсионной реформе?

– Кстати?! Не могу точно определить плюсы и минусы ее... Ну, вот исполнилось 85 лет моему другу – режиссеру Марку Захарову. Я задумался. Нашей дружбе 61 год, то есть по новым правилам предпенсионный возраст, а еще вчера наша дружба была бы уже на пенсии.

А еще подумай: суммарный возраст одиннадцати художественных руководителей московских театров старше Москвы. Ведь каждому от 80 до 86 лет! Вот где реформа, наверное, нужна. Но реформа – не революция. Не хочется крови и смертей.

Старость – это неприятно

– В спектакле «Где мы?» вы играете пожилого клоуна. Вспоминается Юрий Никулин, который, еще будучи вполне в силах, ушел на пенсию: считал, что седого клоуна будет жалко. Некоторые зрители тоже думают, что пожилой артист на сцене – это печальное зрелище. Как вы считаете, до какого возраста артист может выходить на сцену?

– Помнишь эту бодряще-комсомольскую песню «Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед»?! Так вот, пока ходить умею... Другое дело, что нужно соизмерять походку с тем, что ты делаешь на сцене.

Великий Михаил Царев играл в Малом театре Чацкого до упора. Все хихикали, ему уже было в районе 60 лет тогда. В первой сцене он вбегал. Сидела совершенно прелестная актриса Юдина, игравшая Софью. Ей было лет, наверное, двадцать. Он шлепался на колени: «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног...» А потом шептал: «Поднимите меня». И Софья дрожащими руками поднимала Чацкого. В этом, конечно, есть странность. А вот выползать старым клоуном и говорить, что мне уже 400 лет – в этом стыдности нету. Но выползти мало – надо и уползти. В одной сцене, где я должен спрыгнуть с «кольца», меня прихватывают артисты, играющие санитаров. А ведь еще несколько лет назад я мог бы это сделать без посторонней помощи.

– Вы бываете в Доме ветеранов сцены или в Доме ветеранов кино?

– Когда-то часто посещал, выступали там. Страшно, конечно. Помнишь, в аэропортах были такие накопители? Минут за сорок до отлета самолета пассажиров накопляли в таком жутком предбаннике, в тесноте, духоте. Так вот эти Дома ветеранов – как накопители перед выходом в небеса. Есть такая картина Лактионова «Обеспеченная старость», которую он нарисовал в Доме ветеранов сцены. Стол, заваленный фруктами, сидят вокруг благостные бывшие артисты, божьи одуванчики. Помесь ангелов с тенями.

– Старость – это страшно?

– Неприятная штука. Когда просыпаешься, чувствуешь, что и коленка не болит, и давление в норме. Думаешь: ура! Но это всего лишь на семь минут. Consuetudo est altera natura: привычка – вторая натура. За бесконечное количество лет, что работаешь, внутри изношенный мотор, попёрдывая, все равно крутится. Бывает, думаешь: нет сил, все надоело. Садишься на берегу с удочкой. День проходит, два, а потом начинает свербить... Когда-то мой друг, покойный драматург Саша Володин написал мне:

Проснулся и выпил немного,
Теперь просыпаться – и пить.
Дорога простерлась полого,
Недолго осталось иттить.

– Как-то вы сказали в интервью: «Я успокоился, ориентируюсь теперь на интуицию». Как это понимать?

– В нашей стране мы прошли огромное количество катаклизмов. Кардиограмма смысла – как у взбесившегося инфарктника. А ты во всем этом существовал, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился. Страшно выглядеть идиотом. Когда все ясно и когда на эту ясность накладывается темпераментная полемика – это опасно. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично.

– В вашем спектакле звучат слова, которые немного резковаты для слуха – «жопа», «говно»... Вы считаете, это можно говорить со сцены?

– Я вообще-то в жизни матерщинник, но терпеть не могу, когда на сцене выражаются. Законодательно отменили четыре слова, ты напечатать их сейчас не сможешь. А что касается, например, жопы – это семечки. Материться нельзя, но говорить на родном языке необходимо. В России не материться сложно. Куда деть тогда Пушкина, Баркова, Козьму Пруткова?! И главное – важна интонация и степень необходимости.

Портрет Путина на всякий случай

– Недавно в Москве открылась «Директорская ложа». Директора театров теперь собираются, решают общие проблемы. Вам не обидно, что эти заседания проходят без художественных руководителей?

– Когда-то покойный директор Дома актера Маргарита Эскина уже делала нечто подобное. Только у нее была ложа художественных руководителей театров. Да, сейчас этой ложи нет. Видимо, боятся, что худруки уже не дойдут до этих заседаний – уложатся в пути.

Смотрю на театральную «Директорскую ложу» – там действительно мощные директора. Думаю, что создание подобной ложи – это сигнальчик о закрытии полемики о нужности русского репертуарного театра. Сегодня продюсерство, театр менеджеров конечно же превалируют, а институт худруков шатается. Поэтому поступок Владимира Андреева, который ушел с поста руководителя Театра имени Ермоловой, порекомендовав на эту должность Олега Меньшикова, мудрый и правильный. Андреев – единственный из нашей старой банды, который так сделал, но надо учитывать, что Меньшиков – его ученик и театральный актер. Таких на пальцах...

Думаю, что худруки, как атавизм, отпадут, а в театрах останется мощный продюсер, нанимающий режиссуру. Звучит грустновато, конечно. Или это идеально совмещенная фигура худрук-директор, в одном лице, чтобы не ревновать друг друга к полномочиям, а ссориться с самим собой.

– Помню, раньше в вашем кабинете висел портрет Владимира Путина. А сейчас что-то не вижу. Разочаровались в нем?

– Никакого разочарования. Портрет стоит у директора нашего театра, на всякий случай. Я ведь знаком с Владимиром Владимировичем давно, еще когда он работал у Собчака в Питере. Я удивляюсь его патологической трудоспособности, его компьютерной загрузке информации. Это удивительная штука. Понимаешь, мне есть с чем и с кем сравнивать.

Когда мы жили в застенках, а за железным занавесом шла неслыханная жизнь, мы существовали келейно. На кухне, в Доме актера. Ходили на бега, а под одеялом говорили: доколе? Занавес подняли, и оказалось, что кошмар везде. Сейчас у меня ощущение, что планета находится в очень плохом состоянии: тайфуны, землетрясения, наводнения участились со страшной силой. Потухшие вулканы все чаще стали открывать пасти, плюются лавой. Может, Боженька, в которого я верю относительно, или инопланетяне смотрели-смотрели на нас и подумали: «Надоело!» И начинают давать нам серьезные знаки в виде этих наводнений. Мы же не мыслим вселенски, только огородами и полемикой в передаче у Соловьева. А на самом-то деле планетка вшивая. Я ведь знаю не понаслышке, потому как летаю. У меня же планета своя есть. Причем законная, не купленная. И я летаю недалеко от Фаины Раневской и Даниила Хармса. Поэтому нам виднее сверху.

Давит шапка вранья и словоблудства

– А люди изменились?

– Меня часто спрашивают об этом, но в контексте педагогическом. В чем отличие студентов 1950-х годов от сегодняшних? Я ведь в Щукинском институте самый старый педагог, преподаю 61 год. Раньше этих 18-летних бемби нужно было два первых года раскрепостить. Сейчас они приходят, уже снявшись в рекламах виагры и прокладок, и наша задача теперь, наоборот, их закрепостить. Все остальное: сиськи, ноги, жопа, глаза – все то же самое. Другое дело, что они серые, ничего не знают.

Однажды пришел в училище Юрочка Яковлев. Он не преподавал, а просто зашел по своим делам. Сел в фойе внизу. И вся эта шпана летает мимо, задевая его. Я собираю курс и начинаю орать: «Вы что! Когда я учился, помню, в училище зашел народный артист Михаил Астангов. И мы, бросив занятия, побежали смотреть на него. А тут сидит великий русский актер Яковлев, и вы не замечаете, носитесь мимо!» А одна девочка заплакала и говорит: «Вы же нам ничего не рассказываете! Рассказали бы о своих встречах с Мейерхольдом». Вот! И это не анекдот, это их уровень знаний.

– Но вообще люди ожесточились...

– А потому что нет воздуха для общения. Перезвонимся и перезвонимся, понимаешь. Эсэмэски... Все бегут. По эмбриону я – интеллигентный мальчик, на скрипочке учился играть, что-то читал. Мои родители – мать работала в филармонии, папа – скрипач. У нас собирались великие люди – Журавлев, Яхонтов, Качалов... Они читали матери свои программы, играли в преферанс. Все было спокойно, не на бегу. Были компании, клубы (как мы называли их – клуМбы) по интересам. А сейчас большой разброс возможностей: четыреста каналов телевидения, только официальных театров в Москве – восемьдесят два! Информации полно. У людей голова кругом!

Огорчают меня сегодня человеческая некоммуникабельность, абсолютная поверхностность взаимоотношений. Искренность как явление выхолощена по всем параметрам – политическим, семейным. Огромная шапка вранья и словоблудства очень давит... Мои ряды редеют. Вот посмотри мою записную книжку – почти все фамилии и телефоны вычеркнуты. Падёж плотный. Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне: «Алло, это 26-й канал. Скажите ваше мнение о нем». И такой голос еще противный. Я уже превратился в атрибут ритуальных услуг.

– Когда-то Лев Дуров рассказывал, как придумал свои похороны. А вы часто задумываетесь, что возраст идет? Простите, тема такая печально-скользкая...

– Почему скользкая? Спидометр, счетчик, конечно, бежит. Помню, был такой чтец Всеволод Аксенов. Он при жизни написал сценарий своей панихиды: кто, откуда, в чем он будет. И вот по этому сценарию с ним прощались... Приходится иногда думать об уходе. С другой стороны, никому не известно, когда уйдешь. Главное – не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Помнишь у Пушкина: «...но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь... Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!»

Олег ПЕРАНОВ

Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2018.

источник


Ключевые слова: кумиры, мнение, обсуждаем
Опубликовано 07.12.2018 в 21:28
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Меерзон
Александр Меерзон 8 декабря 18, в 01:36 При чём здесь Россия. Культурный человек нигде материться не будет . ( Правда наших деятелей культуры я к ней не причисляю)
Был несколько месяцев в Англии , так там мат , нормальное выражение в обиходе простого жителя. Нам ещё постараться надо так ругаться.
Текст скрыт развернуть
2
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева) 8 декабря 18, в 04:04 Пессимично очень.
Культурный человек материться не будет в своем окружении. 
Но некоторые люди без мата ничего не понимают. Так что иногда надо наверное?
Обидно, что студенты "серые" - Читая в интернете надо фильтровать информацию, у молодежи нет такого фильтра. 
В этом вина нашего поколения. Не говорим и не рассказываем. Они все узнают в интернете. 
А там... Сами понимаете. Выбор огромный и где настоящее просто так не разобраться.
В памяти должно быть понимание от родителей и более старшего поколения. 
Нет смысла ругать молодежь, которую мы не подготовили к таким переменам. 
Текст скрыт развернуть
0
Mikhail Perlov
Mikhail Perlov 9 декабря 18, в 07:51 Недостаток культуры списовать на страну или обстоятельства - подтверждение недостатка культуры! Текст скрыт развернуть
0
Александр Меерзон
Александр Меерзон Mikhail Perlov 9 декабря 18, в 21:12 Совершенно верно. Откуда современный человек должен развивать свой культурный уровень, если в СМИ он ежедневно получает сплошную грязь.
Я помню , когда меня принимали в комсомол , один из членов нашей комсомольской организации воздержался, за то что во время футбольного матча я сказал на него неприличное слово. Конечно ругаться матом нехорошо и бескультурно, но особенно неприятно, что это часто оправдывают те люди , которых мы уважаем.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
"Вы там в своем гламурятнике…

"Вы там в своем гламурятнике офонарели?"

18 дек 17, 22:02
+27 10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Размышления неунывающей женщ…

Размышления неунывающей женщины "третьего возраста"

3 янв 18, 22:08
+27 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Они пришли убивать. В чем не…

Они пришли убивать. В чем не прав школьник Николай Десятниченко

21 ноя 17, 21:27
+23 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ВОТ ЧТО СТАЛО СО ЗВЕЗДОЙ ФИЛ…

ВОТ ЧТО СТАЛО СО ЗВЕЗДОЙ ФИЛЬМА ЗИТА И ГИТА

24 дек 17, 22:18
+22 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нашелся один, для которого Р…

Нашелся один, для которого Родина - не пустое слово

14 дек 17, 22:27
+22 22
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Иностранцы о России: «Порази…

Иностранцы о России: «Поразительно, как армия этой страны снова смогла стать Великой!?»

21 дек 17, 21:28
+17 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Страдания очищают душу»: Др…

«Страдания очищают душу»: Драматическая судьба Нины Дорошиной

3 дек 17, 23:01
+16 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРО…

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО...

22 ноя 17, 22:02
+16 10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по темам блога

Последние комментарии

Виктор Данцов
Александр Меерзон
Герой одного фильма пересчитал лотерейный выигрыш на бутылки водки.
Александр Меерзон Вот это повезло!!!
Татьяна Петрова
Татьяна Петрова
Татьяна Петрова
Не  "корова", а "Снежная королева", наверное?))
Татьяна Петрова Шедевры мультипликации из СССР
Анатолий Остин
Ан* Ш@Х
Геннадий Дедик
Елена Поспелова (не меняла)
Прекрасно и абсолютно верно!!! Мы подтверждаем.
Четыре кошки.
Елена Поспелова (не меня… Монолог Властелина Мира
Инна Гомулина (Моторичева)
Анатолий Гордейчик
С вами опять не договоришься. Злые вы.
Анатолий Гордейчик Поностальгируем. Школьная форма в разные годы
Анатолий Гордейчик
Ирина Пичугина
Александр Зотов
Чудо рукотворное.
Александр Зотов Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали
просто Валентина
Посмеялась.))))))
просто Валентина Обожаю таких бабулек... Если тебе за 60 — это не значит, что ты отстала от жизни!
Геннадий Дедик
Ираида Ермилова
засоряете эфир ерундой
Ираида Ермилова Обожаю таких бабулек... Если тебе за 60 — это не значит, что ты отстала от жизни!
Слава Тимофеев
Хорошие сказки
Слава Тимофеев Обожаю таких бабулек... Если тебе за 60 — это не значит, что ты отстала от жизни!
Игорь Гринёв
Ирина Луковская
Спасибо.
Ирина Луковская ПОЗДРАВЛЕНИЕ С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ!
Татьяна Петрова
Аля Влади...
а время идёт......
Аля Влади... Как убедиться, что с газовым оборудованием в вашем доме все в порядке
Татьяна Петрова
Аля Влади...
Татьяна Петрова
ЦУ - это громко сказано, скорее просьбы ))) 
Татьяна Петрова Батарейка раздора. Главные мифы о зарядке телефона
Сергей К.
Татьяна Петрова
Аля Влади...
Валентина Барышева
Аля Влади...