На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Загадочный аутизм

Аутисты странные люди, их нередко принимают за дебилов и даже определяют в специальные школы для умственно отсталых детей. Но там выясняется: ребенок обладает рядом интеллектуальных возможностей, не свойственных «обычным» людям.

Медики во всем мире бьют тревогу: в последнее время все чаще детям ставят диагноз «аутизм». В чем причина? Чтобы в ней разобраться, надо понять, что скрывается в физиологии человека за интуитивными представлениями о гениальности.
Существуют ли ограничения для роста мозга как основы разума человека?

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, — Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон — ярчайшие примеры.

Эйнштейн в детском возрасте держался вне круга своих сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем — от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы.

Политехнический институт закончил, но вызвал такую неприязнь профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела — патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем.

Для аутичных личностей такое не редкость. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий XX века — электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.

Понятие «аутизм» было впервые введено 3. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых, больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира.

Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг. Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет, во многом зависит от внешних обстоятельств.

Именно потому нередко причиной появления признаков аутизма в возрасте до 2—2,5 лет служат самые различные предшествующие события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

По имеющимся данным, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Такой ребенок избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегает прямого взгляда.

У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза), он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушение слуха, которого в действительности нет.

При аутизме характерной чертой психического развития является противоречивость, неоднозначное проявление его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. В разных ситуациях ребенок может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности, иногда просто гениальные, к рисованию, музыке, конструированию.

Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка. Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией например, могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д.

 Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекают из целой системы страхов, а вследствие этого — самозапретов и самоограничений.

Речь отличается негибкостью, «сделанностью», «механистичностью», «попугайностью». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме.

Сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов невербального общения.

Аудиовокальная тренировка и аудиообучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие, «forceal holding», или холдинг-терапия.

Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Weich. Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, так как именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.

Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. Аутичные дети часто обладают незаурядным умом и талантом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: «Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того». Жизненные примеры убеждают, что так оно и есть.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх