«Я и метро мыл ночами». Борис Щербаков был уборщиком, чтобы быть актером

Борис Щербаков.

Борис Щербаков, который 11 декабря празднует 70-летие, — сегодня один из самых востребованных актеров страны. Мало кто в артистическом мире снимался в кино так же часто, как Щербаков, в его фильмографии более 200 кинолент. Эффектнее всего у актёра, которого природа наградила завидной внешностью, получались военные и герои-любовники. Хотя в мутные 1990-е, когда отечественная киноиндустрия мучительно пыталась выжить, он соглашался играть в сомнительных фильмах ужасов, мелодрамах и боевиках, лишь бы оставаться «в обойме».

В Питер ездил зайцем

Но было время, когда Щербаков буквально нищенствовал и по ночам разъезжал на моечной машине по платформе станции метро «Проспект Маркса» (ныне «Охотный Ряд»). Работа уборщиком помогала сводить концы с концами, благо за жилье платить было не нужно: в Москве актёр жил в общежитии Школы-студии МХАТ. А на выходные он ездил в родной город на Неве, где родился в 1949 г. в семье шофёра и работницы завода. Правда, путешествовал зайцем в общем вагоне, так как на билет зарплаты уборщика метро уже не хватало.

Борис Щербаков в фильме «Берег», 1983 год.
Борис Щербаков в фильме «Берег», 1983 год. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

«Конечно, трудно было, но с большой любовью тот период вспоминаю», — признавался «АиФ» артист.

На неудобства и лишения Щербаков пошел абсолютно осознанно: у него была заветная мечта учиться в Школе-студии МХАТ у народного артиста СССР Павла Массальского. Ради этого Борис, не задумываясь, бросил в Ленинграде режиссёрский факультет Института культуры имени Крупской, где учился.

«Узнав, что Массальский набирает курс, я всё бросил, рванул из Ленинграда в Москву, — рассказывал актер. — Опоздал, приехал, когда уже все вступительные экзамены закончились, но я вломился в аудиторию к преподавателям Школы-студии МХАТ и заорал: „Пал Массалич! Я хочу у вас учиться!“ На нервной почве перепутал отчество педагога. Но в итоге уговорил его».

Что касается театра, то много лет Щербаков играл во МХАТе имени Чехова, но потом из-за конфликта с руководителем был вынужден уйти. Период тот актер не вспоминает, слишком всё болезненно прошло. Как бы то ни было, и сейчас Щербаков не сходит с театральных подмостков, играя в антрепризах «Подкаблучники», «Всё сначала» и др.

Борис Щербаков с супругой Татьяной. 2019 год.
Борис Щербаков с супругой Татьяной. 2019 год. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

«Про антрепризу часто говорят: халтура, халтура, — сетует он. — Извините, но схалтурить можно везде, и в репертуарном театре тоже! Всё зависит от режиссера, ну и от нас, актеров, насколько выложились».

Один из любимых антрепризных спектаклей артиста — «Свободная пара», где Щербаков все время находится на сцене вдвоем с Марией Ароновой. Это своеобразный их бенефис. Они выдают экспромты прямо по ходу, обыгрывают политические и общественные новости, общаются с залом… У Щербакова роль супруга, который пропагандирует свободные отношения, так называемый «открытый брак», когда у каждого в семье есть право на «лево». «Но в итоге в голове моего героя всё меняется, когда у жены появляется воздыхатель и он понимает, каково ей было все эти годы», — рассказывал он ».

Его право на «лево»

Что касается личной жизни, то Щербаков женат многие годы на одной и той же женщине. Супруга — актриса и сценарист Татьяна Бронзова. Но, конечно, в семейной жизни у них за прожитые годы случалось всякое. Щербаков был востребован не только у кинорежиссёров по работе, но и у женщин. В своё время актриса Людмила Нильская дала огромное интервью известному глянцевому журналу, рассказав о страстном романе с Щербаковым. Да и в театре доброжелатели не упускали случая нашептать Татьяне об очередном романе её мужа. Борис Васильевич не дал ни одного комментария на этот счет. Да и вообще о личной жизни не особо любит говорить.

А если и рассказывает, то абсолютно нейтральные вещи: «Строительство дачи — целиком заслуга моей супруги, — говорил он. — Для нас это настоящий тыл, идеальный дом. Татьяна не только актриса и сценарист талантливый, но и проектировщик, архитектор, как выяснилось». Когда Бронзова закончила проект дома, для проверки деталей актерская семья послала бумаги профессионалам. «В итоге в фирме нам сказали, что всё сделано профессионально. Моя задача была только деньги зарабатывать», — вспоминает артист.

«Любое свободное время, которое у меня появляется, провожу в мастерской»...
Борис Щербаков: «Мебель на даче я сделал сам»

 

Глядя на Щербакова сегодня, можно только удивляться, как в 70 лет он остаётся таким бодрым и подтянутым. Борис Васильевич чудесных рецептов питания и программы упражнений не приводит: их попросту нет. «Всё дело в генах, — говорит он. — Если родителями и бабушками-дедушками генетически здоровья не заложено, то его и не будет».

Так что образцовый образ жизни Щербаков как не вёл в молодости, так и сейчас не ведет. «Вредных привычек у меня полно, — признался Борис Владимирович. — И я их ценю! Не боролся никогда и не собираюсь. Живём-то один раз!»

 

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх