Нас не сломать! Как лечат перелом шейки бедра

Перелом шейки бедра для пожилого человека – страшная травма. Но если дей­ствовать быстро и правильно, можно не только спастись, но и вернуться к активной жизни!

Наш эксперт – врач-травматолог, кандидат медицинских наук, заведующий отделением травматологии и ортопедии ГКБ № 17 г. Москвы Сергей Новиков.

ЕщЁ недавно перелом шейки бедра был практически смертным приговором. Оказавшись прикованными к постели, старики в большинстве случаев погибали от сердечной недостаточности или пневмонии, развившихся из-за сниженной вентиляции лёгких на фоне длительной непо­движности.

Но сегодня всё уже не так страшно.

Скорость и натиск

Первым делом человека с такой травмой надо как можно быстрее доставить в отделение травматологии, где ему в самые ближайшие сроки нужно заменить сломанный сустав искус­ственным. Сегодня в столице операции по эндопротезированию при переломе шейки бедра проводят бесплатно по полису ОМС. Операция длится час-полтора и не требует общего наркоза, а выполняется под спинально-эпидуральной анестезией. Делается прокол в спинно-мозговом пространстве в районе поясницы, куда устанавливается катетер, по которому во время операции будет поступать обезболивающий препарат. Всё это время пациент лежит на здоровом боку. Разрез, необходимый для эндопротезирования, – всего 10–12 см, шов накладывается косметический. Искусственные суставы можно устанавливать, впрессовывая части эндопротеза в тазовую и бедренную кость  или «сажая» их на костный цемент (чаще у пожилых людей). Реабилитация в обоих случаях одинаковая.

Движение – жизнь

Лежать после операции можно как на спине, так и на здоровом боку, но, чтобы не вывихнуть прооперированный сустав, между ног надо поместить валик или большую толстую подушку, которая не даст ногам смыкаться. Но залёживаться не следует!

Садиться в постели не только можно, но и нужно уже в первые сутки после операции, а становиться на ноги с опорой на ходунки – на вторые. Соблюдать эту рекомендацию необходимо в любом возрасте, даже самом почтенном. Чем раньше пациент встанет, тем меньше у него шансов заполучить пролежни и пневмонию. А какими темпами активизировать работу ноги и увеличивать объём движений в прооперированном суставе, подскажет врач. Обычная рекомендация – на протяжении 2 месяцев передвигаться с ходунками или костылями-канадками, которые дают опору под локти и не натирают подмышки. Затем – пробовать ходить с тростью.

Как избежать осложнений

Боль, отёки, синяки после операции – дело обычное, но их не следует мужественно терпеть. Боль снимают назначенные врачом препараты. А сразу после операции хорошо помогает лёд, обёрнутый полотенцем и приложенный к месту сустава. В последнее время часто используются специальные клейкие ленты – тейпы. Они не только играют роль фиксирующей и давящей повязки, но и активизируют кровоток и лимфоток в том месте, где прикрепляются. При отёках поможет массаж, его родственники больного могут выполнять самостоятельно – совершая плавные движения от пальцев ноги к центру тела, будто выгоняя отёк наверх. Но если нога не только отекла, но и похолодела, можно заподозрить нарушение кровоснабжения. В этом случае надо срочно показаться врачу.

Очень важно предотвратить наи­более опасный риск – образование тромбов в сосудах. Обычно для этого пациенту на протяжении месяца после операции назначают антикоагулянты в таблетках. Кроме того, в течение 2 месяцев следует носить специальное компрессионное бельё (второго типа) или бинтовать ноги (в том числе и здоровую) эластичными бинтами. Первое время даже спать нужно в компрессионном белье, затем его можно носить только с утра до вечера.

90/90

Многие пациенты считают, что после эндопротезирования смогут жить как раньше, до болезни. Это не так. Конечно, искусственный сустав дарит больному новую жизнь, но всё-таки ограничения неизбежны. Поэтому заниматься баскетболом и бегом после эндопротезирования всё-таки не стоит. Первое время необходимо ограничивать нагрузку на прооперированный сустав. Это возможно делать только за счёт второй, условно здоровой ноги. Поэтому одновременно обе конечности, как правило, не оперируют.

В течение 90 дней после операции важно соблюдать технику безопасности, чтобы не вывихнуть прооперированный сустав. По этому поводу есть правило 90 градусов. Его суть в том, чтобы избегать таких движений, при которых угол между корпусом и бедром будет меньше прямого. Садиться можно только с вытянутой вперёд ногой (в этом случае угол будет больше 90 градусов). Также требуется ограничить повороты прооперированной ногой внутрь или наружу. Но и через 90 дней лучше не приседать на корточки, не сидеть нога на ногу, не скрещивать ноги. Ну и конечно, не бегать и не прыгать. Лучше ходить пешком, ездить на велосипеде, плавать. Кроме того, необходимо будет держать себя в форме, не набирать лишний вес, иначе преждевременный износ сустава неизбежен.

 

Дома и стены помогают

К выписке из больницы родственникам следует успеть переоборудовать жильё:

  • убрать подвижные коврики и электрические шнуры с пола;
  • поднять кровать на удобную высоту, ведь садиться на низкую постель прооперированному человеку противопоказано (помним про правило 90 градусов!). Необязательно покупать новую мебель. Достаточно подложить под ножки кровати кирпичи или толстые книжки. Или купить дополнительный плотный матрас;
  • убедиться, что вся мебель крепкая и устойчивая (выкинуть всё, что старое, хлипкое и на колёсиках);
  • поднять сиденья унитаза, кресел. На унитаз  установить специальную насадку (продаётся в аптеке или интернете). Она поднимает уровень сиденья на 7 см. На кресла и диваны – твёрдые подушки;
  • переоборудовать ванную. Установить резиновый противоскользящий коврик и поручень, а также особое сиденье (или положить на бортики ванны крепкую доску). Это позволит мыться, не совершая запрещённых движений больной ногой;
  • купить различные приспособления (чтобы не наклоняться). Это могут быть длинный рожок для обуви, щипцы для захвата предметов, специальный надеватель носков;
  • купить удобную обувь. И точно не на шнурках.

Держитесь!

Главное после операции – избегать повторных падений. Чтобы этого больше не произошло, мало переоборудовать быт, надо ещё хорошенько обследовать самого больного. Чаще всего потеря равновесия случается из-за голово­кружения, вызванного высоким давлением, нарушением сердечного ритма, проблемами с мозжечком. Всё это можно выявить у невролога, который выпишет нужные препараты, и риск падения уменьшится. Однако, согласно статистике, после 55 лет даже здоровые люди падают 3 раза в год. Поэтому пожилому человеку лучше передвигаться по улицам с ходунками и роляторами (трёх- или четырёхколёсной тележкой с тормозом-фиксатором). Такие устройства многократно уменьшают риск нового падения.

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх